методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
методическая разработка по теме

Давлетшина Марина Викторовна

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной неуспеваемости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Педагогическая помощь детям с нарушениями речи

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об особенностях педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Технологическая карта семинара:

  1. Преподаватель сообщает тему, пробуждает интерес.
  2. Формирование малых групп.
  3. Выбор проблем малыми группами и обоснование их актуальности.
  4. Защита проблем малыми группами.
  5. Работа над выбранной и защищенной проблемой в малых группах.
  6. Выступление представителя малой группы (или представителей) с освещением первого вопроса (до пяти минут).
  7. «Огонь по малой группе». Вопросы к первой группе и ответы на них первой мало         группой.
  8. Дополнения представителей других малых групп по обсуждаемой проблеме.
  9. Обобщение и подведение итогов обсуждения первого вопроса.

С шестого этапа технология повторяется, но с другими малыми группами и так далее до полного изучения темы семинарского занятия.

  1. Решение пед.ситуаций.
  2. Эксперты подсчитывают баллы. Руководители малых групп оценивают работу студентов на уроке, подготовленность к семинару
  3. Преподаватель дает анализ занятия, обобщается материал всей темы.

    Критерии оценки (в баллах):

Аргументированность выступлений – 3

Содержание выступления – 5

Культура речи – 2

Вопрос – 3 (3) – 9

Ответ на вопрос – 3 (3) – 9

Решение пед.ситуации – 1+1=2

Максимальное количество – 30. «5» - 28-30; «4» - 17-27; «3» - 14-16.

     Выбор проблем малыми группами:

  1. Значение знаний причин речевых нарушений для педагога.
  2. Особенности учета психолого-педагогической характеристики детей с речевыми нарушениями в работе школьного учителя.
  3. Необходимость развития системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
  4. Роль артикуляционных упражнений в коррекционной и профилактической работе с детьми.

Литература:

  1. Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой. – М., 2004.
  2. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб.методических рекомендаций. – СПб., 2006.
  3. Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М., 2010.
  4. Специальная педагогика / Н.М.Назаровой. – М., 2004.

Тема: Развитие психики аномальных детей.

Цель: обобщить знания студентов о патогенных факторах, приводящих к врожденным и приобретенным нарушениям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Факторы отклоняющегося развития.
  2. Общие закономерности отклоняющегося развития.
  3. Сущность учения Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефектах развития. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
  4. Механизмы возникновения вторичных дефектов. Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?
  5. Классификация детей с отклонениями в развитии по В.В.Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?
  6. Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?

Литература:

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002.
  2. Колесникова Г.И. Специальная педагогика и психология. – Ростов н/Д., 2010.
  3. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
  4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004.

Методические указания: главное в этой теме выяснить какие патогенные факторы приводят к врожденным и приобретенным нарушениям, какие из них воздействуют в пренатальном, натальном, постнатальном периодах. Для этого необходимо:

  • Охарактеризовать факторы, действующие во внеутробный период , в период родовой деятельности, прижизненные факторы, отметив их полиэтиологию.
  • Уделить внимание проявления наследственной отягощенности и хромосомным нарушениям.

     Важно отметить различие органических и функциональных причин. Следует подчеркнуть глубокий научный и практический смысл положений Л.С.Выготского о включении детей с отклонениями в развитии в разнообразную социально значимую деятельность для создания активных и действенных форм детского опыта, о структуре дефекта, включающей первичные нарушения и вторичные отклонения, о полном раскрытии компенсаторных возможностей психических функций только при включении в процесс компенсации и биологических, и социальных факторов.

     Подготовка к ответу на второй вопрос дает возможность ознакомиться с существующими в настоящее время классификациями нарушений в развитии.

     Параметры, определяющие тип нарушения психического развития В.В.Лебединский связывает с функциональной локализацией нарушения, временем поражения, системным строением нарушения, нарушением межфункциональных взаимодействий. Основные закономерности развития психики детей в норме и патологии, согласно положению Л.С.Выготскому, совпадают. Дальнейшие исследования позволили выделить  закономерности, характерные для всех нарушений физического и сенсорного развития, а также только для данного вида нарушения психического развития.  

    Важно своевременно выявить причины возникновения отклонений в развитии, понять сущность произошедших в организме нарушений, особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов, определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов.

Тема: Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

Цель: исследование причин школьной неуспеваемости у учащихся различного возраста.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, А.А.Смирновым.
  2. Перечислите группы неуспевающих по Н.И.Мурачковскому.
  3. Являются ли синонимами понятия «неуспевающиде дети», «дети с пониженной обучаемостью»?
  4. Каковы причины возникновения неуспеваемости?
  5. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?
  6. Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?

Литература:

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002.
  2. Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. – М., 2003.
  3. Как учить и развивать детей с нарушениями развития / Сост.К.Грюнвальд. – Спб., 2000.
  4. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.С.Г.Шевченко. – М., 2001.
  6. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М., 2005.
  7. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе КРО. – М., 2003.

Методические указания: данное семинарское занятие посвящено рассмотрению проблем школьной неуспеваемости и их причин. Основная причина школьной неуспеваемости –ЗПР,  дополняется другими важными причинами. Студенты самостоятельно изучают  теоретический материал при подготовке к семинарскому занятию, а затем обсуждают предлагаемые им вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения внеклассного занятия по русскому языку и литературе "Юный филолог"

Проведение подобных занятий требует предварительной подготовки и учителя, и учащихся. Это способствует расширению знаний детей, через занимательный материал активизируется инт...

Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика» «Расчет моды»

Методическая разработка содержит методику расчета моды, примеры определения данного статистического показателя для различных вариационных рядов, а также  наиболее часто встречающиеся ошибки....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Методическая разработка для проведения интегрированного занятия в форме образовательной сетевой квест-игры по теме «Ландшафтный дизайн»

Методическая разработка для проведения интегрированного занятия в форме образовательной сетевой квест-игры по теме «Ландшафтный дизайн»Автор работыКречман Ольга Алексеевна, преподаватель   М...

Методическая разработка для проведения учебного занятия по теме: «Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине: «Товароведение пищевых продуктов»

Методическая разработкадля проведения учебного   занятия по теме:«Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине:«Товароведение пищевых продуктов»...

Методическая разработка для проведения практического занятия Тема: «Распорядок дня» Дисциплина ОГСЭ.03. Иностранный язык (английский) Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная методическая разработка по теме "Распорядок дня" предназначена для преподавателей средних медицинских учебных заведений....

Методические указания по проведению практических работ по учебной дисциплине Математика для специальности (группы специальностей): 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся по специальности  35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство для закрепл...