РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данный курс предназначен для учащихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_defektologicheskie_krz_uo_var_2_5-9_kl.docx | 60.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № _________ «____»_____________ | «Утверждаю» Директор ГКОУ Центр инклюзивного образования «Южный» ____________ Т.В. Кизерман « ___ » _________ года |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Дефектологические коррекционно-развивающие занятия»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)(ВАРИАНТ 2)
5-9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данный курс предназначен для учащихся 5-9 классов.
Цель: максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков.
Задачи:
- Формирование наглядно-образного мышления.
- Совершенствование внимания, саморегуляции и контрольных действий.
- Совершенствование тактильного, зрительного, слухового восприятия.
- Совершенствование сенсорных эталонов и пространственных представлений.
- Совершенствование слухового внимания и памяти.
- Дальнейшее расширение объема зрительной и слухоречевой памяти.
- Совершенствование зрительной и моторной памяти, зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.
- Развитие математических представлений.
Характеристика коррекционного курса
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана с учетом особенностей психофизического развития, познавательной деятельности данной группы детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа содержат материал, способствующий достижению обучающимися того уровня общеобразовательных знаний, умений и трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.Основными критериями отбора материалаявляются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена коррекционно-развивающими занятиями. Курс «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 1 занятие в неделю - 35 часов. Индивидуальное занятие – 40 минут, подгрупповые занятия – 40 минут.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
1. Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
-использование по назначению учебных материалов;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,алгоритмом действия и т.д.
Способы определения результативности
При реализации рабочей программы производится оценка индивидуального развития обучающегося. Результаты педагогической диагностики заносятся в протокол обследования обучающегося, которая хранится в кабинете учителя-дефектолога.
Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
-коррекция высших психических функций и познавательных процессов обучающихся;
-построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение
- мониторинг (тестирование, диагностические задания).
Периодичность проведения диагностики – 3 раза в год: входящая (количество часов -2), промежуточная (количество часов -1) и итоговая (количество часов -2). По результатам диагностики учителем-дефектологом составляется индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося на основе данной рабочей программы.
Содержание коррекционного курса
Структура программы коррекционных занятий включает в себя следующие разделы:
- Развитие сенсомоторной координации
С помощью практических упражнений развивать у обучающихся зрительно-двигательную координацию, учить детей обводить по контуру, трафарету, по пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические упражнения, совершенствовать манипулятивную функцию рук.
- Развитие временных и пространственных представлений
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию познавательной активности. Закрепление характеристик времён года, месяцы, дни недели их последовательность.Формирование представления о пространственном расположении частей тела (вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).
Определение размещенности предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.).Определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека.
- Развитие мнемических процессов и внимания.
- Включает в себя практические игры и упражнения на развитие слухового, зрительного, двигательного запоминания, произвольного внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
- Развитие математических представлений. Развитие математических представлений предполагает представления о числе, счете, арифметических действиях; различение и узнавание денежных знаков (монета,купюра).
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).
