Рабочая программа основного общего образования коррекционно - развивающего курса «Сенсомоторное развитие» для обучающегося 5 класса с нарушением зрения
рабочая программа (5 класс)

Николаева Ольга Трофимовна

Рабочая программа основного общего образования

 

коррекционно - развивающего курса

 

«Сенсомоторное развитие»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол №_____

от «___»___________20…..г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе  

 ______________________

Т.А. Шаляпина

«____»___________20….. г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________________

М.Н. Енин

«____»___________20….. г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сергинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Сирина»

Рабочая программа основного общего образования 

коррекционно - развивающего курса

«Сенсомоторное развитие»

для обучающегося 5 класса с нарушением зрения

Учитель: Николаева Ольга Трофимовна

2021 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования коррекционно - развивающего курса «Сенсомоторное развитие» для обучающегося 5 класса с нарушением зрения (далее - Рабочая программа) определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования компетенций и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающегося.

        Рабочая программа рассчитана на 35 часов. В неделю реализуется 1 час.         

Рабочая программа разработана в соответствии с:

1. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2. Адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования для обучающихся с нарушением зрения МКОУ «Сергинская СОШ им. Героя Советского союза Н.И. Сирина», утвержденной приказом директора N 01-11/338 от 23.08.2021г.;

3. Учебным планом ООО для детей с ОВЗ МКОУ «Сергинская СОШ им. Героя Советского союза Н.И. Сирина» на 2021-2022 учебный год, утвержденным приказом директора от 23 августа 2021 года N 01-11/338

Основные цели и задачи обучения коррекционно - развивающего курса

Цель коррекционно- развивающего курса: на основе создания оптимальных условий познания обучающимся с нарушением зрения каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений  и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения, восприятия;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовой координации;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение речевого аппарата;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;
  • закреплять знания о предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов, закономерности через составление загадок;
  • формирование нравственных, этических речевых эталонов посредством развития восприятия литературных произведений;
  • развитие внимания и памяти (игры и упражнения на внимание, разучивание считалок);
  • развитие мышления и речи с помощью увеличения объема ЗУНов, активного общения с педагогом;
  • формирование коммуникативных навыков через рефлексию.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий;

- формирование словесной регуляции действий;

- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия;

- формирование сенсорных эталонов и пространственных представлений;

- развитие пространственного восприятия;

- развитие слухового внимания и памяти;

- расширение объема зрительной и слухоречевой памяти;

- развитие зрительной и моторной памяти;

- формирование зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков;

- формирование временных представлений;

- закрепление пространственных, временных представлений, знаний о цвете и форме;

- активизация речи, формирование речевого опосредования предметно-практической деятельности.

Рабочая программа ориентирована на использование методики развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Авторы: Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов (35 недель) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

 2. Общая характеристика коррекционно- развивающего курса

Рабочая программа делится на пять этапов:

1 этап.

-  диагностика сенсомоторного развития обучающегося;

- определение содержания коррекционно- развивающего курса, учитывая особенности развития обучающегося и характера его нарушений.

2 этап:

Развитие зрительного восприятия

3 этап:

Развитие сохранных анализаторов

4 этап:

Развитие моторики

            5 этап:

Итоговая диагностика по окончанию коррекционно- развивающего курса.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по развитию мелкой моторики, слухового восприятия так и по развитию познавательных процессов, с опорой на сохранные анализаторы обучающегося с нарушением зрения.

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно- развивающего курса

Компенсация нарушений сенсомоторного развития на коррекционно - развивающих занятиях осуществляется в единстве с развитием других познавательных процессов и тесно связана с изучением школьных предметов.

В процессе коррекционно – развивающего обучения у обучающегося с нарушением зрения средней школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к обучению в целом, стремление к познанию мира, его многообразию посредством анализаторов.

На коррекционно - развивающих занятиях обучающийся получает  представление о способах получения информации посредством органов чувств, учится ориентироваться в большом объеме данной информации, целях, задачах, способах применения полученной информации, выборе анализаторов для успешного решения коммуникативных задач.

Коррекционно - развивающие  занятия являются для обучающегося основой для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы ООО, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметметных и личностных результатов.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно- развивающего курса

Личностные результаты освоения коррекционно- развивающего курса:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

8) формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов.

