Автоматизация звука "Ш" в словах, с применением компьютерной технологии "Игры для Тигры".
план-конспект занятия по теме

Вульфович Надежда Алексеевна

Конспект занятия по автоматизации звука "Ш" в словах с применением компьютерной технологии "Игры для тигры". Использовани традициооной формы обучение и применение компьютерной педагогической технологии позволяет повысить интерес к занятию. способствует результативности обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sh_v_slovakh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект индивидуального занятия с применением технологии «Игры для Тигры». Продолжительность занятия 20 минут 2 раза в неделю.

Тема: Звук «Ш». Этап автоматизации звука «Ш» в словах.

Планируемый результат:

Предметные УУД: Закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление понятий звук, слог, слово, предложение, текст. Закрепление и расширение словаря на основе слов со звуком  Ш. Автоматизация звука «Ш» в словах. Автоматизация звука «Ш» в словах. Воспитание правильного произношения звука «Ш» в словах.

Коррекционные: Закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на данных акустически-артикуляционных образах звука Ш. Отработка ритмической стороны речи. Отработка речевого дыхания необходимого для звука «Ш». Развитие фонематического слуха на материале слов со звуком «Ш». Формирование и развитие навыка звукового анализа, коррекция звукопроизношения на этапе автоматизации звука «Ш» в словах. Развитие и обогащение словарного запаса словами со звуком «Ш».

Метопредметные:

Регулятивные УУД.  Уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; работать по составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД .Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: применять свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: Воспитывать трудолюбие, усидчивость, желание достигнуть поставленной цели.

Оборудование: Компьютерная программа «Игры для Тигры», блок «Звукопроизношение», артикуляционный уклад звука «Ш», артикуляционная гимнастика для звука «Ш»; блок «Просодика», модуль «Дыхание», упражнение «Одуванчики», модуль «Ритм» упражнение «Дом», блок «Фонематика», модуль «Анализ»,  упражнение «Поезд». Блок «Лексика», упражнение «4 лишний».

Ход занятия:

  1. Организационный момент: психологический настрой на занятие, уточнение настроения ребёнка, объяснение цели занятия ребёнку.
  2. Развитие артикуляционной моторики, выполнение общей артикуляционной гимнастики:

Для языка: «Лопатка»- язык свободно спокойно лежит на нижней губе удержать до счёта 10.

«Иголка» - рот открыт, зубы видны, язык тонкий напряжённый

удерживается до счёта 5-10.

«Часики» - движение тонким языком в уголки рта 10раз.

«Горка» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка

поднята к нёбу.

Для губ:      «Улыбка» - губы растянуты и напряжены.

«Забор» - губы в улыбке, видны все зубы.

«Трубочка» - губы вытянуты вперёд узкие.

«Рупор» - губы вытянуты вперёд, видны 2 верхних и 2 нижних

зуба.

«Птенчик» - губы округлены, рот открыт, зубы разомкнуты видны

4 верхних и 4 нижних зуба.

«Заяц» - нижняя губа закушена, видны 2 верхних зуба.

Все упражнения удерживаются до 10, выполняются в различном

порядке.

3.Актуализация знаний, определение темы занятия. 

Произнеси, как дует ветер. (ш)

Произнеси, как шипит змея.(ш)

Произнеси как сдувается шарик.(ш)

Какой звук мы слышим? (ш)

Посмотри на картинки: шапка, шубка, штаны, шорты, рубашка.

Какой предмет лишний? (Шапка – головной убор).

 Какой звук мы слышим во всех этих словах? (Звук «Ш»)

Чему мы сегодня на занятии будем учиться? (Произносить звук «Ш» в словах).

3.Основная часть занятия. Повторение артикуляции звука «Ш». Блок «Звукопроизношение».

Правильная артикуляция звука.

При произнесении звука «Ш»:

- губы вытянуты вперед и округлены;

- зубы сближены до расстояния 4-5 мм;

- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов;

- средняя часть спинки языка прогибается;

- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу;

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью         языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом;

- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Отработка артикуляционного уклада звука «Ш».