Примерное тематическое планирование
N | Тема | Содержание работы | Ожидаемый результат |
Зрительное внимание и подражание | Воспроизведение действий взрослого без предметов. Воспроизведение действий взрослого с предметами. | ||
Сравнение изображенных сюжетов | Учить детей сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фазу одного и того же события или явления. | Сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фазу одного и того же события или явления | |
Зрительное внимание и запоминание | Найти спрятанный предмет и поставить его на нужное место, запомнить картинки. Восстановить последовательность предметов по названию; по памяти. Попросить ребенка самого спрятать игрушку и затем найти ее место. | ||
Восприятие целого | Складывать разрезные картинки из двух и более частей с разной конфигурацией разреза. Дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.) Складывать фигуры из частей. Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех—шести элементов; дорисовывать недостающие части рисунка. | Складывать разрезные картинки из двух и более частей. Дорисовывать недостающие части рисунка; воссоздавать целостное изображение предмета по его частям (4-6 частей). | |
Тактильное восприятие | Выбирать предметы на ощупь по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмет не называть). Группировать предметы по кинестетически воспринимаемому признаку: по материалу, по качеству поверхности. Развивать и совершенствовать представления о различных качествах и свойствах поверхности предметов. | Обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализатора. Группировать предметы по материалу. | |
Восприятие цвета | Сличать цвета: по подражанию, в соответствии с образцом. Выполнять инструкции: «Дай такой как у меня; как на столе и т.д.»; «Дай предметы одинакового цвета». Продолжить использовать цвет в рисунках, аппликациях, в процессе ручного труда. Учить обращать внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом время года (осень желтая, зима белая). | Соотносить по цвету. Обозначать определенным цветом время года. Использовать цвет в рисунках, аппликациях. | |
Геометрические тела | Различать геометрические тела (куб, шар, призма, брусок) в процессе игры по подражанию. Выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки. Проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. | Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности. | |
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | Соотносить знакомые предметы с геометрическими телами. В работе использовать предметы, форма которых приближена к эталонам формы (например: шар - мяч, апельсин, др.; куб – кубик, коробка; призма – пирамидка). | Соотносить формы предметов с геометрическими телами. | |
Геометрические фигуры | В работе использовать прием взаимного наложения или приложения. Например, учитель берет куб, кладет его на квадрат, изображенный на листе бумаги. Затем убирает геометрическое тело, обращает внимание детей на геометрическую фигуру и называет ее «квадрат». Собирать геометрическую фигуру из 2-х и нескольких частей и составлять ее из счетных палочек с опорой на образец. | Узнавать (различать) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой | Сравнивать объемные и соответствующие плоскостные формы с обозначением черт схожести и отличия (шар – круг, куб – квадрат, призма – треугольник). | Соотносить геометрическую форму с геометрической фигурой. | |
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами | Соотносить знакомые предметы с геометрическими фигурами. В работе использовать предметы, форма которых приближена к форме геометрических фигур (например: круг – пуговица, монетка, тарелочка и др.; квадрат – платочек, салфетка, коробка и др.; треугольник – косынка, флажок и др.; прямоугольник – книга, шкаф и т.д.). | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). | |
Конструирование из геометрических тел, фигур, палочек | Накладывать на схему из геометрических фигур детали, чтобы получились предметные изображения. Строить по инструкции дорожки, заборчики, стол, стул, кровать и т.д. | Конструировать по образцу, по показу. | |
Восприятие величины: большой-маленький высокий-низкий длинный-короткий широкий-узкий толстый-тонкий | Различать и сравнивать предметы по величине, высоте, длине, толщине. Сначала сравнивать два предмета, контрастных по размеру, высоте, длине, ширине, толщине способом приложения, затем наложения. Учить составлять упорядоченный ряд по убыванию (возрастанию) из трех предметов, затем из четырех и пяти предметов. Сначала раскладывать предметы в ряд слева направо по убыванию, сравнивая предметы между собой. Для составления ряда рекомендуем в начале обучения использовать визуальную опору (линия, метки). | Различать предметы по величине, высоте, длине, толщине, ширине. | |
Классификация по одному признаку | Группировать предметы по образцу, по показу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков (цвет, форма, величина). | Группировать предметы по образцу, по показу, по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков. | |
Временные понятия: части суток | Внимание обращать на характерные признаки отрезка времени (день – светло, светит солнце, дети идут в школу и т.д.), на их последовательную смену (сначала будет день – потом наступит ночь и т.д.). Формировать обобщённое понятие «сутки». | Узнавать (различать) части суток, знать порядок следование частей чуток. | |
Временные понятия: времена года | Внимание обращать на последовательную смену (на смену осени приходит зима, которую сменяет весна и т.д.). Формировать обобщённые понятия «время года», «сезон», «год». В работе использовать календарь.
