Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
статья
Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива… Именно эти аспекты работы учителя-логопеда мы раскроем в данной публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 175.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
актуальные вопросы, проблемы, перспективы»
Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива…
Данные нововведения сформулированы в Приказе Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Примечательно, что данный стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, соответственно у педагогов было время для изучения и постепенного внедрения Стандарта.
Говоря о Стандарте, важно отметить, что он представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Стандарт включает в себя требования к: структуре АООП; условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения АООП. Безусловно, данные требования являются ориентиром в деятельности любой образовательной организации. Они стимулируют педагогов повышать свою квалификацию, а руководство образовательных организаций подбирать соответствующие кадровые ресурсы, пополнять материально-техническую базу школ и пр.
Ожидаемо, что при внедрении ФГОС происходит «ломка» старой модели образования, а при реализации АООП возникает множество трудностей у всех участников образовательного процесса, в том числе и у учителя-логопеда.
В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с тяжелыми, множественными нарушениями развития (ТМНР), с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате преобразований в системе образования коррекционная педагогика в целом и логопедия, в частности, поднялись на качественно новый уровень, поэтому учителя в коррекционных школах должны быть готовы работать с широким спектром категорий детей. Возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, т.к. наиболее распространенными отклонениями развития являются именно речевые расстройства.
Анализ данных обследования логопеда показывает, что большинство обучающихся с умственной отсталостью имеют системное недоразвитие речи разной степени, также дизартрию, ринолалию, заикание; имеют нарушения письменной речи (дисграфию, дислалию) и нуждается в помощи логопеда. Картина характера речевых нарушений полиморфна: от полного отсутствия речи до оперирования сложными фразами, в зависимости от структуры и тяжести нарушений. У детей с легкой умственной отсталостью чаще всего отмечается: снижение фонематического слуха, неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность процессов языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и связной речи, несовершенство когнитивных функций и неречевых процессов и т.д.
При проведении логопедического обследования для составления заключения педагогу зачастую не хватает данных анамнеза и/или данных обследования узких специалистов медицинского профиля. Логопед рекомендует родителям/опекунам получение дополнительных консультаций специалистов (невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортопеда и т.д.). К сожалению, не все родители обучающихся нашей школы прислушиваются к таким рекомендациям. Хотя, соблюдение рекомендаций врачей, своевременное лечение обучающихся (при необходимости) дает возможность повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и компенсации нарушений речи в более короткие сроки, например, как при дизартрии.
Логопедическое заключение, сформулированное с помощью данных из дошкольных образовательных организаций (или иных ОО) более точное и более продуктивное для последующих педагогических выводов, особенно у детей с ОВЗ. Так, вопрос взаимосвязи учителей-логопедов, специалистов психолого-педагогического сопровождения дошкольного и школьного звена остается несовершенным, хотя актуален и очень важен на современном этапе.
При планировании коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью учителю-логопеду важно участвовать в разработке адаптированных основных образовательных программ, что требует вложения значительных интеллектуальных, профессиональных ресурсов. На данном этапе в отечественной педагогике разработано недостаточно программ и учебно-методических пособий для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с РАС и др. При организации коррекционной работы по оказанию логопедической помощи обучающимся с ОВЗ учитель-логопед разрабатывает и реализует коррекционно-развивающие занятия для детей с различными нарушениями развития, участвует в инновационной проектной деятельности, что требует высокого уровня профессионализма. Педагог должен учитывать возраст, особенности развития обучающихся, структуру дефекта, уметь комплектовать группы, определять направления, методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбирать методические материалы и т.д.
Изучая динамику речевого развития детей с умственной отсталостью в процессе освоения АООП 2-3 раза в год, специалист имеет возможность скорректировать имеющуюся индивидуальную программу логопедической работы и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития. Осуществляя итоговую диагностику, охватывающую все компоненты речевой системы, логопед оценивает динамику речевого развития ребенка. При регулярном взаимодействии со специалистами психолого-педагогического сопровождения на уровне школы, при обязательном условии эффективной работы ПМП консилиума, учитель-логопед имеет возможность лучше скоординировать работу, что повышает ее эффективность.
Консультативная работа с семьей позволяет повысить уровень психолого-педагогической компетентности семьи по вопросам: онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза, обучения родителей специализированным приемам преодоления расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление письма и чтения, а также их профилактику. Но активно сотрудничает по данным вопросам лишь небольшая группа родителей.
Консультирование педагогического состава и администрации образовательной организации по вопросам создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ широко применима в практике учителя-логопеда, что позволяет внедрить в педагогическую практику специальные приемы и методы оказания помощи детям с ОВЗ, имеющими речевые нарушения. Наиболее ценны в работе предложения по повышению эффективности диагностической и коррекционной работы, обобщение и распространение наиболее эффективного опыта работы, разработка и внедрение новых технологий обучения. Данные предложения появляются при совершенствовании научно-методического потенциала логопеда, что требует определенных (в том числе и материальных) затрат со стороны учителя-логопеда.
Большинство современных логопедов компетентны в вопросах информационной и компьютерной грамотности, готовы использовать современные технические средства и программы в случае достойного материально-технического оснащения логопедических кабинетов. Но, зачастую, их обеспечение происходит по остаточному принципу, что значительно снижает эффективность и затрудняет работу специалиста.
В результате преобразований в системе образования РФ учителя-логопеды образовательных организаций должны быть готовы работать с широким спектром категорий детей, имеющими ОВЗ. В эссе обозначен ряд аспектов и проблем работы современного учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через призму деятельности учителя-логопеда нашей образовательной организации. Они актуальны на данный момент, также помогут педагогам проанализировать свою деятельность, оценить ее эффективность, работать в перспективе и в соответствии со Стандартом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
План внеурочной деятельности на 2017 - 2018 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказа Мино...
План внеурочной деятельности на 2018 - 2019 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказ...
План внеурочной деятельности на 2019 - 2020 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказа Мино...
План внеурочной деятельности на 2020 - 2021 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
План внеурочной деятельности на 2021 - 2022 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...