Вклад Г.Я. Трошина в становление специальной педагогики.
презентация к уроку

Оганесова Оксана Рафаэльевна

Анализ целостной антрополого-гуманистической концепции аномального детства, созданной Г. Я. Трошиным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.ya_._troshin.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вклад Григория Яковлевича Трошина в становление специальной педагогики Выполнила:Оганесова О.Р . Москва, 2015 г.

Слайд 2

Григорий Яковлевич Трошин родился 30 сентября 1874 г. в Елабужском уезде Вятской губернии, в купеческой семье . В 1895 г. Трошин окончил гимназию в Казани и поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре перешел на медицинский факультет и в 1900 г. получил звание лекаря с отличием. В студенческие годы Г.Я. Трошин увлекся невропатологией и психиатрией. В 1899 г. он выполнил свою первую научную работу, в которой изучил центростремительные связи ядер задних столбов спинного мозга . Результаты нейроморфологических исследований Трошин изложил в монографии «Петля. Ее начало, окончание, состав, связи и топография» (1900). Цифры и факты

Слайд 3

Накануне Первой мировой войны Г.Я. Трошин по предложению В.М. Бехтерева работал психиатром в Петербурге. В это время он по своему проекту создал успешно действовавшую школу-лечебницу для умственно отсталых детей. Трошина интересовали проблемы детской психиатрии и психологии, отдельные его исследования были посвящены актуальным вопросам этого нового раздела психологии — психологии «детской ненормальности». 1917 г. Г.Я. Трошин возвратился в Казанский университет, где стал профессором психиатрии. Он продолжил свои научные исследования по проблемам детской психологии и психиатрии. 1922 г. вместе с группой ученых (Н.О. Лосский , Н.А. Бердяев, А.А. Кизеветер и др.) — он был выслан из Советской России за границу.

Слайд 4

1923 г. - Трошин работает в Праге на кафедре судебной медицины и психиатрии Русского юридического факультета, где написал оригинальную работу «О строении психоза» (1923). Затем научно-исследовательская и творческая деятельность Г.Я. Трошина продолжилась на кафедре педологии Русского педагогического института имени Яна Амоса Коменского в Праге. Здесь Трошин занялся исследованием умственных способностей детей российских эмигрантов. Им были специально разработаны «Краткие программы для исследования умственной одаренности по антропологическому методу».

Слайд 5

Научное наследие Г.Я. Трошина В начале XX века Г.Я. Трошин впервые в отечественной науке сделал попытку разработать теорию аномального развития . В основе его теоретических воззрений — антрополого-гуманистическая концепция . Концепцию характеризует системный и целостный антропологический подход, интегрирующий данные разных наук: специальной психологии и педагогики, психопатологии, детской невропатологии и психиатрии. В центре этой концепции стоит личность аномального ребенка как высшая ценность, нуждающаяся в развитии и защите.

Слайд 6

Наибольшее значение для дефектологии имеют следующие положения концепции Г.Я. Трошина : признание потенциала психического развития аномального ребенка; опора на единство законов нормального и аномального развития; целостное изучение ребенка; необходимость ориентации не на болезнь или дефект ребенка, а на незатронутые болезнью его потенциальные возможности; утверждение роли социальной среды и педагогического воздействия в воспитании и развитии аномального ребенка.

Слайд 7

Г.Я. Трошин открыл новое направление в педагогике , положив в его основу гуманистический подход с позиций медицинской и педагогической антропологии. Суть его педагогической позиции состояла в том, что только гуманный педагогический процесс способствует максимальному развитию личности умственно неполноценного ребенка, реализации его природного потенциала. Это возможно лишь при условии, если принимать ребенка таким, какой он есть, работать с ним так, чтобы сформировать ценностное отношение к себе и другим.