| Различать времена года, знать порядок следования сезонов в году. | |
Временные понятия: месяцы | Представление о временах года формируется в рамках работы по нескольким предметам. На математике внимание детей обращается на последовательную смену (на смену осени приходит зима, которую сменяет весна и т.д.). Формируются обобщённые понятия «время года», «сезон», «год». Когда ребенок имеет представление о годе и временах года, его знакомят с названием месяцев, относящихся к каждому времени года. В работе используют календарь. | Узнавать (различать) месяцы, знать последовательности месяцев в году. | |
Временные понятия: дни недели | Знакомить детей с названием дней недели. Учитель должен обращать внимание на то, что начинается новый день, называет его и обозначает его словом или символом. При формировании обобщённого понятия «неделя» последовательность дней должна быть представлена наглядно. При формировании понятия «сейчас» детям предлагается выполнить знакомое для них задание (например, что-то нарисовать). Учитель обозначает этот временной промежуток, используя понятие «сейчас» («Сейчас вы рисуете»). При формировании понятий «вчера» и «завтра» рекомендуется отталкиваться от знакомого регулярно происходящего события, например, ночной сон: «вчера» - то, что происходило до сна; «завтра» - то, что будет происходить после сна. Понятие «сегодня» дается как временной промежуток между двумя ночами, события рассматривается в прошедшем, настоящем и будущем времени: что уже было, что происходит сейчас, что еще произойдет. | Узнавать (различать) дни недели. | |
Дискретные множества | Знакомить с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) множествами. Выделять отдельные (однородные) предметы из группы по образцу, подражанию. Выделять отдельные (однородные) предметы из группы по словесной инструкции. Различать дискретные (игрушки, предметы) множества по количеству: много — мало. | Выделять однородные предметы из множества по образцу, подражанию, словесной инструкции различать дискретные (игрушки, предметы) множества по количеству: много — мало. | |
Сравнение дискретных множеств | Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству (отличающиеся между собой на две единицы: 1 и 3, 4 и 6), устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приемы наложения и приложения | Сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше | |
Непрерывные множества | Знакомить с практическими действиями (пересыпать, переливать из сосуда в сосуд, искать предметы в среде) с непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Различать непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много — мало (педагог дает образец речевого высказывания: в большом ведерке много песка, в маленьком — мало). | Различать непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много — мало. | |
Сравнение непрерывных множеств | Учить сравнивать по количеству непрерывные множества (в большом ведерке больше песка, в маленьком — меньше). | Сравнивать непрерывные множества по количеству. | |
Количественные представления: один – много – мало | Аналогичным образом проводится работа на разнородных предметах (например, 10 разных игрушек). При формировании понятий «мало», «много» ребенку предъявляют 2 множества, резко контрастные по количеству (например, «мало» - 2-3 предмета, «много» - 10 и более предметов). Учить выделять из группы предметов несколько предметов, обладающих определенными свойствами (одним или несколькими): цвет, величина, форма, назначение. Рекомендуется проводить упражнения на действия с непрерывными множествами: переливание воды, пересыпание песка и т.д., определяя вместе с учителем величину множеств. При работе с жидкими и сыпучими материалами рекомендуем использовать пластиковые прозрачные емкости. | Находить 1, много и мало однородных предметов. | |
Пересчет предметов по единице | Пересчитывать предметы вместе с учителем, касаясь указательным пальцем. Общее количество сосчитанных предметов обозначать последним произнесенным числом, показывая общее количество сосчитанных предметов, обводящим движением руки и на пальцах. Детям для пересчета предлагаются одинаковые предметы, также предметы, отличающиеся по цвету, форме, величине и другим признакам, расположенные по кругу, в два ряда, сверху вниз и т.п. | Пересчитывать предметы по единице от 1 до 3, от 1 до 5, от 1 до 10, от 1 до 20. | |
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) | Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). | ||