 Метапредметные результаты освоения коррекционно- развивающего курса:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты освоения коррекционно- развивающего курса:

  1. развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций;
  2. развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных отношений;
  3. развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;
  4.  накопление и обогащение запаса зрительных представлений;
  5. развитие способности использования накопленных представлений в учебно-познавательной деятельности;
  6. формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
  7. овладение знаниями о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения;

8)      формирование навыков охраны и рационального использования нарушенного зрения.

6. Содержание коррекционного курса

№ п/п

Тема раздела

Материал, изучаемый по теме

Кол-во часов

1

Первичная диагностика. Определение содержания коррекционно- развивающего курса.

-

1 ч.

2

Зрительное восприятие

1.Охрана зрения и стабилизация зрительных функций

2. Упражнения для глаз

3. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения

4. Знакомство с клеткой, ее углами и сторонами. Ориентировка на листе клетчатой бумаги

5. Упражнение в отличиях точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам

6. Составление предметов из контуров известных геометрических фигур

7. Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями

8. Выполнение различных видов штриховок

9. Обведение по внешнему и внутреннему контуру

10. Зарисовка, конструирование, вырезание геометрических фигур

11. Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаик

12. Понятие о симметрии предмета

13. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения

14. Формирование зрительных способов выделения пространственного расположения предмета в группе предметов, определение изменения его местоположения

15. Формирование умения классифицировать письменные буквы алфавита- строчные и заглавные по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости-закрытости букв

16.Развитие информационно- познавательной роли зрения

17. Развитие представлений о цвете и оттенков основных цветов

18. Выделение главного и называние картины

19. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей

20. Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения ( реальное, силуэтное, контурное).

14 ч.

3

Развитие сохранных анализаторов

1. Дифференцирование громких и тихих звуков

2. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды

3. Соотнесение запахов, обозначение словом

4. Анализ психотерапевтической сказки

5. Тактильное восприятие жидкости: Рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков

6. Восприятие поверхности на ощупь

7. Дифференцирование осязательных ощущений

14 ч.

4

Развитие моторики

1. Действия с контурами. Целостность образа.

2. Выполнения действий по инструкции педагога.

3. Создание целостного образа с использование дополнения.

4. Упражнения на развитие сенсомоторики (одновременная работа левой и правой руки)

4 ч.

5

Диагностика по итогам коррекционно- развивающей работы.

-

1 ч.

Итого

35

7. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

№ п/п

урока

Тема урока

Воспитательная компонента

Модуль «Школьный урок»

Наименование

используемого

электронного

(цифрового)

образовательного ресурса

Дата

Вид деятельности

Форма

деятельности

Содержание

воспитательного

потенциала

План

Факт

Диагностика (1ч.)

1

1

Первичная диагностика  обучающегося

-

Выполнение заданий для диагностики уровня развития сенсомоторной сферы

Воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые

-

07.09.

2021

Зрительное восприятие (15 ч.)

2

2.1.

Зрение и его роль в жизни человека. Упражнения для глаз

Познавательный

Воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые

Развивающий портал «Мерсибо»

14.09.

2021

3

2.2.

Знакомство с клеткой, ее углами и сторонами. Ориентировка на листе клетчатой бумаги

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

21.09.

2021

4

2.3.

Упражнение в отличиях точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

28.09.

2021

5

2.4.

Составление предметов из контуров известных геометрических фигур

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

05.10.

2021

6

2.5.

Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями. Выполнение различных видов штриховок

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

12.10.

2021

7

2.6.

Обведение по внешнему и внутреннему контуру

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

19.10.

2021

8

2.7.

Зарисовка, конструирование, вырезание геометрических фигур

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

26.10.

2021

9

2.8.

Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

09.11.

2021

10

2.9.

Понятие о симметрии предмета. Практические задания

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

16.11.

2021

11

2.10. 

Формирование зрительных способов выделения пространственного расположения предмета в группе предметов, определение изменения его местоположения

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

23.11.

2021

12

2.11.

Формирование умения классифицировать письменные буквы алфавита - строчные и заглавные по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости-закрытости букв

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

30.11.

2021

13

2.12.

Развитие представлений о цвете и оттенков основных цветов

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

07.12.

2021

14

2.13.

Работа с картиной. Выделение главного и называние картины. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

14.12.

2021

15

2.14.

Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное).

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

21.12.

2021

Развитие сохранных анализаторов (14 ч.)

16

3.1.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Воспитание понимания

красоты и многообразия

окружающего мира

Развивающий портал «Мерсибо»

11.01.

2022

17

3.2.

Действия идентификации. Восприятие познавательной деятельности: отгадывание загадок

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

18.01.

2022

18

3.3.

