В. Бианки «Ноябрь». Изображение природы в ноябре.
план-конспект урока (6 класс)

Открытый урок чтение и развитие речи

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_noyabr_2.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Открытый урок чтение и развитие речи

6 класс

В. Бианки «Ноябрь».

Изображение природы в ноябре.

  Подготовила:

учитель письма и чтения

  Кочетова Елена Геннадьевна

р.п. Благовещенка

ноябрь 2019 год

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 6

Тема: В.С. Бианки «Ноябрь». Изображение природы в ноябре.

Цели: Познакомить учащихся с новым произведением В. Бианки, учить правильному

            осознанному чтению; формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;

            Корригировать зрительное и слуховое восприятие через упражнения в слушании и

            рассматривании картин природы; устную монологическую речь через упражнения в

            пересказе;

            Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, прививать любовь к чтению.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, экран, рисунки, карточки, презентация

                            на тему: В.Бианки «Ноябрь», аудиозапись «Времена года» Вивальди.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на

уроке. Организация внимания.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся

приветствуют

учителя, гостей

Добрый день, ребята. Улыбнёмся и тихо, но дружно скажем: «Здравствуйте!».

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнём урок.

Слайд

  1. Актуализация знаний

Цель: Организация познавательной деятельности учащихся. Выявление знаний

           учащихся по пройденному материалу. Коррекция умения анализировать,

          сопоставлять, обобщать.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Называют звуки, которые услышали (шум дождя, ветра крики птиц)

Расшифровывают,

убирают лишнее

Ребята закройте глаза и послушайте звуки природы.

Скажите, что вы услышали?

В какое время года часто слышим эти звуки?

Какое сейчас время года?

Назовите приметы осени.

Расшифруйте слова. Назовите лишнее слово. Докажите свой выбор.

ьрбятнес, ьрбятко, ьнюи, ьрбяон.

Назовите первый месяц осени.

Какой сейчас месяц?

Какой месяц был перед ним, какой следует за ним?

Слайд

Фронтальная работа

Частично- поисковый метод

  1. Сообщение темы и цели урока

Цель: Сообщение темы, цели урока. Коррекция и развитие смысловой догадки

на материале загадки.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отгадывают загадку

Ответы на вопросы

Выбирают

Ответы учащихся:

Познакомимся с текстом

Будем выразительно читать текст,

отвечать на вопросы, пересказывать

Послушайте загадку и определите, о каком осеннем месяце в ней говорится:

Поле чёрно-белым стало;

падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало –

льдом сковало вОды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

что за месяц, подскажи?

(Озимь – засевают осенью, зимует под снегом.)

О каком месяце идёт речь?

По каким признакам вы узнали в загадке месяц ноябрь?

А о каких месяцах мы уже читали? (сентябрь,октябрь)

Правильно, а помните ли вы, кто был автором этих рассказов?

Выберите портрет В. Бианки.

Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Чему будем учиться на уроке?

Слайд пустой

Слайд

Слайд

  1. Усвоение новых знаний

Цель: знакомство обучающихся с произведением. Совершенствование навыков чтения

 Коррекция образного мышления через упражнения в сравнении, объяснении понятий.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы

Слушают учителя

Ответы учащихся

Читают текст по предложению каждый

Отвечаютна вопросы

гулять по первому тонкому льду на реках, озерах, прудах

Мини-доклады о пользе цветов

  • Подготовка ч чтению

Ноябрь. В народе этот месяц зовут чернотропом. Почему? Черными стали тропинки в опустевшем лесу.

Как еще называют ноябрь и что происходит в это время в природе мы узнаем из произведения Виталия Бианки “Ноябрь”.

  • Чтение текста учителем.  

Я сейчас прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте.

  • Проверка первичного восприятия

Понравился ли вам рассказ?

О чем этот рассказ?

  • Словарная работа.

А теперь, прежде чем приступить к чтению произведения, разберём значение некоторых слов, которые мы встретим в тексте:

сковать воду (скрепить, заморозить)

неуютно (неудобно, неприятно)

исхлёстанный (избитый)

зябь (растения, посеянные под зиму)

  • Речевая зарядка

 Отработка  техники чтения.

Перед вами карточка для индивидуального чтения. Работаем в парах. (прочитайте слова глазами, друг другу по слогам)

 Прочитаем целым словом с ударением хором

  • Чтение текста учащимися.

Стр. 55

Чтение по цепочке

  • Анализ текста.

