"Здоровьсбережение в рамках инновационной деятельности" Статья по обобщению педагогического опыта.
статья

Климачева Татьяна Михайловна

Данная статья рассматривает особую организацию коррекционно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) для обучающихся со сложной структурой дефекта в условиях введения ФГОС. Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена в государственных законах, которые сегодня регламентируют образовательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_po_zdorovesberezheniyu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа

«Специальная школа-интернат № 88»

Здоровьесбережение в рамках инновационной деятельности.

Статья по обобщению педагогического опыта.

Данная статья рассматривает  особую организацию коррекционно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) для обучающихся со сложной структурой дефекта в условиях введения ФГОС.

 Климачева Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

г. Новокузнецк, Кемеровская область

        

Тема: «Здоровьесберегающее сопровождение корреционно-воспитательного процесса (из опыта работы) при работе с детьми со сложной структурой дефекта в условиях введения ФГОС».  

    Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена в государственных законах, которые сегодня регламентируют образовательную деятельность. Это Закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. По ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным; осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

В Стандарте учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю с группой детей с ТМНР (2 вариант). Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, нарушения эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, внимания, памяти,  восприятия, пространственной ориентировки, моторики, речи,  расстройствами аутического спектра и др.

Основной формой организации учебного процесса являются уроки, которые провожу в динамичной увлекательной форме с разнообразием дидактических, малоподвижных, подвижных игр, специальных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимым наглядным и раздаточным  материалом. Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяю из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение провожу в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Одним из важнейших, актуальных направлений сопровождения детей с ТМНР выступает  игрокоррекция с использованием здоровьесберегающих технологий . Работая учителем ( 1 класс) с группой детей со сложной структурой дефекта, я выстраиваю урок в игровой форме, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в данном классе, где каждый этап урока формирует определенный познавательный процесс. У данных детей ещё продолжается развиваться когнитивная сфера, и моя задача  – помочь им в этом. Занятия  провожу во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятием, т.к. они объединены одной общей модифицированной программой и целенаправленно ориентированы на коррекцию психических процессов. 

Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий. Применяю: различные виды гимнастики: психогимнастика, артиляционная, пальчиковая, дыхательная, глазодвигательная, физкультминутка.  В данном аспекте  уроки имеют здоровьесберегающий эффект. Повторение правил безопасной работы способствует  здоровьесбережению.

В аспекте здоровьесберегающего сопровождения  коррекционно-развивающего процесса уроки провожу по следующему алгоритму:

  1.     Мотивация.

Психогимнастика, направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы н-р: «Шалтай-Болтай», «Любопытная Варвара», «Поменяйтесь местами» и др.

Дыхательная гимнастика - с целью укрепления иммунитета обучающихся н-р: «Подуй на ватку», «Подуй на бабочку», «Ветер-ветерок» и др.

Даю упражнения на коррекцию внимания н-р: «Найди знакомые буквы», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и др.

 Артикуляционную гимнастику провожу с целью совершенствования движений артикуляционных органов и закрепления правильной постановки  звуков.

  1.  Актуализация знаний

Для стимуляции речевой активности включаю проговаривание стихотворений, потешек, поговорок  и др.

В каждый урок включаю кинезиологические упражнения «Ладонь-кулак»,

«Кулак-ребро-ладонь», что  способствует общему эмоциональному настрою на работу и развитию межполушарного взаимодействия.

Для развития мелкой моторики в каждый урок включаю пальчиковую гимнастику, например:

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала,

С детками играла.

С целью профилактики зрения обучающихся, провожу глазодвигательную гимнастику.

  1. Постановка учебной задачи
  2. Открытие нового знания

Согласно теме урока включаю компьютерные технологии (презентации, образцы, отрывки мультфильмов, обучающие видео), которые помогают активизировать познавательный процесс. Так же использование компьютерных технологий на уроке дает возможность для целостного восприятия материала.

  1. Первичное закрепление
  2. Самостоятельная работа
  3. Физминутка

Оздоровительные упражнения для частей тела  усложняю работой артикуляционного аппарата. Например, обучающиеся выполняют упражнения и одновременно проговаривают стихотворение.

  1. Включение знаний в систему
  2. Итог -создание ситуации успеха каждого обучающегося, похвала.
  3. Рефлексия может проводиться как в начале урока, так и в конце - с целью стимуляции самостоятельности деятельности обучающегося.

Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Все этапы урока подчинены одной теме. В ходе урока стараюсь  активизировать все психические процессы. К уроку подбираю  упражнения способствующие развитию и коррекции как слухового, так и зрительного внимания. Коррекции мыслительных процессов анализа и синтеза, коррекции внимания способствует подробный разбор образца, сравнение деталей образца с геометрической формой и др. Как необходимый элемент дефектологического занятия, использую  задания на развитие мелкой моторики, кинезиологические упражнения.

Так как данные дети склонны к переутомлению и испытывают дефицит в мышечном расслаблении, на уроке провожу частую смену видов деятельности.

Во время практической работы (урок ИЗО) включаю спокойную музыку; с каждым ребенком работу веду индивидуально в связи с особыми образовательными потребностями и способностями.

Стимуляцией к действию во время урока является моя похвала, частичная помощь и поддержка. Так же похвала необходима для создания ситуации успеха.

В образовательном процессе использую все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и  взаимосвязаны между собой. На занятии я  выстраиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, создаю ситуацию успеха для каждого из них.

Вывод: Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности  достаточно эффективной. Соблюдаю с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культуру общения «учитель-ученик». В ходе занятия дети  ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.

При направленном и продолжительном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей.

Список использованной литературы:

 1.    Федеральный государственный образовательный стандарт образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными   нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599) 

2.    Маллер А. Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003

  1.  Программы образования учащихся с умеренной и  тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
  2.    «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос», 2009г
  3. Коррекционная педагогика. И. К. Боровская, И. В. Ковалец «Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития». Часть I, II. Москва. «Владос», 2004
  4.  Лапшин В. А. , Пузанов Б. П. Основы дефектологии «Просвещение» 1991, Москва
  5.  Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов «Издательство АСТ», 1999 Москва
  6.  Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика в школе и детском саду» Учебная литература, 1997 Москва
  7.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии «Просвещение» 1991, Москва
  8.  Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009
  9. Певзнер М. С. Динамика развития детей олигофренов. Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963 Москва
  10.  Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) : Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2005 — 208 с. — (Мастерская учителя).
  11. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» Москва «Просвещение» 1974
  12. Тимофеева Е. Л. Подвижные игры с детьми. - М. : Просвещение, 1986. - 200 с.
  13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. М.: АПК ПРО, 2002

  1. Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»

Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...

Обобщение педагогического опыта работы " Использование современных инновационных технологий на уроках математики"

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...