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.

«Дудочка»

С напряжением вытянуть губы вперед.

«Кружочек»

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

«Непослушный язычок»

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

«Лопатка»

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Качели»

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Болтушка»

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

«Чашечка»

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».

«Красим верхний заборчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево и вправо.

«Красим потолок»

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

4.Отработка правильного плавного длительного выдоха необходимого для произношения звука «Ш».

Блок «Просодика». Модуль «Дыхание». Упражнение «Одуванчики». Регулирование речевой активности за счёт изменения скорости движения мультипликационных объектов на экране монитора. Регулирование параметров чувствительности микрофона с учётом актуального состояния просодических характеристик речи ребёнка

5.Автоматизация звука «Ш» в словах.

Установка правильного уклада звука «Ш». Удержание позы звук «Ш».

Произношение звука «Ш» в словах с ударным слогом. По подражанию за учителем.

Шаг, шар, шарф, шайба, большая, ушанка, мешать, решать, писать, лошадка, шахматы, лапша.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, корешок, шёл, нашёл, ушёл, шёпот, большой.

Ширь, шит, шило, шина, дыши, ерши, пиши, камыши, шили, решили, ушиб, малыши, кувшин.

Шум, шут, шуба, мишутка, дышу, ношу, пишу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник.

Произношение звука «Ш» в словах с безударным слогом.

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

Шуруп, шутить, чешуя.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший.

Произношение звука «Ш» в словах со стечением согласных в слоге.

Швея, швы, шкаф, школа, шкура.

Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шмель, шницель, шнурок, шпалы.

Штаб, штамп, штора, штопать, штука, штык, штурвал.

 6.Отработка ритмической стороны речи блок «Просодика»,  модуль «Ритм» упражнение «Дом».

Произношение слов со звуком «Ш» по слогам.

7.Формирование и развитие фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза на материале упражнения «Поезд», блок «Фонематика», модуль «Анализ».

На экране появляется поезд с вагончиком из 3 окошек.

Задание: Произнеси слово, определи место звука «Ш в слове, посели его в нужное окошко вагона. При распределении слов выясняется лексическое значение непонятных для ребёнка слов. После распределения картинок необходимо отработать:

-Сколько слогов в слове.

-Назови первый звук в слове, последний.

8. Развитие и обогащение словарного запаса словами со звуком «Ш». Блок лексика. Модуль «Слова». Упражнение «4лишний».

Уточнение лексического значения слов из упражнения.

Найди слова со звуком «Ш»

Найди место звука в слове.

Раздели слово на слоги.

Найди ударный слог.

Составить предложение с этим словом.

9. Произнесение чистоговорки:

Ша-ша-ша – поезд едет не спеша.            

Шо-шо-шо – у окошка хорошо.          

Ши-ши-ши – в поезд сели малыши.

 Аш-аш-аш  - этот поезд наш.    

10. Повторение правильной артикуляции звука.

При произнесении звука «Ш»:

- губы вытянуты вперед и округлены;

- зубы сближены до расстояния 4-5 мм;

- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов;

- средняя часть спинки языка прогибается;

- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому

небу;

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом;

- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

11.Оценка работы ребёнка на занятии, анализ достижений, выяснение настроения ребёнка после занятия.

12. Домашнее задание.

Отработка артикуляционных упражнений для звука «Ш», удержание правильной артикуляции звука «Ш», произнесение звука «Ш» в изолированном виде (шипеть как змея), произнесение звука «Ш» в словах, заучивание чистоговорки, контролировать своё произношение перед зеркалом.

13.Рефлексия.

Перед тобой лесенка знаний. Нарисуй себя на той ступеньке, на которую ты поднялся сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий при обработке результатов физических экспериментов

Предлагабю материал лабораторнй работы по физике с исполизованием возможностей электронных табли...

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической  деятельности»....

«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)

Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Применение компьютерных программ при подготовке к занятиям

Изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, редактирование аудиозаписей и др. с помощью компьютера....