Как автор называет ноябрь в тексте?

Почему ноябрь называет полузимником? Подтвердите строками из текста.

Объясните, почему ноябрь внук сентября, сын октября и родной брат декабря?

Какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре?

Какое третье дело завершает осень?

Что происходит с деревьями в ноябре?

Что сказано про лед?

Что категорически нельзя делать людям в это время года на водоемах?

Что происходит во время солнечных деньков?

О каких весенних цветах говорится в рассказе?

А вы когда-нибудь наблюдали такое явление, что эти цветы расцветают осенью?

Да, действительно такое бывает. Сейчас мы с вами узнаем, какую  пользу они приносят нашему здоровью?

Сообщения учащихся

Вот сколько полезного мы с вами узнали для своего здоровья.

Слайд

Фронтальная работа

Слайд

Работа в парах по разноуровневым карточкам

Фронтально на слайде

Слайд

Зима борется с осенью

Идет после сентября (дед), октября(отец)

Что общего с декабрем?

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

  1. Физминутка

Цель: Снятие утомления, тревожности.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют упражнения

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Слайд

музыка

  1. Продолжение изучения нового материала

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Читают

Находят в тексте читают.

расставляют картинки по порядку

выполняют задание

пересказывают текст по частям

  • Чтение произведения детьми (вверх ногами)

Стр. 55

Сейчас мы ещё раз прочитаем рассказ цепочкой в обратном порядке

  • Выборочное чтение по картинкам

Найдите предложения в тексте, которые соответствуют картинкам

  • Объясните, как вы понимаете народные приметы:

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

Сумерки- полутьма между заходом солнца и наступлением ночи

  • Составление картинного плана рассказа

На парте лежат картинки составить план текста с их помощью

1,2 группа без использования учебника

3 группа с использованием учебника

  • Пересказ текста на основе картинного плана

Сколько частей в тексте?

Найдите и прочитайте первую часть.

Есть ли к ней картинка?

Найдите и прочитайте вторую часть.

Определите картинки, которые к ней подходят.

Прочитайте третью часть.

Есть ли к ней картинка?

Слайды

Фронтальная работа

Слайд

Работа в парах

Фронтальная работа

  1. Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник

стр.55.

1-2 группа пересказ рассказа

3 группа чтение рассказа, нарисовать рисунок к рассказу

Слайд

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности обучающихся

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Разгадывают кроссворд,

слабо успевающие ученики (3гр.) пользуются текстом.

Читают ключевое слово кроссворда.  

Делают вывод.

Берут картинки птиц

Проверим, кто был внимательным на уроке. Разгадаем  кроссворд.

  1. Как зовут месяц ноябрь в народе? (чернотроп)
  2. Как называет автор ноябрь в рассказе? (полузимник)
  3. Растения, посеянные под зиму? (зябь)
  4. Кем приходится ноябрь декабрю? (брат)
  5. Как в рассказе названа поздняя осень (перед зимой)? (предзимье)

Прочитайте ключевое слово кроссворда.

1

Ч

Е

Р

Н

О

Т

Р

О

П

2

П

О

Л

У

З

И

М

Н

И

К

3

З

Я

б

Ь

4

Б

Р

А

Т

5

П

Р

Е

Д

З

И

М

Ь

Е

Ь

Какой рассказ мы читали на уроке? Кто автор?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Ребята, какое у вас настроение? Если после урока у вас бодрое настроение, то возьмите зимующую птичку.

А, если вам все же грустно, то птичку, которая улетит зимовать на юг.

Слайд

Слайд

 Вивальди «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

В.Бианки "Календарь русской природы"

Календарь русской природыот В. Бианки...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «В. Бианки «Ноябрь»» К УРОКУ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В 6 КОРРЕКЦИОННОМ (СПЕЦИАЛЬНОМ) КЛАССЕ 8 вида обучения

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ  «В. Бианки «Ноябрь»» К УРОКУ  ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ  В 6 КОРРЕКЦИОННОМ (СПЕЦИАЛЬНОМ) КЛАССЕ 8 вида обучения...

Конспект урока по теме "Природа в ноябре"

Разработка конспекта урока в 4 классе по развитию устной речи детей с нарушением интеллекта....

Литературный час по творчеству В.Бианки "Таинственный мир природы"

Мероприятие разработано и проведено совместно с сельской библиотекой...

Презентация к произведению в. Бианки Ноябрь

Презентация к произведению  в. Бианки Ноябрь...