рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа (10 класс) по теме

Голованова Елена Викторовна

рабочая программа по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_10_kl._vosstanovlen_-_kopiya.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида № 28

Рассмотрено                                                     Утверждено

на заседании МО учителей                              решением ПС учреждения

гуманитарного  цикла                                      Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                         Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                 И.О. директора __________

Рабочая программа

по развитию речи

10 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Разработала: Голованова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СКОШИ V вида № 28

Москва, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Настоящая программа по развитию речи создана на основе примерной программы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» и адаптирована для учащихся коррекционной школы V вида, с учетом их индивидуальных особенностей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, с опорой на знания коррекционной педагогики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Язык (по своей специфике и социальной значимости) – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

           Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Развитие речи» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в коррекционной школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

     Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей таких учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности для детей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Родной язык является средством приобщения таких детей к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками, так как от других детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения детей с тяжелыми нарушениями речи практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Родной язык является основой формирования этических норм поведения таких детей в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

В примерной программе реализован коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в качестве знаний, но и в деятельностной форме.  

           Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

        Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

      Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что препятствует их обучению в общеобразовательной школе.  

Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.  

      Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

  • Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
  • Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.

      Образовательный процесс  осуществляется в соответствии с основным общим образованием с нормативным сроком усвоения – 6 лет.

      Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы.  В связи с этим выделены специальные учебные предметы:

  • русский язык;
  • развитие речи;
  •  литература.

Учитывая особенности детей, программа основной школы по русскому языку распределена на шесть (5-10 классы) лет обучения. Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.

Результаты изучения учебного предмета.

      Личностными результатами освоения выпускниками основной коррекционной школы программы по развитию речи являются:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Достаточный объем словарного запаса   для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной коррекционной школы программы по русскому языку являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:
  • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • Владение разными видами чтения;
  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой  информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  2. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

            Предметными результатами освоения выпускниками общеобразовательной коррекционной школы программы по развитию речи являются:

  1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  3. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения  (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • Владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • Владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • Способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение  различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • Умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
  1. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  2. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Основные содержательные линии.

      Направленность курса развития речи на формирование   языковой  компетенции нашла отражении е в структуре данной программы. В ней выделяется сквозная содержательная линия, обеспечивающая формирование:

  • Коммуникативной компетенции;
  • Языковой и лингвистической компетенции.

      Содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.  

    Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

         В примерной программе представлены две содержательные линии, изучение первой из них направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Лексикология и фразеология».

       Все эти разделы выделены в данной программе в отдельный курс «Развитие речи» на основании вышеизложенных особенностей обучения детей с ТНР.

       Вторая содержательная линия включает разделы, входящие в курс «Русский язык», отражает устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

          Третья содержательная линия представленная в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, неразрывно связана с содержанием курсов как русского языка, так и развития речи.

На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

Преподавание развития речи направлено на достижение следующих целей:

  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
  • Обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку.

КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации  V вида предусматривает  изучение предмета «Развитие речи»  на этапе основного общего образования  с растяжкой в один год в объеме 350 часов. В том  числе: 5 класс – 70 часов, 6 класс – 70 часов, 7 класс – 70 часов, 8 класс – 70 часов, 9 класс – 35 часов, 10 класс – 35 часов.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

       Формы организации учебного процесса: работа с учебником, словарный диктант,  практикум, тренировочные упражнения, опрос, работа  с текстам, написание изложений и сочинений.

Виды и формы контроля:

  • Комплексный анализ текста
  • Сочинение по картине
  • Изложение с элементами сочинения
  • Устное высказывание на лингвистическую тему
  • Подробное, сжатое и выборочное изложение

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Владеть  монологом (описание)  и диалогом.

Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения.

Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.

Речевая деятельность

  1.       Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

  1.       Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными  источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

       Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор  и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.    

Характеристика основных видов учебной деятельности: Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.

Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Излагать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на  актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуации ей общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Писать неофициальные письма, расписки, доверенности, заявления.

Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.

Текст

  1.       Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

      Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

      Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

  1.       Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.

Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка.

  1.       Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

      Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад, публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

  1.       Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Отличать официально-деловой текст от текстов другого характера.

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные высказывания официально-делового стиля.

Соблюдать нормы построения  официально-делового стиля.

Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Выступать перед аудиторией сверстников.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа,  государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

      Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

      Лингвистика как наука о языке.

      Основные разделы лингвистики.

      Выдающиеся отечественные лингвисты.

  1.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимании е роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

      Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.  Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Орфоэпия

  1.   Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

      Орфоэпический словарь.

  1.  Нормативное произношение слов.  Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

      Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной  культурой.

Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

       Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

    Тематические группы слов. Толковые словари синонимов и антонимов русского языка.

      Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и   заимствованные слова. Словари иностранных слов.

      Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.  

      Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

      Стилистические пласты лексики.

      Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

      Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

      Употребление лексических средств в  соответствии со значением и ситуацией общения.  Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

      Проведение лексического разбора слов.

      Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.

Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет.
  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества. В художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.

Использовать орфоэпический словарь.

Учебники, реализующие рабочую программу:

    Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

            Данное учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ТНР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

Тематическое планирование по развитию речи.

10 класс

(34 часа- 1час в неделю)

Раздел

Кол. часов

1

Речь и речевое общение.

Умение общаться – важная часть культуры человека. Речевая ситуация.

Монолог и диалог, их разновидности.

Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога (описание).

2

2

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности.

Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Основная и дополнительная информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.

  1. Аудирование и чтение как виды речевой деятельности.

Аудирование (слушание). Правила эффективного слушания.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой  и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

  1. Говорение и письмо как виды речевой деятельности.

Говорение. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развернутый  пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения.

Письмо. Основные особенности письменного высказывания, подробное, выборочное, сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания тезисов, неофициальных писем, расписок, доверенностей, заявлений.

10

3

Текст

Текст и его основные признаки.

Понятие текста, основные признаки текста. Смысловая и  композиционная цельность, связность текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

Тема текста, его основная мысль.

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротемы текста.

Описание как функционально-смысловой тип речи.

Функционально смысловой тип речи: описание. Его особенности.

Структура текста. План текста, Абзац. Средства связи предложений и частей текста.

14

4

Функциональные разновидности языка

Функциональный стиль языка: официально-деловой.

Основные жанры разговорной речи: рассказ. Его особенности.

Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление. Их особенности.

4

5

Орфоэпия как раздел лингвистики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения.

Ударение, его  смыслоразличительная роль. Особенности ударения в русском языке.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Трудные случаи ударения в словах. Трудные случаи ударения в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

4

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: речь устная и речь письменная, монологи, диалоги, сфера и ситуация речевого общения.
  • Особенности основных жанров
  • Признаки текста  и его функционально-смысловых типов
  • Основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета

Уметь:

АУДИРОВАНИЕ

  • Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, полного или сжатого пересказа
  • Составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ
  • Формулировать вопросы по содержанию текста
  • Замечать в собственной и чужой речи отступления от нормы литературного языка

ЧТЕНИЕ:

  • Составлять конспект прочитанного текста
  • Составлять тезисный план текста
  • Оценивать степень понимания содержания прочитанного текста

ГОВОРЕНИЕ:

  • Создавать устные монологические высказывания на актуальные темы
  • Владеть нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения
  • Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста

ПИСЬМО:

  • Пересказывать прослушанный текст
  • Создавать сочинения по картинам и заданным темам
  • Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания)
  • Писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства
  • Вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование) писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного  или прослушанного текста
  • Совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

ТЕКСТ:

  • Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи
  • Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, уместного и выразительного словоупотребления
  • Пользоваться разными видами словарей

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Баранов  М.  Т.   Школьный   орфографический   словарь   русского   языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М.: 2007.
  2. Воителева Т.М., Войлочкова К.А., Н.А. Герасимова Н.А.  и др. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /- М.: Дрофа, 2010
  3. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин,   Е.  В.   Скорлуповская, Г.  П.  Снетова;   под  ред.   Ф.   П.   Филина.— -е изд.,     дораб.— М.: 1998.
  4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.
  5. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010
  6. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. -М.: Вербум-М, 2010.
  7. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / –М.: Дрофа, 2010
  8. Тихонов  А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М.,  1991.

Материально-технические средства обучения

      Наглядные пособия:

  • печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графика, таблицы и т.д.);
  • проекционные материалы (видеофильмы, слайды, диски).

       К техническим средствам относятся: мультипроектор, видеомагнитофон, компьютер, телевизор.

Информационные ресурсы в Интернете

www.wikippedia.ru

www.krugosvet.ru

www.rubricon.ru

www.slovari.ru

www.gramota.ru

www.feb-web.ru

www.myfhology.ru

www.it-n.ru

rus.1september.ru

www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 5 класс для учащихся 7 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 5 класс,учебник Виленкин,для обучающихся 7 вида.(3 часа в неделю)...

Рабочая программа по математике 5 класс для учащихся 8 вида

Рабочая программа (учебник Н. Я. Виленкин) содержит пояснительную записку, требованияк учащимся, календарно-тематическое планироание....

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 5 класс.

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 5 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 6 класс.

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида. 6 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 7 класс.

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 7 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...

Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 8 класс.

Рабочая программа по развитию речидля коррекционной школы 5 вида, 8 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компон...