Слайд 8

Впервые высказал положение об ориентации в медико-педагогической практике не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные (компенсаторные) возможности , которые, развиваясь, окажут влияние на личность в целом. Г.Я. Трошин выступал противником фатального взгляда на умственную отсталость, доказывая возможность развития аномальных детей, их обучаемости и коррекции ослабленных и недостаточно развитых психических функций.

Слайд 9

Создав по собственному проекту первую в России вспомогательную школу-лечебницу для аномальных детей в Петербурге (1906—1916), он воплотил в ее деятельности свои теоретические и практические разработки. Экспериментальное исследование, проведенное Трошиным в данном учреждении, — основа его капитального труда «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей ». В двухтомной монографии Трошин впервые в мире всесторонне проанализировал важнейшие проблемы детей с позиции психопатологии, патопсихологии, детской психологии, специальной психологии и педагогики.

Слайд 11

Г.Я. Трошин определяет новое направление в психологии — специальную психологию , опирающуюся на соединение гуманитарных, естественных и педагогических наук. Таким образом, Г.Я. Трошин впервые в мировой практике положил в основу наук, изучающих детскую патологию , психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию, целостный антропологический подход, и указал на взаимосвязь медико-психологических и педагогических аспектов в дефектологической практике . При взаимодействии смежных с педагогикой научных областей знаний, включающих психологию и медицину, Трошин считал целесообразным создать специальную дисциплину — педагогическую психопатологию .

Слайд 12

Теоретическое наследие Трошина историко-педагогический анализ развития специального образования в России и за рубежом к началу ХХ в.; психологический анализ особенностей психического развития умственно отсталого ребенка, основанный на сравнительно-сопоставительном анализе нормы и патологии; психологическая диагностика как прикладная отрасль психологии, в рамках которой разработаны психодиагностические методики и основные критерии отграничения отклонений развития от нормы; педагогическая социальная психопатология, рассматривающая взаимосвязь между нарушениями поведения и расстройствами психики, а также патопсихологические факторы и клинико-диагностические аспекты девиантных форм поведения; теория обучения и воспитания аномальных детей, направленная на разработку теоретических и организационных принципов специального обучения, воспитания и лечения.

Слайд 13

Классификация детской патологии Основываясь на историческом анализе громадной массы работ в области детской ненормальности за сто с лишним лет, он предложил детскую патологию разделить на три группы: 1. психического недоразвития Первая группа отмечает Трошин наиболее изучена в этиологическом, патологоанатомическом, психологическом и биологическом отношении, «группа в сравнении с остальными видами детской ненормальности наиболее многочисленная и важная в практическом отношении, так как для отсталых наилучшей формой помощи является специальная вспомогательная школа, а для идиотов и имбициликов достаточно школ-приютов или просто приютов».

Слайд 14

2. детских неврозов и психозов Вторая группа «обнимает формы, развивающиеся после рождения и в позднем детстве в виде болезненных процессов, группа психопатическая по существу». 3. симптоматической ненормальности Третья группа характеризуется тем, «что психотический элемент здесь является не первичным, а вторичным — лишь симптомом другого основного болезненного процесса или проявлением какой-либо внешней причины . Морально дефективные дети, дети заброшенные, слепые и глухонемые обычно не вводятся в сферу детской патологии, а на практике для них существует особая разработанная и крупная организация помощи ».

Слайд 15

Проделанная им работа в области практической психологии положила начало зарождению нового направления — психологической диагностики . Была разработана методика отбора умственно отсталых детей в специализированные учебные заведения с целью планомерного и правильно организованного обучения и воспитания с учетом их психофизических особенностей. Системный подход в изучении психического развития ребенка был положен в основу его диагностического исследования.

Слайд 16

Г.Я. Трошина интересовал вопрос отграничения умственной отсталости от сходных состояний . Во вспомогательную школу, по его наблюдениям, попадали наряду с умственно отсталыми здоровые дети с психическими отклонениями, соматически ослабленные, педагогически запущенные, что, по мнению Трошина, недопустимо в условиях специальных учреждений.