Действия идентификации. Анализ психотерапевтической сказки

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

25.01.

2022

19

3.4.

Тактильное восприятие жидкости: рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

01.02.

2022

20

3.5.

Соотнесение свойств и качеств предмета.   Восприятие поверхности на ощупь

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

08.02.

2022

21

3.6.

Дифференцирование осязательных ощущений. Игры с мелкой мозаикой

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

15.02.

2022

22

3.7.

Дифференцирование осязательных ощущений. Игры с мешком на ощупывание предметов.  

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

22.02.

2022

23

3.8.

Дифференцировка предметов. Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

28.02.

2022

24

3.9.

Дифференцирование осязательных ощущений. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

08.03.

2022

11.03.

2022

25

3.10.

Соотнесение запахов, обозначение словом

Познавательный

Изучение нового материала

-

15.03.

2022

26

3.11.

Развитие речевых действий. Выполнение последовательных действий с опорой на слова. Составление рассказа из предложенных слов.

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

22.03.

2022

27

3.12.

Развитие речевых действий. Выполнение последовательных действий с опорой на слова. Составление сказки из предложенных слов.

Познавательный

Закрепления изученного материала

-

05.04.

2022

28

3.13.

Восприятие времени. Времена года, их закономерная смена.

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

12.04.

2022

29

3.14.

Восприятие пространственных ощущений. Ориентировка на картинке. Нахождение предметов с использованием предлогов

Познавательный

Изучение нового материала

Развивающий портал «Мерсибо»

19.04.

2022

Развитие моторики (4 ч.)

30

4.1.

Мозайка. Работа с крупной мозайкой

Познавательный

Изучение нового материала

Воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые

-

26.04.

2022

31

4.2.

Соотнесение  движений с поданным звуковым сигналом. Выполнение действий по сигналу.

Познавательный

Изучение нового материала

-

03.05.

2022

06.05.

2022

32

4.3.

Дорисовывание симметричной половины изображения. Упражнения на развития сенсомоторики (одновременная работа левой и правой руки)

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

10.05.

2022

13.05.

2022

33

4.4.

Создание целостного образа создаваемого предмета. Формирование пространственных представлений: изготовление разрезанных картинок. Работа с ними

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

17.05.

2022

34

4.5.

Аппликационная лепка. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации

Познавательный

1.Изучение нового материала

2.Выполнение заданий для первичного закрепления нового материала

-

24.05.

2022

Диагностика (1ч.)

35

5.1.

Диагностика по итогам коррекционно- развивающей работы.

-

Выполнение заданий для диагностики изученного материала

Воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые

-

31.05.

2022

8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Тетради:

  1. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями/ Т.П. Трясорукова. – Изд.4-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2019. -31с.: ил.- (Школа развития)
  2. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи/ Т.П. Трясорукова. – Изд.4-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2017. -31с.: ил.- (Школа развития)
  3. Рахманова Е.М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008. 152 стр.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».

Лист корректировки рабочая программы основного общего образования коррекционно - развивающего курса «Сенсомоторное развитие» для обучающегося 5 класса с нарушением зрения

урока

Тема

Способ корректировки

Пояснение причин корректировки

24

Дифференцирование осязательных ощущений. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином

Урок № 24, запланированный по плану на 08.03.2022, будет проведен 11.03.2022 в иной форме

На основании приказа от 20.08.2021 №01-11/329 "Об утверждении календарных учебных графиков на 2021-2022 уч.год"

31

Соотнесение  движений с поданным звуковым сигналом. Выполнение действий по сигналу.

Урок № 31, запланированный по плану на 03.05.2022, будет проведен 06.05.2022 в иной форме

На основании приказа от 20.08.2021 №01-11/329 "Об утверждении календарных учебных графиков на 2021-2022 уч.год"

32

Дорисовывание симметричной половины изображения. Упражнения на развития сенсомоторики (одновременная работа левой и правой руки)

Урок № 32, запланированный по плану на 10.05.2022, будет проведен 13.05.2022 в иной форме

На основании приказа от 20.08.2021 №01-11/329 "Об утверждении календарных учебных графиков на 2021-2022 уч.год"

35

Диагностика по итогам коррекционно- развивающей работы

Урок № 35 будет  проведен 31.05.2022 в иной форме

На основании приказа от 20.08.2021 №01-11/329 "Об утверждении календарных учебных графиков на 2021-2022 уч.год"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования, учебный курс «Немецкий язык», 5-9 классы

Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год

Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год

Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования учебного курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-9 классов

В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность&raqu...