ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ
учебно-методический материал

Сапрыкина Наталья Николаевна

  В практической деятельности на логопедических занятиях в течение двух лет я использую программный  комплекс «Игры для тигры» и логопедический тренажер «Дэльфа -142», которые  очень нравятся детям и с методической стороны зарекомендовали себя достаточно хорошо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

  В практической деятельности на логопедических занятиях в течение двух лет я использую программный  комплекс «Игры для тигры» и логопедический тренажер «Дэльфа -142», которые  очень нравятся детям и с методической стороны зарекомендовали себя достаточно хорошо.

ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ

Слайд 1

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа «Игры для тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока, которые позволяют организовать логопедическую работу в соответствующем направлении:

«Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика».

Слайд 2

Каждое занятие с использованием ИКТ является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Оно включает в себя 3 основных этапа: Подготовительный – направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к работе с компьютером, проводится пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Основной – решаются поставленные коррекционно-образовательные цели и задачи. Заключительный - необходим для совместной, а затем самостоятельной оценке ребенком результатов деятельности. На этом этапе снимается эмоциональное, зрительное и мышечное напряжение (физминутки, дыхательные упражнения)

Слайд 3  

Каждый блок состоит из модулей. Модули в свою очередь включапют несколько упражнений.

Коррекция и формирование фонетической стороны речи осуществляется в  блоке «Просодика». Он состоит из четырёх модулей «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр».

Модуль «Дыхание» включает упражнения:  

-  «Одуванчики». Инструкция: «Помоги Тигренку сдуть все «парашютики» с одуванчиков»;

-  «Кораблики».  Инструкция: Помоги Тигренку пустить бумажные кораблики в плавание»;

-  «Воздушный змей».  Инструкция: Помоги Тигренку запустить воздушного змея. Для этого необходимо произвести длительный или короткий выдох.

Слайд 4

Модуль «Слитность» включает упражнения:

-  «Рыбка», которое  позволяет работать над слитностью произнесения слов и фраз, плавностью речи ребенка, а так же силой и длительностью речевого выдоха и голоса. При слитном и плавном произнесении слов и фраз рыбка в аквариуме плавает, а на паузе-останавливается и пускает пузыри;

-  «Облако».  При слитном произнесении облака начинают меняться, на паузе облако «застывает» и упрощается его форма.

-  «Пузыри», позволят работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка, слоговой структуры, отрабатывать произнесение на материале слогов, слов и фраз, а так же способствует развитию силы и длительности речевого выдоха и голоса. При слитном и плавном произнесение слов и фраз Тигренок выдувает из соломинки мыльные пузыри. При прекращении речевой активности новые пузыри не появляются, а оставшиеся - лопаются. - «Часы» -  при наличии речевой активности стрелки на циферблате часов начинают двигаться. При прохождении полного круга циферблата часов из окошка выглядывает кукушка и кукует. Ребенок произносит фразу или несколько фраз за определенный промежуток времени.

Модуль «Ритм»

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над темпо-ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка. На начальном этапе работы рекомендуется прохлопать, простучать заданный ритм вместе с ребенком, затем ребенок самостоятельно прохлопывает ритм, после этого работа в данном направлении ведется с привлечением упражнений программы. При выполнении упражнений данного блока ребенку необходимо собрать целое (дом, пирамидку, машину, картинку) из частей. Это позволяет формировать и развивать у ребенка понятия «Часть», «Целое» определять их функциональные отношения, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности.

Упражнения:

-  «Машина»   позволяет ребенку работать над темпо-ритмической организацией речи и слоговой структурой слов, отрабатывать произношение отдельных дефектных звуков. При произношении в микрофон (звуков, слогов и слов) на экране возникают части машины. Инструкция: «Помоги Тигренку построить машину из частей»;

-  «Пирамидка»,  «Мозаика», «Дом».

Модуль «Тембр»

Все упражнения позволяют работать над частотными характеристиками речи, развить высоту голоса и длительность голосовой активности. Упражнения:

 «Муравей» -  Инструкция: «Помоги Муравью полетать на парашютике». Манипулируя своим голосом ребенок поднимает и удерживает Муравья на указанной высоте. Высота полета Муравья соответствует определенной частоте голоса ребенка;

-  «Самолетик», «Клоун».

Блок «Звукопроизношение» 

Упражнения блока способствуют проведению коррекционной работы, направленной на преодоление следующих дефектов произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. На начальном этапе проводится уточнение положения органов артикуляции во время произнесения правильно произносимых звуков.

Методика коррекции и формирования фонематической стороны речи.

Блок «Фонематика»

Упражнения направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов. Он состоит из четырех модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез».

Модуль «Звуки»

Упражнения:

-  «Музыка» – развивает неречевой слуховой гнозис, слуховое и зрительное восприятие. Инструкция: ребенку предлагается прослушать звучание представленных музыкальных инструментов, затем ребенок отгадывает один из звучащих инструментов.

- «Цирк»,  «Звук А»,  «Звук О».

