Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
(1 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_chteniya_i_pisma_5-9_kl.docx | 75.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями .
«Коррекция чтения и письма»
5-9 класс
2019-2020 учебный год
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
(1 вариант)
Москва
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по логопедическим занятиям разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.М., 1996.
4.Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.
Цель программы-коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи:
-создать условия для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
-обогащать и активизировать словарный запас детей путём накопления представлений об окружающем мире.
-развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
-формировать связную речь.
-развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.
Для которых характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- несформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале учебного года. На основании чего комплектуются группы с учётом вида речевой патологии из учеников одного класса. Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся, подгруппы из 2-3 человек. Подгрупповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжёлые нарушения речи.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия, но предусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков. Продолжительность индивидуальных занятий- 15 минут, подгрупповых- 20-25 минут, групповых- 40 минут. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. В 5-7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Логопедические занятия тесно связаны с письмом и развитием речи, с чтением и развитием речи
Третий этап – автоматизация навыка осознанного чтения и письма(4 – 5 классы)
Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:
1.Коррекция звукопроизношения.
2.Развитие грамматического строя речи (овладение моделями предложений различных синтаксических конструкций; отработка навыков согласования, управления).
3.Развитие навыков сложных форм звукового анализа и синтеза.
4.Развитие связной устной и письменной речи ( изложение по плану; творческий пересказ по плану с добавлением эпизодов; составление предложений и рассказа по вопросам, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений; составление рассказа по опорным словам после разбора с логопедом).
5.Обогащение словарного запаса путем использования синонимов, антонимов, фразеологизмов в речи.
6.Развитие высших психических функций.
7.Воспитание мотивации к учению; воспитание базовых эмоций личности; эмоционально адекватного поведения.
8.Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики.
9.Воспитание языковой культуры речи.
Четвёртый этап – заключительный (6 - 7классы)
Это индивидуальная работа с ребятами, имеющими более сложное речевое нарушение или групповые занятия по совершенствованию навыка осознанного письма на уровне текста.
На всех этапах работы, на каждом занятии логопед исправляет недостатки речи, развивает психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память), эмоционально – волевую сферу, воспитывает положительные черты характера личности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Логопедические занятия» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным планом на его изучение отводится:
Количество учебных часов: 5 класс- 68 ч (2 часа в неделю)
6 класс- 68 ч (2 часа в неделю)
7 класс- 68 ч (2 часа в неделю)
8 класс -68 ч (2 часа в неделю)
9 класс- 68 ч (2 часа в неделю)
Критерии оценок коррекционно-логопедической работы
№ п/п | Параметры | Уровни развития функции | балл | Характеристика |
I. | Звукопроизношение | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Нарушено несколько групп звуков. Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков Звукопроизношение в норме |
II. | Фонематическое восприятие | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Фонематические процессы не сформированы. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы С заданием справляется, но допускает несколько ошибок Фонематические процессы в норме |
III. | Слоговая структура слова | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Не воспроизводит. Искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков). Замедленное послоговое воспроизведение. Правильно и точно воспроизводит в предъявленном темпе. |
IV. | Словарный запас | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Активный словарь ограничен бытовым уровнем Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения Активный словарь близок к возрастной норме |
V. | Фразовая речь | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Пользуется отдельными словами. Фраза аграмматична. Допускает незначительные ошибки. Правильно строит фразу. |
VI. | Грамматический строй речи | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Речь резко аграмматична Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении Грамматический строй близок к возрастной норме |
VII. | Фонематический анализ и синтез | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Отказ от выполнения. Задания не доступны. Допускает 1-2 ошибки. Все задания выполнены. |
VIII. | Связная речь | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | 1 2 3 4 | Связная речь не сформирована. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой. При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции |
Личностные и предметные результаты коррекционного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
на конец обучения в 5 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
|
|
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
на конец обучения в 6-7 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
|
|
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
на конец обучения в 8-9 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
|
|
Состав базовых учебных действий, обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные:
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Обучающиеся должны:
-овладеть первоначальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-владеть этическими чувствами, быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей;
Коммуникативные:
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Обучающиеся должны:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель-группа);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом занятии и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Обучающиеся должны:
-уметь управлять собой;
-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
-соблюдать ритуалы школьного поведения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Познавательные:
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Обучающиеся должны (самостоятельно или с помощью учителя):
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях), уметь применять усвоенные навыки в учебной и внеурочной деятельности.