Слайд 17

Заслуги Г.Я. Трошина объединение теоретических и экспериментальных материалов по психопатологии, социальной психологии и педагогике на научной гуманистической основе подход к проблеме изучения «человека как предмета воспитания» с позиции комплексного системного подхода, который он применял к аномальному ребенку т рактовка проблем развития аномального ребенка с гуманистических позиций, целостно, во взаимосвязи психофизического, нравственного, правового, социального, трудового воспитания одним из первых поставил социально-правовые вопросы аномального детства, считая достоинством человеческой личности ответственность перед душевно обездоленным

Слайд 18

Необходимо отметить историческую роль Трошина в работе I Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1914) и обсуждение его доклада «Проект вспомогательной школы в русских условиях» , где были выделены следующие положения: общая организация вспомогательных школ; учащие и учащиеся во вспомогательных школах»; программы и методики вспомогательных школ; внешкольное воспитание отсталых детей.

Слайд 19

Преподавательская деятельность В курсе лекций для студентов Русского педагогического института он рассмотрел широкий круг вопросов: исторический обзор развития науки об аномальном детстве в России и за рубежом; вопросы теории и практики выявления нарушений умственного развития; психологические особенности детей с различными отклонениями в развитии; классификации типов патологии личности; организационно-методические аспекты построения коррекционного обучения и воспитания; системы лечебно-педагогических мероприятий для работы с разными категориями аномальных детей. В Праге возглавил кафедру педологии Русского высшего педагогического института имени Я.А. Коменского.

Слайд 20

Психологический анализ искусства, проблем эстетики всегда интересовали ученого («Музыкальные эмоции», 1901, «Литературно-художественные эмоции с нормальной и патологической стороной», 1903, «Патологическое у Н.В. Гоголя», 1902). Особенно интересна его статья «О влиянии музыки на душевное творчество человека» (1936). Последним научным трудом Трошина стала изданная в Праге на русском языке монография «Пушкин и психология творчества» (1937), написанная к 100летию со дня смерти великого поэта. При изучении творческой личности поэта, считал Трошин, нельзя исходить из отдельных частей, не считаясь с целым, т. е. с целой личностью художника.

Слайд 21

Работы Г.Я. Трошина « Детская ненормальность за последние 100 лет» (1912 ) «Классификация детской ненормальности с выделением практических важных форм» (1914 ) « Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915 ) «О строении психоза» (1923) « Лекции по детской психопатологии и организации вспомогательных школ (1924 ) « О менделизме в психиатрии и психологии» (1924 ) « Строение душевных болезней (1927 ) « Психопатология и педагогика» (1927 )

Слайд 22

Список литературы: Специальная педагогика. В 3 томах. Том 1. История специальной педагогики. Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин . – Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Изд. «Академия», 2007. Менделевич Д.М., Малышева С.Ю. Слово о профессоре Григории Яковлевиче Трошине // Неврологический вестник. - 2003. - Т. XXXV, вып . 1-2. - С.70-75. Русское зарубежье / Золотая книга эмиграции. Энциклопедический библиографический словарь. - 1997.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная и специальная педагогика На тему «Этапы и методы профилактики в социальной работе»

Принятые на основе диагностики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика.Под профилактик...

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"

В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...

Учебно-методический комплекс по дисциплине Коррекционная и специальная педагогика

В учебно-методический комплекс входит рабочая программа учебной дисциплины, представлены общие и профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты в ходе изучения дисциплины, лекции по к...

Фрагмент рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 специальности Педагогика дополнительного образования "Организация отдыха детей"

Предствален фрагмент рабочей программы профессилнального модуля  специальности Педагогика дополнительного образования, куда входят МДК "Педагогическое сопровождение разновозрастных групп детей" ,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09. КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 44.02.02 Препо...

«Он открыл рудник словесный…» Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России.

Урок русского языка в 7 классе.Тематический урок посвящен  празднику русской словесности – Дню словаря....