Модуль «Слова» 

Упражнения направлены на развитие способности выделять заданный звук на материале слов. Модуль может использоваться при коррекции звукопроизношения, расширения объёма словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и фонематического слуха.

Упражнение «Звуковые часы» – позволяет работать над формированием понимания смыслоразличительных признаков фонем на материале слов паронимов и расширением пассивного словаря ребенка Инструкция: «Выбери парную картинку по звучанию».

Модуль «Синтез»

 Упражнения позволяют работать над формированием и развитием навыком звукового анализа и синтеза у детей. Ход упражнения и принцип выполнения заданий аналогичен во всех упражнениях данного модуля. Он включает в себя 4 упражнения: «Слова из 3 букв»,  «Слова из 4 букв», «Слова из 5 букв», «Слова из 6 букв». Инструкция: «Расположи буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово».

Модуль «Слова»

Упражнения:

-  «Разложи предметы». Инструкция: Разложи картинки на две группы по шкафам»;

-   «4 Лишний», «Что из чего?» Инструкция: Размести картинки в подходящие для них домики.

Слайд 5

Модуль «Словосочетания» 

Упражнения позволяют работать над развитием лексической системности языка на основе синтагматических связей слов, способствуют организации семантических полей, формированию грамматического значения слова и коммуникативных навыков школьников.

Упражнения:

-  «Кто сказал МЯУ?» на материале лексической темы: «Домашние животные и птицы».  Инструкция: прослушай голоса и определи чей голос звучит. Затем задание усложняется. Назови животное (птицу) и как они подают голос;

-  «Собака лает». Далее задания варьируются и усложняются.

Логопедический тренажёр  Дэльфа-142 активно используется для развития памяти, речи, концентрации внимания и для коррекции эмоционально-волевой сферы. Устройство может использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях.

Данный тренажер состоит из 6 блоков. Каждый из которых выполняет свои функции и позволяет решать определенные задачи по коррекции речи.

Слайд 6

Первый блок:  "Звук" включает в себя 18 упражнений. Данная категория предназначена для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи; помогает отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз; научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране; способствует развитию навыка голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а так же отработке правильного произношения согласных звуков;

Слайд 7 -11

Второй блок "Буква" включает в себя 9 упражнений. Они отличаются по уровню сложности и могут быть использованы при работе над проявлением дисграфии. Эти упражнения помогут в процессе формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно- сходных фонем; используются для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости и помогут отработать навык дифференциации парных согласных.

Третий блок «Слог» - 4 упражнения. Способствует формированию первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.

Четвертый блок «Слово» состоит из 19 упражнений.

С помощью этих упражнений формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки, аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия. Так же можно использовать для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.

Данный блок нацелен на формирование лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.

Слайд 12

Пятый блок:  «Предложение» - 8 упражнений.

     Данная категория заданий: "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение" - предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении.

Шестой блок:  «Текст» включает в себя 3 упражнения – «Пересказ», «Рассказ по картине», «Пересказ текста по опорным словам».  

Данные тексты предназначены для работы над связной речью. В упражнении "Пересказ" предложен набор текстов разного уровня сложности; вопросы к текстам; словарная работа и опорные слова для пересказа.

Заключение

 Таким образом, использование на логопедических занятиях  программ «Игры для Тигры» и тренажера «Дэльфа-142» позволяют значительно повысить эффективность логопедического воздействия, которое достигается в результате системного и деятельностного подходов в коррекции нарушений ОНР посредством интерактивной формы  обучения, а также создания психолого-педагогических условий для формирования положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям.

Т. е.,  включение данных программных комплексов не только разнообразит и насыщает занятие, но и заинтересовывает учащихся  в выполнении упражнений, которые  даются в игровой форме.

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на методическом совете

«О результатах использования оборудования

 на логопедических занятиях»

Докладчик: Сапрыкина Наталья Николаевна,

                                                                             учитель – логопед      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о тиграх

сообщение ученицы с презентацией...

Методическое пособие. "Игры в тигры"

Методическое пособиеПсихологические игры и упражнения для работы с гаперактивными, тревожными и агрессивными детьми.В пособии предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и а...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тигр Брыська"

Конспект коррекционно- развивающего занятия...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Урок внеклассного чтения по рассказу Френка Ричарда Стоктона "Невеста или тигр"

Вашему вниманию предлагается итоговый урок внеклассного чтения по рассказу американского писателя Фрэнка Ричарда Стоктона «Невеста или тигр». Данный урок рассчитан на учащихся 5-6 классов и помогает з...

Автоматизация звука "Ш" в словах, с применением компьютерной технологии "Игры для Тигры".

Конспект занятия по автоматизации звука "Ш" в словах с применением компьютерной технологии "Игры для тигры". Использовани традициооной формы обучение и применение компьютерной педагогической технологи...

Экологическая игра-квест "День Амурского Тигра"

Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Для воспитания экологической культуры...