Содержание коррекционного курса
5 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово
Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах предложения.
Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Деление текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по картинке.
II. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению.Понятие «согласные звуки и буквы». Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.
III. Состав слова
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи. Имя существительное
Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.
V. Связная речь. Текст
Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения.Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование
6-7 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово
Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах предложения.
Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Деление текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по картинке.
II. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные.Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Понятие «согласные звуки и буквы». Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.
III. Состав слова
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи
Имя существительное
Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. Образование прилагательных от существительных. Разбор имени прилагательного как части речи.
V. Связная речь. Текст
Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование
8-9 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово
Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах предложения.
Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Деление текста на предложения. Восстановление деформированного текста.
II. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные.Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.
III. Состав слова
Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи
Имя существительное
Имя существительное. Лексическое значение имён существительных.
Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. Образование прилагательных от существительных. Разбор имени прилагательного как части речи.
Глагол
Глагол. Лексическое значение глагола. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. Изменение глаголов по временам. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.Правописание неопределённой частицы не глаголами.Разбор имени глагола как части речи.
V. Связная речь. Текст
Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование
Формы контроля: проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты.
Обследование на начало учебного года и конец учебного года. Предусмотрены две проверочные работы по контролю знаний (контрольное списывание с печатного текста, контрольный диктант)
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкаясистема логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) обучающихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даёт возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения.
В основу организации процедуры логопедического обследования устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Методики обследования устной речи применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно).
Периодичность проведения традиционна: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 85%; выше среднего – 84,9 -70%; средний – 69,9 - 55%; низкий – 54,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.
Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.
При проведении мониторинга сформированности навыка письма решаются следующие задачи:
- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;
- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);
- выявление особенностей продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из учащихся, корректировка характералогопедического воздействия.
Исследование письменной речи обучающихся осуществляется на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.Исследование навыка чтения обучающихся осуществляется так же на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть.При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыка чтения.
Тематическое планирование
5 класс
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
1 | Обследование | 4 | ||
I | Речь. Предложение. Слово | |||
2 | Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения | 1 | Органы речи, строение артикуляционного аппарата | |
3 | Пространственные представления | 1 | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда | |
4 | Временные представления | 1 | Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий | |
5 | Предложение | 1 | Составление простого нераспространённого предложения. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков | |
6 | Предложение. Деление текста на предложения | 1 | ||
7 | Предложение. Слово | 1 | Составление простого нераспространённого предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. Определение последовательности слов в предложении Составление схем предложений. Составление предложений по схемам. | |
8 | Дифференциация понятий «предложение» - «слово» | 1 | ||
9 | Определение последовательности слов в предложении | 1 | ||
10 | Составление схем предложений | 1 | ||
11 | Составление предложений по схемам | 1 | ||
II | Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез | |||
12 | Звуки речи. Способы их образования | 1 | Наблюдение за работой органов речи: Образование гласных первого ряда, согласных | |
13 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий | 2 | Дифференциация понятий «звук» - «буква» Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных | |
14 | Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит | 1 | ||
15 | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв | 1 | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных | |
16 | Упражнение в звукобуквенном анализе | 1 | Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами. | |
III | Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов | |||
17 | Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги | 1 | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов на письме по слогам. | |
18 | Деление слов на слоги | 1 | ||
19 | Деление слов на слоги. Перенос слов при письме | 1 | ||
20 | Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов | 1 | Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов | |
IV | Ударение | |||
21 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | 1 | Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Определение ударного гласного. | |
22 | Ударные и безударные гласные. Сравнение звучания гласных в ударном и безударном положении | 1 | ||
23 | Упражнение в постановке ударения в словах | 1 | ||
24 | Практические упражнения в правописании безударных гласных | 1 | ||
V | Гласные 1-го ряда | |||
25 | Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А | 1 | Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | |
26 | Звук [у] и буква У | 1 | ||
27 | Звук [о] и буква О | 1 | ||
28 | Звук [ы] и буква Ы | 1 | ||
29 | Звук [э] и буква Э | 1 | ||
VI | Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные | 12 | ||
30 | Буква Я. Дифференциация гласных А-Я | 1 | Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я. | |
31 | Дифференциация гласных А-Я | 1 | Уточнение и сравнение Артикуляции гласных А-Я. Дифференциация гласных звуков А-Я. Соотнесение звуков с буквами. | |
32 | Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю | 1 | Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Ю | |
33 | Дифференциация гласных У-Ю | 1 | Уточнение и сравнение Артикуляции гласных У-Ю. Дифференциация гласных звуков У-Ю. Соотнесение звуков с буквами. | |
34 | Буква Е. Дифференциация гласных Э-Е | 1 | Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Е |
Материально-техническое обеспечение
Методические пособия для учителя-логопеда:
1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. М., 2011.