Обозначение числа цифрой | Каждое следующее число учитель вводит, увеличивая предыдущее число на один. Например, перед ребенком стоят две матрешки. Он пересчитывает их. Учитель ставит еще одну матрешку. Ребенок пересчитывает все матрешки и называет полученный результат. Учитель обозначает его цифрой «три». Затем учить ребенка определять количество предметов путем пересчета и обозначать его цифрой. Например, перед ребенком лежат 4 машинки и цифры. Он пересчитывает машинки, называет итог, отвечая на вопрос «Сколько?» – «четыре» и находит цифру «четыре». Кроме этого ребенок учится брать определенное количество предметов к заданной цифре, а пустое множество учится обозначать цифрой 0. | Обозначать число цифрой от 1 до 10, от 1 до 20. | |
Узнавание цифр. Написание цифр | Выполнять упражнения с участием не только зрительного, но и тактильного, двигательного анализатора. Например, проводить указательным пальцем по рельефному контуру (резина, бархат, дерево, гофрированный картон), рисовать на песке, снегу, в воздухе; узнавать цифры наощупь в «волшебном» мешочке; выкладывать цифры на столе из счетных палочек, трубочек, пластилиновых колбасок и др. Ребенок учится писать цифры по трафарету, по светлому контуру, по контурным линиям, по опорным точкам. Рекомендуем для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличить величину клетки до 5 см. | Узнавать цифры от 1 до 10, от 10 до 20. | |
Знание отрезка числового ряда | Опираясь на числовой ряд, учить считать в прямой и обратной последовательности, определять место числа в ряду, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, 20. | Знать отрезок числового ряда 1-3; 1-5; 1-10; 0-10; 1-20. | |
Состав чисел из двух слагаемых | Ребенок учится представлять множество двумя другими множествами в пределах 10. При работе над составом числа ребенку предлагается произвольно разбить множество предметов на два множества (например, 3 яблока разложить на 2 тарелки разного цвета). Он пересчитывает количество предметов в каждом множестве (например, 1 яблоко на жёлтой тарелке и 2 яблока на красной), соотносит с цифрой и вместе с учителем составляет опорную схему состава числа «3» (например, «3» - это «1» и «2»). Затем разбирается другой вариант представления множества двумя другими множествами (2 яблока на жёлтой тарелке, 1 яблоко на красной), составляется вторая опорная схема состава числа «3». | Уметь разложить число 2 (3, 4, .., 10, 20) из двух слагаемых. | |
Сложение (вычитание) в пределах 5 (10, 20) | Ребенок учится выполнять действия сложения и вычитания чисел с опорой на предметные множества, называть компоненты и результаты действий, записывать действия с помощью знаков «+» и «-». | Выполнять сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10, 20); записывать арифметический пример на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10, 20) | |
Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10, 20) | Сначала ребенок учится решать задачи с открытым результатом на увеличение на 1, затем на несколько единиц. Например, Оля поставила на стол 2 чашки, потом еще 2 чашки. Сколько чашек стало на столе? Учитель читает текст задачи и вместе с ребенком проигрывает ее. В процессе работы над задачей ребенок учится анализировать задачу (условие, вопрос), выполнять игровые действия, направленные на изменение количественных отношений в соответствии с содержанием задачи, выполнять арифметические действия в соответствии с условием задачи, находить ответ задачи. Выполняя запись задачи, ребенок обозначает количество предметов цифрой, выполняемое действие арифметическим знаком «+» (добавили, принёс, положил, приехал – «стало больше»), результат цифрой и арифметическим знаком «=» (стало). При решении задач используются предметы, их объёмные и плоскостные модели, счётный материал, картинки. | Решать задачи на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10, 20). | |
Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10, 20) | Сначала ребенок учится решать задачи на уменьшение на 1, затем на несколько единиц. Например, в вазе лежало 5 конфет. Миша забрал и съел 1 конфету. Сколько конфет осталось в вазе? Решать задачи на уменьшение на несколько единиц ребенок учится также как на увеличение на несколько единиц. Выполняя запись задачи, ребенок обозначает количество предметов цифрой, выполняемое действие арифметическим знаком «-» (улетел, уехал, убрали, съели – «стало меньше»), результат - арифметическим знаком «=» (стало). | Решать задачи на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) | |
