Вопросы диагностики неговорящего ребенка
статья

Емельянова Анна Витальевна

Этот материал  дает основные направления и инструментарий для воспитателя, у которого в группе есть ребенок , который не пользуется общеупотребительной речью - "неговорящий". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40»

Консультация для педагогов

«Как проверить уровень знаний у

неговорящего ребенка?

Вопросы диагностики»

Подготовила и разработала

Учитель-логопед

Емельянова А.В.

г.Ачинск, 2018

Цель: повышение компетентности педагогов при работе с неговорящими детьми.

Задачи:

-уточнение знаний о педагогической диагностике детей;

-анализ результатов диагностики;

-планирование работы по результатам диагностики

Оборудование и материалы:

-презентация, проектор, памятки по количеству педагогов, стимульный материал для обследования

   Уважаемые педагоги, в последнее время участились случаи поступления в дошкольное учреждение неговорящих детей разного возраста.  Определение уровня диагностики такого ребенка значительно затруднено.

   Чтобы достоверно определить уровень знаний,  необходимо понимать, ребенок не говорит, но понимает обращенную речь или не говорит и не понимает речь.

   При первом варианте – ребенок не говорит, но понимает обращенную речь необходимо обратить внимание на слуховые реакции.  Ребенок различает все звуки? С какого расстояния? Слышит ли тихую и шепотную речь? Это необходимо для полноценного установления контакта с ребенком. Если он не реагирует на шепот или тих

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

Инструкция

1

Понимание одноступенчатых инструкций

Дай, неси, положи, спрячь, иди…и т.д.

2

Понимание двухступенчатых инструкций

Возьми со стола  и принеси ….

Положи карандаш на стол, а ручку в стаканчик и др.

3

Культурно-гигиенические навыки

Мой руки, иди в туалет, повесь полотенце,  намыль руки…

4

Наличие  чувства самосохранения (понимания основ безопасного поведения, правил поведения)

В группе нельзя…(бегать, толкаться, драться и др.), потому что…

Это наш участок, на другие нельзя ходить. На улице нельзя…, потому что…

5

Коммуникативные навыки общения со сверстниками

Наблюдение за контактами- продолжительность, результат (совместная игра или конфликт), степень инициативности

6

Коммуникативные навыки  общения  со взрослыми

Наблюдение за контактами- степень инициативности, умение задавать вопросы и выражать просьбы, обращение ко взрослому (по имени, имени-отчеству, тыкает пальцем, заглядывает в глаза, игнорирует и т.д. )

7

Элементарные математические представления

Показ, предъявление материала, соотнесение

Количество

Дай одну, две.. Покажи один, много…

Найди столько же… Положи одинаковое количество..

Счет

Покажи на пальцах, сколько будет…(1+1=)

Посчитай на палочках..

Сделай так, что с каждой стороны предметов стало одинаково..

8

Восприятие  

Зрительное

Цвет         Дай красный (ые), … Найди такого же цвета.. Какого цвета ..(называется предмет)? Покажи…

Форма         Покажи круг (др.фигуры).. Где квадрат? Покажи. Дай все овалы…Найди такие же фигуры..

Величина дай большую (маленькую, низкую, высокую)

Найди такую же по высоте (длине, ширине, толщине и др.)

Покажи такую, как на картинке..

Целостность изображения собери картинку (из 2 – 6 частей). Какой детали не хватает?

Сравни эти картинки. Чем отличаются? Покажи.

Слуховое

Восприятие голоса На расстоянии 1,5 метра от ребенка (обычным голосом) – дай ….. (игрушку)

На расстоянии 2-2,5 метров (обычным голосом) - подойди ко мне

Шепотом на расстоянии 0,5 – 1 м – инструкция бытого характера

Дифференциация речевых и неречевых звуков Перед ребенком кладутся картинки с изображением предметов. Что стучит? (звенит, капает и т.д.) (возможно использование аудио- и видео-материалов)

Дифференциация схожих по звучанию слов Дай кошку (ложку). Покажи кашу (Машу)  

Я даю команды, а та, как солдатик, выполняешь – стой, иди, беги.

Иди медленно, беги быстро, ещё быстрее.. (проверяется восприятие слова, фразы)

Фонематическое восприятие

Хлопни в ладоши, услышав звук…

Хлопни в ладоши, услышав слово…

Найди картинку, которая начинается со звука..

Пространственное

Иди прямо (направо, налево, к столу, к двери…и т.д.)

Вытяни руки вперед, убери за спину.. покажи, что стоит перед тобой, позади тебя…

Где потолок? Где пол? Где окно? И др.

Временное

Покажи на картинке – где утро (ночь, день, вечер)? Какая сейчас часть суток? Покажи

Разложи картинки по порядку – что было сначала, что потом (серии из 2-5 картинок)

Обобщенность

Покажи одежду (посуду, еду, фрукты, овощи, игрушки и т.д.)

Дай одежду…

Найди всё зеленое (круглое, белое, твердое, мягкое, съедобное, пластмассовое и т.д.)

9

Мелкая моторика

Обведи узор (рисунок)  Проведи дорожку…Дорисуй… Нарисуй так же…

10

Общая моторика

Наблюдение во время свободной деятельности (умение обходить предметы, брать их), гимнастики, физ.занятий, прогулки

11

Пассивный словарь

Существительные – покажи (дай)….

Прилагательные – покажи (дай)

Глаголы – покажи, кто … Выполнение команд

Предлоги – покажи, где  ..положи (на, за, в, около)…поставь (на, за, около, перед)… достань (из, из-за),…возьми (со, с из)..

12

Способности словоизменения и словообразования

Единственное – множественное число

Покажи (дай) один – много - конкретное числительное

Уменьшительно-ласкательное существительное

Покажи (дай) мячик, куколку и др.

Притяжательные прилагательные

Покажи (дай) лисий хвост, заячьи уши, Катины носки

Относительные прилагательные

Подай (покажи) резиновый мяч, железную машинку и др.

13

Способность согласования слов

Существительное + прилагательное

Покажи (дай) синюю чашку (белый мяч и т.д.)

Числительное +существительное

Покажи (дай) три карандаша, две матрешки

14

Активный словарь

Наблюдение, беседа с родителями, видео-записи

Как видно, инструкции даются на уровне – дай, принеси, выполни, но если у ребенка есть зачатки речи, задача педагога сделать так, чтобы ребенок как можно чаще говорил, тренировал свой артикуляционный аппарат, развивал навыки общения, имел возможность вступать в контакт.

Инструкции для воспитателей

1. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».

2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий - это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.

3. Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».

4. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик, крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не против.

5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неговорящему ребенку?

Консультация для родителей...

Общение с неговорящим ребенком в семье.

Развитие и коррекция речевой деятельности у ребенка. Активизация речевой деятельности....

Общение с неговорящим ребенком

В настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержками речевого  развития. Среди детей ,начинающих посещать кратковременную группу детского сада , крайне мало малыш...

Как научить общению неговорящего ребенка с аутизмом?

Довольно часто дети с аутизмом не говорят совсем, либо речь развивается у них с большой задержкой. Иногда это связано с медицинскими проблемами, такими как нарушение работы языка или апраксия. Однако ...

Консультация для родителей "Как помочь неговорящему ребенку?"

Консультация для родителей  "Как помочь неговорящему ребенку?"Как работать  и общаться с таким ребенком. В консультации даны рекомендации, какие игры проводить дома,на что обратить...

Речевая карта для неговорящего ребенка

Речевая карта расчитана на обучающихся с умеренной умственной отсталостью....