Рабочая программа по развитию речи 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Кузьменко Мария Владимировна

Рабочая программа по развитию речи для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_7_klass.docx50.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

 

   «Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                      «Утверждаю»

   на заседании М/О                                                   Заместитель                                          Директор                      

   гуманитарного цикла                                            директора по УВР                                 ГКОУ «Школа № 2124»

   Протокол №__ от___                                              ____Якубец Т.О.                                  ____Колобаева И.Н.                                  

Рабочая программа

по учебному предмету

«Развитие речи»

7 класс

Количество часов в год__35__

Количество часов в неделю __1__

Год разработки – 2017 г.

Программа предназначена для реализации  в 2017-2018 уч. г.

Москва

Содержание

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа………………….……………..3

Вклад предмета «Развитие речи» в достижение целей основного общего образования.…..…………………...…3

Общая характеристика курса…….….……………………………………………...………………………………….5

Требования к результатам изучения предмета «Развитие речи» в основной школе……………………………....8

          Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи……………………………………….…11

Место учебного предмета «Развитие речи» в учебном плане………………………………………...…..………..13

Содержание курса. Седьмой класс.

Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению……………………..…...…………..…………………...………...14

Типы текста. Рассуждение……..……….…………….……………………………………………………...…..…...14

Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного ……………………………………………………….…...14

Рассказ по сюжетным картинкам …………………………….…………………………………………...…..….….14

          Типы текста. Рассказ-рассуждение……………………………………….……………………………...…………..14

          Текст.……………………………….……………………………………………………………………………..…...14

Стиль речи. Публицистический……..…………………………………………………………………………..…..15

Типы текста. Описание. Описание внешности человека.……………………………………………………..…...15

Учебно-тематический план………………………..………………..…..………………………………………….…...…15

Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………………………………........…….16

Календарно-тематическое планирование (Приложение)

         Планирование по развитию речи. 7 класс. 1 четверть.....……………………………………………...…..……… 17

         Планирование по развитию речи. 7 класс. 2 четверть…………………………………………………...…………17

         Планирование по развитию речи. 7 класс. 3 четверть…………………………………………………………...…18

         Планирование по развитию речи. 7 класс. 4 четверть…………………………………………………………...…19

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы,

на основе которых составлена программа

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  2. Основная образовательная программа основного общего образования от 01.09. 2014 г., приказ № 1 – 259/1, утвержденным советом школы от  08.09.2014;
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: прект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
  4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. – 12-e изд., перераб. – М.: Просвещение. 2011. – 111 с. 

                     

Вклад предмета «Развитие речи»

в достижение целей основного общего образования

Развитие речи – отрасль методики русского языка и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку на уроках развития речи, обеспечить преподавание на уровне, соответствующем потребностям современного общества, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами курса развития речи в основной школе являются:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса развития речи включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание курса развития речи в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

 Развитие речи учащихся на уроках предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку, литературе и развитию речи. Обогащение запаса слов на уроках обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие  у школьников  умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и  языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций;   совершенствования  орфографической  и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений развития речи — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования речевых умений и навыков: различение типов и стилей речи, определение темы и основной мысли в текстах, умение устанавливать смысловые связи  в текстах, составление текстов различных по типу и стилю и т.д.  

Важнейшим направлением в работе учителя является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при написании изложений и сочинений, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.

Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса, нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.

Материал в программе дается с учётом возрастных возможностей учащихся. Работа по речевым  темам и  культуре речи рассредоточена по всем классам на отдельных уроках.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке».

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению изученного материала.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи в отдельный предмет. Темы по развитию речи пропорционально распределяются в течение учебного года, что создает условия  для более эффективного речевого развития школьников.

Требования к результатам изучения предмета «Развитие речи» в основной школе

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по развитию речи являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по развитию речи являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по развитию речи являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  2. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи

          Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-10 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 50-100 слов, в 6 классе  –  100-150, в 7 классе –150-200, в 8 классе – 200-250, в 9 классе – 250-300 слов, в 10 классе – 350-400 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок. Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5». 1) Содержание работы полностью соответствует теме; 2) Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста; 3) Содержание работы излагается последовательно;
4) Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций;
5) Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
 Грамотность: допускаются 1-3 орфографических, 1-3 пунктуационных, 1-3 грамматических ошибок.

Отметка «4». 1) Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы;

2) Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста; 3) Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 3-6 орфографических и 3-6 пунктуационных ошибок.

Отметка «3». 1) Имеются существенные отклонения от заявленной темы; 2) Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки, объем изложения составляет менее 70% исходного текста;
3) Допущено нарушение последовательности изложения; 4)  Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны;  5) Встречается неправильное употребление слов. 6) Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна; 7) Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 6-10 орфографических, 6-8 пунктуационных ошибок.

Отметка «2». 1) Работа не соответствует заявленной теме; 2) Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; 3) Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану; 4) Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют; работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов; 5) Нарушено стилевое единство текста; 6) Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность: допущено более 10 орфографических и более 8 пунктуационных ошибок.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.

Место учебного предмета «Развитие речи» в учебном плане

Обязательное изучение  на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 210 ч., в  том числе в 5 классе – 35 ч., в 6 классе – 35 ч., в 7 классе – 35 ч., в 8 классе – 35 ч., в 9 классе – 35 ч., в 10 классе – 35 ч.

Формой организации учебного процесса являются традиционные уроки.  Они классифицируются  по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям.

Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.);  на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

Для осуществления контроля применяются текущий и  итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты. 

