Главные вкладки

    Игротека логопеда
    методическая разработка

    Юнусова Елена Викторовна

    Игровые упражнения для коррекции устной и письменной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igroteka_logopeda.docx410.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»

    Игротека логопеда

    Игровые упражнения для коррекции устной и письменной речи

    Составила учитель-логопед Юнусова Е.В.

    10.10.2018


    Игровые упражнения для коррекции письменной речи

    Игра «Увеличь предложение»

     

    Цели: 

    - закреплять знания о частях речи

    - совершенствовать связную речь

     

    А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега. Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)

    Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь поприветствовал щенка. (30 слов)

    В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля, деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с дочкой. (31 слово)

    Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над водой кружили стрекозы. (33 слова)

     

     Игра «Догадайся». Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.

    Например:

    http://creab.vyb.gov.spb.ru/media/126/content/media/79a88bedb52347dbb455c9b5e5f3fdca.png

    http://creab.vyb.gov.spb.ru/media/126/content/media/a14d6bec94ae4dfebf55ccf0f6fe11e0.png

     

    Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

    Работа с числовым рядом.

     

    Дидактическая игра «Улитка»

     

    Цели: 

    - Развивать умение анализировать предложение

    - закреплять знания о правилах написания предложений

    http://creab.vyb.gov.spb.ru/media/126/content/media/8abfe4fc984c44b2887307c528791e97.png

     

    Дидактическая игра «Змейка»

     

    Цели:

    - совершенствовать умение записывать предложение

    - развивать умение анализировать предложения и делить их на слова

    http://creab.vyb.gov.spb.ru/media/126/content/media/4ad5348a81c7432991bc15dfb4039d43.png

     Работа с деформированными предложениями.

     

     «Предложение «сломалось»

    с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.

    Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.

    «орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

     

     Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.

    http://creab.vyb.gov.spb.ru/media/126/content/media/312f72d7bf3948c2a10e665d0da9fc1e.png

     

    Например:

     распредели на два столбика словосочетания и предложения.

    Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

     

     Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).

     

    Например (с опорой): 

    «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»

    Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

     

     Составление предложений, используя словосочетания.

             

    Например:

     высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.

    Работа со словом

    «Что за слово?»
    Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: 
    лес, игла, санки, арбуз – лиса.
    «Измени слово»
    Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, 
    оса - коса, рак – мрак, арка - парка, Аня-Ваня, лень-олень.
    «Угадай-ка»
    «Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.
    «Собери  меня»
    Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько палочек ты взял».
    Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.
    «Попробуй, отгадай»
    Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые должны придумать слова с определённым звуком. Когда ребёнок возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.
    «Будь внимательным»
    Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (
    ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:
    - найти одинаковые слоги;
    - найти слово, которое есть среди слогов.
    «Корректор»
    Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.


    Картотека дидактических игр по коррекции произношения

    шипящих звуков

    Игры подготовительного этапа

    1.«Веселый язычок»

    Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

    Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков

    2.«Как Буратино за грибами ходил»

    Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

    Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

    3. «Футбол»

    Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

    Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

    4. «Самый большой мыльный пузырь»

    Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

    Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

    5. «Светофор»

    Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

    Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.

    6. «Где звук?»

    Цель: учить определять место звука в слове.

    Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

    7. «Волшебные кубики»

    Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

    Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

    8. «Мяч в воздухе»

    Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

    Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

    9. «Оркестр»

    Цель: развивать длительный, плавный выдох.

    Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).


    Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

    1. «Поймай рыбку»

    Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

    Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

    Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

    2. «Помоги Маше»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

    3. «Одень ребятишек»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

    4. «Назови ласково»

    Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

    Ход: воспитатель говорит:

    Захотелось ласковых нам слов.

    Кто из звуков нам помочь готов?

    Ч (Ш) – наш самый нежный звук

    Не откажемся мы от его услуг.

    Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

    5. «Родители и детки»

    Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

    Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

    6. «Большущие слова»

    Цель: автоматизация звука Ч в словах.

    Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

    у кошки – усы, а у тигра - ….

    у птички – глаза, у дракона - ….

    у гномика – дом, а у великана ….

    7. «Колечко-колечко»

    Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

    Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.

     

    Игры на дифференциацию шипящих звуков

    1. «Прогулка в лес»

    Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.

    Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.

    2. «Жадный кот»

    Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.

    Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.

    3. «Слово заблудилось»

    Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

    Ход:

    Заблудится может каждый,

    Даже очень, очень важный,

    Бизнесмен или ребенок,

    Белка, мышка и котенок,

    Вот и слово заблудилось,

    Не в том месте очутилось,

    Испугалось и закрылось,

    Между слов других забилось.

    Ты найди его скорей,

    Успокой и пожалей.

    Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.

    4. «Мяч в кругу»

    Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.

    Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).

    5. «Звенит – жужжит»

    Цель: дифференциация звуков З – Ж.

    Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.

    6. «Умей слушать»

    Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.

    Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.

    Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.

    7. «Закончи словечко»

    Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

    Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

    8. «Замени звук»

    Цель: дифференциация звуков С-Ш.

    Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игротека для детей и их родителей

    Это подборка из 13 игр для организации весёлого Дня рождения...

    Дидактический материал "Игротека. Лингвистическая разминка"

    Дидактический материал" Игротека. Лингвистическая разминка"...

    Игротека в кругу семьи.

    Подбор игр для родителей с детьми для обогащения словарного запаса....

    Игротека по теме "Первоцветы"

    По каждой лексической теме стараемся подобрать или сделать свою мультимедийную презентацию либо на ознакомление с материалом, дибо новыми интересными фактами, или же играми на внимание, память. Предст...

    Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

    Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

    14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

    Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

    Домашняя игротека от логопеда.

    В игротеке собран материал по лексическим темам....