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.
5.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004.
6.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
8.Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.
9.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
10.Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
11.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
12.Программы для подготовительного, 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 2013
13.Программы для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011.
Дополнительная литература для обучающихся:
1.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004
Печатные пособия:
наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;
Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Технические средства обучения – компьютер;, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы, игры).
Тематическое планирование
6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
1 | Обследование | 4 | ||
I | Речь. Предложение. Слово. | |||
2 | Вводное занятие. Правила речи. | 1 | Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов. Нахождение подлежащего и сказуемого в предложении. Нахождение второстепенных членов предложения. | |
3 | Речь. Предложение и его признаки. | 1 | ||
4 | Дифференциация понятий "предложение"-"слово" | 1 | ||
5 | Связь слов в предложении. | 1 | ||
6 | Восстановление "рассыпанных" предложений. | 1 | ||
7 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
8 | Главные члены предложения. | 1 | ||
9 | Второстепенные члены предложения. | 1 | ||
10 | Однородные члены предложения. | 1 | Нахождение однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах.Составление схем предложений. | |
11 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | ||
12 | Членение сплошного текста на предложения. | 1 | ||
II | Звуки и буквы. | |||
13 | Алфавит. | 1 | Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой | |
14 | Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах. | 1 | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Закрепление правил правописания разделительного ь. | |
15 | Употребление предлогов в предложении. | 1 | Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных. | |
16 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | ||
III | Состав слова. | |||
17 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. | 1 | Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов. | |
18 | Правописание безударных гласных в корне. | 1 | Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов) | |
19 | Образование слов имеющих несколько корней. | 1 | Образование сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е | |
20 | Окончание. Роль окончания в предложении. | 1 | Нахождение окончания в словах. Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания. | |
21 | Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании. | 1 | Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами. | |
22 | Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в словообразовании. | 1 | Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. | |
23 | Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и предлогов. | 1 | Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Составление слов из значимых частей; разбор слова по составу; подбор слов к схемам. | |
24 | Разделительный ъ знак после приставок. | 1 | ||
25 | Сопоставление разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. | 1 | ||
26 | Правописание приставок. | 1 | ||
27 | Образование слов при помощи разных частей слова. | 1 | ||
IV | Части речи. | |||
28 | Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте. | 1 | Обогащение словаря предметов. Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация. | |
29 | Распознавание частей речи и членов предложения. | 1 | ||
30 | Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении. | 1 | ||
31 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | ||
32 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||
33 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных, умение различать род. | |
34 | Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных. | 1 | ||
35 | Упражнение в определении рода имён существительных. Итог. | 1 |
Тематическое планирование 7 класс со смешанной формой дисграфии
(аграмматическая, элементы акустической и оптической дисграфии)
№ п/п | Темы и содержание занятий | Кол-во час | Речевой и программный материал | Нормализация учебной деятельности | ||
1 | Логопедическое обследование учащихся. Выявление нарушений устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, имеющих речевые нарушения. Комплектование логопедических групп | 4 | Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи и лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи | Исследование неречевых процессов Формирование приемов учебной деятельности Уточнение пространственно-временных представлений. Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше, позже, прошлый, будущий,сначала, потом,реже, чаще Развитие понятийного мышления, скорости мышления. Развитие внимания Упражнения, направленные на увеличение объема внимания Упражнения, направленные на тренировку скорости распределения внимания Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания Усиление концентрации слухового внимания Развитие зрительно-моторных координаций Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игра «Электронная муха» Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал - заплакал Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстракт-ного мышления Развитие словено-логического мышления Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их Развитие логического мышления Формирование причинно-следственных связей Развитие слуховой памяти. Развитие зрительной памяти Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений Развитие линейной памяти (линейное распознание пред-метных картинок в сюжетной последовательности) Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги Формирование приемов самоконтроля | ||
Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов | ||||||
2 | Звуки и буквы Гласные и согласные звуки Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог» | 1 | Дифференциация понятий «гласные - согласные». Сравнение слов по количеству слогов. Типы слогов | |||
3 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных» | 1 | Деление слов на слоги. Слова с прямыми закрытыми слогами и слогами со стечением согласных | |||
4 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры | 1 | Порядок слогов в слове. Деление слов на слоги. Правила переноса | |||
5 | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. | 1 | Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию | |||
6 | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквыа-я, о-ё, у-ю, ы-ипосле твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных. Правила написания предложения. Связь слов в предложении | |||
7 | Обозначение мягкости согласных буквой Ь | 1 | Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных | |||
8 | Буква Ь в конце и в середине слова | 1 | Дифференциация понятий «звук – буква». Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь | |||
9 | Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и | 1 | Сопоставление произношения и написания слов с разделительным Ь | |||
10 | Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного Ь | 1 | Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Перенос слов сразделительным Ь и с Ь | |||
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство | ||||||
11 | Парные звонкие и глухие согласные Дифференциация звонких и глухих согласных звуков | 1 | Установление сходства и различия парных согласных звуков | |||
12 | Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т],[Г – К – Х], [В–Ф],[З – С], [Ж–Ш]-в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Работа со словами-паронимами. Правописание «жи-ши» | |||
13 | Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях | |||
14 | Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов | |||
15 | Дифференциация звуков [Ч–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Выделение звуков [Ч]– [Ц] в разных позициях | |||
Дифференциация оптически сходных букв | ||||||
16 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв О – а | 1 | Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме | |||
17 | Дифференциация гласных О – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | Развитие зрительной дифференциации строчных букв «о – а»Нахождение букв в «Волшебном квадрате» | |||
18 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ш–щ | 1 | Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости Узнавание букв по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга | |||
19 | Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | Развитие зрительно-моторных координаций. Правописание «жи-ши» | |||
Слово. Словосочетание. Предложение | ||||||
Развитие навыков словообразования | ||||||
20 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению | 1 | Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Омонимы (слова-«близнецы») | |||
21 | Слово. Однокоренные слова | 1 | Знакомство с однокоренными словами | |||
22 | Однокоренные слова и слова-омонимы | 1 | Омонимы (слова-«близнецы»). Выявление значения в контексте. Правила написания предложения | |||
23 | Однокоренные слова и слова-паронимы | 1 | Выявление значения в контексте. Согласование слов в словосочетании и предложении | |||
24 | Родственные слова | 1 | Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря | |||
25 | Корень слова | 1 | Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов | |||
26 | Сложные слова | 1 | Знакомство со сложным способом словообразования. Развитие умения образовывать сложные слова | |||
27 | Приставка. Приставочное словообразование | 1 | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений | |||
28 | Приставки пространственного значения | 1 | Тренировка в нахождении приставки в словах. Развитие пространственных представлений | |||
29 | Приставки временного значения | 1 | Тренировка в нахождении приставки в словах. Развитие временных представлений. | |||
30 | Образование слов при помощи приставок | 1 | Образование слова префиксальным способом. Подбор различных приставок к словам, обозначающим действия предметов. Работа с антонимами | |||
31 | Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу По плану: 34 часа. | 1 | Правописание приставок.Тренировка в нахождении приставки в словах. Развитие временных и пространственных представлений | |||
32 | Резерв. Суффикс.Суффиксальное словообразование | 1 | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов | |||
33 | Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы | 1 | Закрепление знания о правописании суффиксов. Обогащение словаря путем образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением | |||