Денежные знаки (монета, купюра) | Работа по этой теме предполагает использование действующих денежных знаков. Сначала ребенок знакомится с деньгами (монетами и купюрами). При рассматривании денежных знаков внимание обращается на их форму, рисунки. Он учится отличать деньги от других предметов. Например, перед ребенком стоят две коробки, в одну из них он складывает деньги, в другую остальные предметы и картинки. Затем ребенок учится различать монеты и купюры. При определении достоинства денежного знака внимание ребенка обращается на ту сторону монеты или купюры, где находится цифра, на цвет купюр. | Различать денежные знаки (монета, купюра). | |
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости | Сначала ребенок учится сравнивать купюры по достоинству. Учитель раскладывает купюры в ряд (по увеличению) от 10 до 1000 рублей, ребенок запоминает последовательность (месторасположение каждой купюры в ряду). Внимание ребенка обращается на то, то достоинство купюр, расположенных в ряду правее, больше достоинства купюр, расположенных в ряду левее. Затем ребенок учится разменивать купюры (50 рублей – это 5 купюр по 10 рублей, 100 рублей – это 10 купюр по 10 рублей или 2 купюры по 50 рублей, 500 рублей – это 5 купюр по 100 рублей, 1000 рублей – это 10 купюр по 100 рублей или 2 купюры по 500 рублей). Способ обучения – механическое научение. | Решать простые примеры с числами, выраженными единицей измерения стоимости. | |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении) | До ориентации в пространственном положении частей тела вводятся понятия «верх», «низ», «бок», «перед», «зад», которые отрабатываются на упражнениях с движениями (поднять руки вверх, вытянуть руки вперед, наклонить голову вбок и т.д.). Сначала учить ребенка показывать стороны тела на себе, на другом человеке, игрушке. При формировании понятий спереди – сзади ребенку даётся дополнительный ориентир: лицо, живот – спереди, спина – сзади. Работа с изображениями сначала ведётся в вертикальной плоскости (на стене, доске), потом в горизонтальной плоскости (на столе). Используются разные упражнения: составление картинки из двух и более частей, сортировка картинок человека, изображенного спереди / со спины. | Ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). | |
Определение месторасположения предметов в пространстве | Перемещать предметы в указанное положение. Например, учитель просит ребенка положить игрушку в коробку, на стул, под стол. Внимание обращается на то, что предметы по-разному удалены от него в пространстве («близко» - например, можно дотянуться рукой, «далеко» - не дотянуться рукой). Рекомендуется контрастные понятия отрабатывать попарно: «сверху» - «снизу», «спереди» - «сзади», «справа» - «слева». | Определять месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. | |
Ориентация на плоскости | Ориентироваться на плоскости ребенок начинает, выполняя упражнения на расположение предметов на вертикальной плоскости (доска, стена). Например, ребенка просят повесить картинку в верхней части доски. После того как ребенок научился ориентироваться на вертикальной плоскости, он учится ориентироваться на горизонтальной плоскости (стол). Отдельная работа проводится по формированию умения ориентироваться на листе бумаги. Ребенку предлагаются задания на расположение предметов на листе (назвать их расположение), определение пространственного положения предметов на картинках. | Ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. | |
Составление ряда из предметов (изображений) | Сначала учить ребенка приставлять один предмет к другому (однородные предметы, например, кубики красного цвета), плотно приставляя их друг к другу с разных сторон, ставя один на другой. Затем учить ребенка выстраивать в цепочку несколько однородных предметов. Учить составлять ряд изображений в определенном направлении: слева направо и сверху вниз\снизу вверх. Рекомендуем начало ряда и месторасположение каждой картинки обозначать метками. Сначала ребенок учится составлять горизонтальный, вертикальный ряд изображений на вертикальной плоскости, затем на горизонтальной плоскости. Внимание ребенка обращать на расположение картинок рядом друг с другом. | Составлять ряд из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. | |
Развитие мелкой моторики | Перекатывать шарики в лабиринте по линиям. Искать мелкие предметы в крупе. Нанизывать крупные, мелкие бусины на шнурок и т.д. Сортировка мозаики по цвету (два-три цвета) и распределение их по емкостям; выкладывание их на рабочем поле по образцу, по инструкции. Выкладывание дорожки, узоров из мозаики одного цвета, параллельно 2 рядов. | ||