Учебники, используемые в учебном процессе:

  1. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2012.  Часть 2 – 176 с.
  2. Русский язык:  7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская  Л.А. Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
  3. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

Содержание курса

Седьмой класс

Типы текста. Рассказ.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Типы текста. Рассуждение.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Типы текста. Рассказ.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев.

Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Рассказ-рассуждение. Пересказ исходного текста.

        

Стиль речи. Публицистический.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Типы текста. Описание.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Контрольные мероприятия: опрос, изложение, сочинение.

Учебно-тематический план

                  Содержание

Количество часов

Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению.

4

Типы текста. Рассуждение.

4

Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного

3

                                      Рассказ по сюжетным картинкам

5

Типы текста. Рассказ-рассуждение.

4

Текст.

4

Стиль речи. Публицистический.

2

Типы текста. Описание. Описание внешности человека.

9

Всего: 35

Перечень учебно-методического обеспечения

        Для учащихся:

  1. Русский язык:  5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2015.

2. Русский язык:  6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;    научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2015.

3. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

  1. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

 Для учителей:

  1.  Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е  изд. – М.: Просвещение, 2003 г.
  2.  Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е  изд. – М.: Просвещение, 2004 г.
  3.  Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е  изд. – М.: Просвещение, 2003 г.
  4.  Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов.
  5.   Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
  6. Соловьёва Н. Н.' Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 6 класс.

             Материальная база кабинета:

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Доска.
  4. Таблицы, плакаты.

            Интернет-ресурсы:

http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

 Приложение

Календарно-тематическое планирование

по развитию речи. 7 класс.

Планирование по развитию речи. 7 класс. 1 четверть. 8 часов.

Дата

К/ч

Тема

Упражнения (6 кл.2 ч.)

1

05.09

1

Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению

Сочинение «Как я однажды помогал маме»

С. 71 № 448

2

12.09

1

Изложение «Кто сильнее?»

С. 76 № 457

3

19.09

1

Изложение «Не о чем спорить»

С. 82 № 471

4

26.09

1

Изложение с элементами сочинения «Подарок своими руками»

С. 86 № 476, 477, 478, 480

5

03.10

1

Типы текста. Рассуждение.

Сочинение-рассуждение «Письма»

С. 88 № 481

6

10.10

1

Изложение «Иван Федоров»

С. 90 № 486, 487

7

17.10

1

Изложение-рассуждение «Дуб и Тростинка»

С. 145 № 606

8

21.10

1

Изложение-рассуждение «Сахалин»

С. 151 № 618

Планирование по развитию речи. 7 класс. 2 четверть. 8 часов.

Дата

К/ч

Тема

Упражнения (6 кл. 2 ч.)

1

07.11

1

Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного

Сочинение «В библиотеке. Подслушанный рассказ старого учебника»

С. 93 № 493, 494

2

14.11

1

Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

С. 97 № 499

3

21.11

1

Изложение с элементами сочинения «Мамина новость»

С. 104 № 516

4

28.11

1

Рассказ по сюжетным картинкам

Сочинение-рассказ «Степа дрова колет»

С. 104 № 517

5

01.12

1

Изложение «Витькина гайка»

С. 116 № 541

6

12.12

1

Сочинение-рассказ «Соблюдай чистоту»

С. 127 № 561

7

19.12

1

Сочинение по началу «Красавец-тополь»

С. 135 № 577

8

26.12

1

Изложение «Труд-самая верная опора человека»

С. 137 № 583

Планирование по развитию речи. 7 класс. 3 четверть. 11 часов.

Дата

К/ч

Тема

Упражнения (7 кл. 1 ч.)

1

11.01

1

Рассказ-рассуждение.

Изложение «Звуки»

С. 12  № 21

2

16.01

1

Изложение «О меде»

С. 12  № 23

3

23.01

1

Изложение «Михаил Васильевич Ломоносов»

С. 15 № 29

4

30.01

1

Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»

С. 20 № 48

5

06.02

1

Текст. Составление текста «Древнерусский язык», «Осень»

С. 21 № 49, 50

6

13.02

1

Свободный диктант «Медвежонок»

С. 22 № 51

7

20.02

1

Диалог как текст.

С. 23 № 53-55

8

27.02

1

Виды диалога. Знаки препинания в тексте с диалогом.

С. 25 № 56-59

9

06.03

1

Стиль речи. Публицистический.

Стили литературного языка. Публицистический стиль.

С. 27-29

10

13.03

1

Свободный диктант «Строгие законы об охране природы»

С. 30 № 70

11

20.03

1

Типы текста. Описание.

Описание внешности человека.

Сочинение по картине В. Хабарова «Портрет Милы»

С. 41 № 93

Планирование по развитию речи. 7 класс. 4 четверть. 8 часов.

Дата

К/ч

Тема

Упражнения (7 кл. 1 ч.)

1

03.04

1

Изложение «Портрет юноши» на выбор (По Ф. Достоевскому, по Ю. Яковлеву)

С. 41 № 95-96

2

10.04

1

Изложение «Зрение Васи»

С. 49 № 110

3

17.04

1

Изложение «Три главных человека моего детства»

С. 52 № 116

4

24.04

1

Изложение «Народные промыслы  - детям»

С. 60 № 135

5

03.05

1

Выборочное изложение. Отрывок из рассказа «Судьба человека»

С. 65 № 151

6

10.05

1

Свободный диктант «Крым»

С. 75 № 176

7

15.05

1

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

С. 88 № 207, 209

8

22.05

1

Свободный диктант «Каштанка»

С. 89 № 211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....