34 | Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий | 1 | Закрепление знания о правописании суффиксов. Обогащение словаря по теме: «Профессии» | |||
35 | Резерв. Морфологический состав слова | 1 | Тренировка в морфологическом разборе слов. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами | |||
36 | Ударение. | 1 | Обогащение словаря. Слова-омографы. Работа над слого- ритмическим оформлением слова. Различение ударных и безударных гласных | |||
37 | Безударные гласные в корне слова | 1 | Выделение безударных гласных в словах. Обогащение словаря. Подбор родственных слов | |||
38 | Предлоги. ПредлогиВ – НА - ИЗ Языковой анализ предложений | 1 | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Закрепление знания о правописании предлогов | |||
39 | ПредлогиНАД - ПОД Восстановление деформированных предложений | 1 | Развитие временно-пространственных представлений. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи | |||
40 | ПредлогиК – ОТ Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое | 1 | Закрепление знания о предлогах. Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета Установление порядка слов и грамматических связей в предложении | |||
41 | Предлоги ОТ – ИЗ | 1 | Закрепление знания о предлогах. Практическое употребление существительных в форме ед.ч. Р.п. Правила написания предложения. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи | |||
42 | Предлоги С – СО | 1 | Дифференциация предлогов и приставок. Согласование слов в словосочетании и предложении. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи | |||
43 | Дифференциация предлогов и приставок. Одинаковые предлоги и приставки | 1 | Нахождение приставок в словах.Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений.Восстановление деформированных предложений Установление грамматических связей между словами в предложении | |||
44 | Итоги коррекционной работы за год Итого: | 1 44 | Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности работы с обучающимися |
Приложение
Показатели динамики правильного формирования письма:
- развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
- умение различать букву и звук, овладение правильным начертанием письменных строчных и прописных букв;
-правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;
- понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
-различать слова и предложения, предложения и тексты (повествование, описание);
- умение выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
Оценка достижения планируемых результатов коррекционно-педагогической работы позволяет оценить динамику личных достижений обучающихся с нарушением письма.
Стандартизированные диагностические методики письма используются на начальном и заключительном этапах коррекционно-педагогической работы. Проверочные работы проводятся в конце каждого тематического раздела планирования.
Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки взрослого для создания ситуации успеха.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА
Литературный источник. Автор, название методики, выходные данные:
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». М., 2008
Краткое описание методики:
Методика обследования письма является стандартизированной. Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование осуществляется с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путём вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных учеником. Аналогично оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов.
Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.
К дисграфическим ошибкам следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения:
- Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (звонкие и глухие согласные, включая их мягкие пары, твердые и мягкие согласные).
- Оптические ошибки.
- Моторные ошибки.
- Зрительно-моторные ошибки.
- Зрительно-пространственные ошибки.
- Ошибки звукового анализа и синтеза.
Специфика данной методики:
одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Учащиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале следующего года при переходе в следующий класс. Материал, используемый для обследования в конце 1 класса, дается еще раз в начале 2 класса; материал, используемый для обследования в конце 2 класса, дается детям еще раз в начале 3 класса и т.д. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающих к концу учебного года, у других – распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае – в начале нового учебного года. Полученные сведения позволяют проектировать индивидуальную программу коррекционной работы.
- Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.
- Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.
- Для обследования следует выбирать одно и то же время, например, первую половину дня.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Обследование проводится фронтально, т.е. у всех учащихся в классе или в небольших (под) группах детей, зачисленных на логопедические занятия.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Общая продолжительность – 60-80 минут (ориентировочно), из них время проведения обследования – 40-45 минут (или время ограничивается временными рамками, отводимых для данных видов письменных работ), время для проверки выполненных заданий – 5-10 минут (на каждого ребенка), время для анализа допущенных ошибок – 10-15 минут (на каждого ребенка).
