Методическая разработка по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках в коррекционной школе"
методическая разработка

В выступлении большое внимание уделяется формированию и развитию базовых учебных действий в коррекционной школе, которые включают общеучебные, исследовательские и логические действия, а так же действия постановки и решения проблем.Для того чтобы знания были результатом поисков, необходимо организовать эти поиски и управлять познавательной деятельностью учащихся.На уроках географии развитие БУД  осуществляется во взаимосвязи и через систему заданий.Задания представлены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2017.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование базовых учебных действий на уроках  в коррекционной школе. Приемы и методы работы над познавательными учебными действиями.

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов

коррекционных школ города

2017 г.

Приоритетной целью общего образования, в связи с разработкой и принятием новых федеральных государственных стандартов, становится формирование общеучебных навыков и способов деятельности.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы должны формировать у учащихся умения учиться. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски и управлять познавательной деятельностью учащихся. Отсюда меняются подходы в организации образовательного процесса.

Выделяют 4 блока учебных действий:

  1. Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
  2. Регулятивные – обеспечивают организацию познавательной и учебной деятельности.
  3. Познавательные – включают общеучебные, исследовательские и логические действия, действия постановки и решения проблем.
  4. Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

На уроках в коррекционной школе  развитие   учебных действий осуществляется во взаимосвязи всех видов и через систему заданий.

Подробнее остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий. Для формирования познавательных   учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  1. Найди отличия (можно задать их количество). По иллюстрации учащиеся должны найти заданное количество отличий в предлагаемых предметах.
  2. Назови по иллюстрации слово. Используя рисунки, определи, что выращивают на полях страны

- Назови по картинке сказку  

- Используя иллюстрации, ответь на вопросы

- Используя опорные иллюстрации, расскажи  …

  1. Поиск лишнего. Что является лишним в данном перечне

-  растения, животные, бактерии, грибы, водоросли

- яблоко, яблоня, осина, берёза. Почему?

- Выбери несколько правильных ответов. Зачеркни ненужное

- Выдели лишнее слово в каждом ряду. Зачеркни его.

 - Вычеркни лишнее. Если затрудняешься , воспользуйся статьёй учебника

4. Упорядочивание.

- Соедини стрелками словосочетания.

 - Соедини стрелкой вопрос и правильный ответ

  1. Составление схем - опор.

                                   

- Используя схему, объясни,  почему ближе к побережью Чёрного моря более влажно Работа с таблицами, пиктограммами, кроссвордами.

- Запиши числа в порядке убывания, а под ними соответствующие буквы.

Что бы это значило?

- Выпиши из текста статьи и словаря учебника значение следующих слов

  1. Прочтение и расшифровка ребусов
  2. Составление цепочек 
  3. Выстраивание логических цепочек

берёза   ядро   лист

Перечисленные виды заданий могут быть использованы на этапах повторения и закрепления полученных знаний.

  1. Составление кластера.

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.

Кластер – это графическая организация материала. В переводе означает  «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно думать по какой –либо теме.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

  1. Приём «Корзина» идей и понятий. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно изобразить корнин, в которую условно будет собрано всё, что знают ученики по изучаемой теме.

В ходе усвоения учебного материала идёт формирование познавательных универсальных учебных действий,  путём использования различных упражнений, направленных на развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна",

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна"....

методическая разработка"Пути формирования универсальных учебных действий учащихся 7 класса в урочной деятельности по предмету «Немецкий язык»

Это презентация предназначена для учителей,она содержит задания и какие УУД они развивают у учащихся...

Методическая разработка «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »

Теоритические сведения и практическая работа по формированию УУД на уроках русского языка...

Формирование базовых учебных действий на уроках изобразительной деятельности

Данная презентация об особенностях формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках ИЗО. Выполнена в рамкам проекта по самообразованию учителя начальных кл...

Методическая разработка "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".

Выступление на МО учителей основной школы "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения"....

Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"

Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"...

Доклад на МО трудового обучения «Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы»

Доклад на МО трудового обучения «Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы»....