Рисование прямых, волнистых линий. | Проводить, соединяя последовательно несколько точек (обводка). | Рисовать прямые и волнистые линии. | |
Рисование геометрических фигур | Обводить геометрические фигуры по шаблону, трафарету, контурным линиям пальцем, затем карандашом. Сначала контурная линия должна быть «толстой», яркой, затем еле заметной. | Рисовать геометрические фигуры. | |
Рисование предметов по трафаретам | Обводить предметы по трафарету, шаблону, контурным линиям. | Рисовать по трафаретам и шаблонам. | |
Штриховка геометрических фигур | Выполнять штриховку, проводить горизонтальные и вертикальные линии, заштриховывая сначала квадрат и прямоугольник, затем круг и треугольник. После этого выполнять штриховку геометрических фигур по диагонали и двойную штриховку, например, по диагонали и вертикали. | Штриховать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) |
Планируемые результаты
Предметные
- различает и сравнивает предметы по форме, величине;
- ориентируется в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- различает, сравнивает и преобразовывает множества;
- соотносит число с соответствующим количеством предметов, обозначает его цифрой;
- пересчитывает предметы в доступных пределах;
- представляет множество двумя другими множествами в пределах 10-ти, 20-ти;
- решает задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
- умеет обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.;
- устанавливает взаимно-однозначные соответствия;
- различает части суток, соотносит действие с временными промежутками, составляет и прослеживает последовательность событий.
Базовые учебные действия
-направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание);
- выполняет инструкции педагога;
-использует по назначению учебные материалы;
-выполняет действия по образцу и по подражанию;
- выполняет задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
- умеет самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Личностные результаты:
- проявляет познавательный интерес;
- обозначает свое понимание или непонимание вопроса;
- участвует в совместной деятельности;
- проявляет готовность следовать установленным правилам поведения.
Программно-методическое обеспечение
-умксипр.рф
-«Программа коррекционных занятий» автор Т.С. Стрельченко
-Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Владос, 2001
-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера
-Магнитный конструктор
-Объемные формы и наборы геометрических фигур
-Математические наборы
-Игрушки, кубики, мозаика, мячи разного размера
-Пазлы
-Дидактические игры на обобщение и классификацию
-Трафареты
-Наборы «Шнуровка»
-Магнитная доска
-Аудио Видеозаписи
-Картотека дидактических игр и упражнений
Приложение 1
Протокол диагностического обследования ученика (цы) _______ класса
Исследуемые параметры | Содержание | Диагностика | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
Особенности познавательной деятельности | ||||
Особенности восприятия | Восприятие предметного окружения:
Восприятие сенсорных эталонов:
| |||
Особенности внимания |
| |||
Особенности памяти |
| |||
Характер деятельности |
| |||
Пространственно-временная ориентировка | ||||
Ориентировка на себе и на другом |
- на себе; - на другом человеке. | |||
Микро-ориентировка |
| |||
Временные представления |
| |||
Моторное развитие | ||||
Графические навыки | Владение карандашом, фломастером, ручкой:
- прямых линий; - волнистых линий; - геометрических фигур.
| |||
Мышление | ||||
Конструирование |
- 5 частей - 4 части - 3 части - 2 части
- самостоятельно (по речевой инструкции) квадрат, флажок; - по образцу (стол, стул, окно); - по образцу (наложением) – (стол, стул, окно); - по показу (поэлементному подражанию) – (стол, стул, окно, заборчик, дорожка). | |||
Группировка |
| |||
Соотнесение и различение формы |
| |||
Смысловое соотнесение, зрительная память. Элементарная причинно-следственная зависимость |
| |||
Программный материал | ||||
Математика. Элементарные математические представления |
столько же, сколько стало, сколько осталось.
- в пределах 20; - в пределах 10; - в пределах 5; - в пределах 3.
- до 20; - до 10; - до 5; - до 3.
- 5; - 10; - 20.
- монета; - купюра.
|
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 классы
Рабочая программа, КТП...
Рабочая программа основного общего образования коррекционно - развивающего курса «Сенсомоторное развитие» для обучающегося 5 класса с нарушением зрения
Рабочая программа основного общего образования коррекционно - развивающего курса «Сенсомоторное развитие»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...