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для учащихся 1-4 классов.
- Тексты для учащихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал).
- Тетради (если задания выполняются детьми, зачисленными на занятия), тетрадные листы (если задания выполняются всем классом).
ТРЕБОВАНИЯ:
- Перед выполнением письменных работ детям нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.
- В разных классах или (под) группах детей диктант должен проводить один и тот же специалист (логопед или учитель).
- Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.
- Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.
Программно-методическое обеспечение
- Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
4. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
5. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
6. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
7. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Учебные средства:
- Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные З – С. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М: Издательство Гном и Д, 2011.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Ж – Ш. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М: Издательство Гном и Д, 2011.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Д – Т. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М: Издательство Гном и Д, 2011.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Г – К. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М: Издательство Гном и Д, 2011.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные В – Ф. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М: Издательство Гном и Д, 2011.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Б – П. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М: Издательство Гном и Д, 2011.
- Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М: Издательство «Гном и Д», 2007.
- Е.В. Мазанова. Учусь работать со словом.. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2007.
- Е.В. Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушениемязыкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1 – М: Аквариум, 2006.
- Е.В. Мазанова. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2 – М: Аквариум, 2006.
- Е. Мазанова. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М: Аквариум, 2006.
Литература:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
3.Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. – М.: Просвещение, 2014.
4. Карцева Т.В. Планирование логопедической работы в начальной школе.
// Логопед. – 2009 . –№ 6
4.Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
5.Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
6. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
7.Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.
- Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.
Тематическое планирование.
8-9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
1 | Обследование | 4 | ||
I | Речь. Предложение. Слово | |||
2 | Вводное занятие. Правила речи | 1 | Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого. Нахождение в предложении второстепенных членов предложения Понятие «словосочетание» Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. | |
3 | Предложение. Признаки предложения | 1 | ||
4 | Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации | 1 | ||
5 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
6 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | ||
7 | Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов | 1 | ||
8 | Словосочетание. Образование словосочетаний | 1 | ||
9 | Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ | 1 | ||
10 | Членение сплошного текста на предложения | 1 | Нахождение в предложении однородных членах предложения. Простое и сложное предложение. Составление схем предложений. Составление простых и сложных предложений. | |
11 | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах | 1 | ||
12 | Простое и сложное предложения | 1 | ||
13 | Упражнение в различении простого и сложного предложения | 1 | ||
14 | Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений | 1 | ||
15 | Сложное предложение с союзами и,а,но. | 1 | ||
II | Звуки и буквы | |||
16 | Алфавит | 1 | Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой | |
17 | Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление | 1 | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Закрепление правил правописания разделительного ь. | |
18 | Употребление предлогов в предложении | 1 | Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных. | |
19 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными | 1 | ||
III | Состав слова | 9 | ||
20 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова | 1 | Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов. | |
21 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов) | |
22 | Упражнение в образовании слов имеющих несколько корней | 1 | Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е | |
23 | Роль окончания в предложении | 1 | Нахождение окончания в словах. Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания. | |
24 | Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку | 1 | ||
25 | Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании | 1 | Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами. | |
26 | Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании | 1 | Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. | |
27 | Овладение способами различия приставок и предлогов | 1 | Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов. | |
28 | Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок | 1 | ||
IV | Части речи | |||
29 | Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте | 1 | Обогащение словаря. Обогащение словаря предметов. Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация. | |
30 | Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении | 1 | ||
31 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | ||
32 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||
33 | Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен существительных | 1 | Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных, умение различать род. | |
34 | Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода Итог: | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителя-логопеда:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС,2010.
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.
5.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
6.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
7.Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3, №4- М.: «Просвещение» 2002.
2.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.
Печатные пособия:
наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;
Учебно-практическое оборудование:
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Экранно-звуковые пособия (презентации, игры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью
1. Пояснительная записка2. Цели и задачи программы3. Методологические и теоретические основы программы 4....
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР)
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 1-4 класс (для детей с ТМНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9
Коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму про...
- Мне нравится (1)