Статья:«Работа с пластилином как средство развития формообразующих движений у школьников с умственной отсталостью»
статья

Пухлечёва Екатерина Максимовна

В данной статье подробно раскрыты виды  и приёмы  работы с пластилином.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с пластилином как средство развития формообразующих движений у школьников с умственной отсталостью

Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Так, в учебном плане предусмотрен учебный предмет «Изобразительная деятельность».

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, поскольку в процессе ее освоения у детей происходит формирование умений и навыков изобразительной деятельности, у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать в окружающем мире, формирование у детей наглядно-образного и лоического мышления.

Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» представлено тремя разделами: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Актуальность занятий по аппликации, рисованию, лепке в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

Выделяются следующие виды работ:

Лепка с натуры – довольно сложный для умственно отсталых школьников вид работы. Сложность состоит в том, что натуральный предмет по своим размерам бывает больше или меньше того изделия, которое выполняют дети. Следовательно, помимо того, что учащимся необходимо проанализировать форму, установить соотношение отдельных частей предмета, найти пропорции, им еще надо выполнить всё в определенном масштабе. Поэтому программой предусмотрено на первоначальных этапах лепные работы выполнять по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма и соотношения частей изделия точно соответствуют будущим работам учащихся. В дальнейшем в качестве натурального примера следует использовать такие предметы, где пластическое решение уже найдено (различного рода игрушки и муляжи). Лепка с натуры способствует формированию умений анализировать предмет, выделять главное и второстепенное, планировать ход работы, контролировать свои действия в процессе труда, и тем самым облегчает формирование первоначальных умственных действий, являющихся основой коррекционной направленности трудового обучения.

Лепка по представлению – наиболее интересный для учеников вид лепки. Лепка по представлению какого-либо конкретного знакомого детям предмета закрепляет их знания о предмете, тренирует память, способствует использованию в работе прежнего опыта. Вместе с тем лепка по представлению простейших композиций, составление макетов на определенный сюжет открывает простор для детского творчества, развивает воображение, способствует формированию пространственной ориентировки учащихся.

Лепка по памяти - один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памяти умственно отсталых детей, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета. Суть этой работы состоит в том, что детям предлагается внимательно рассмотреть, проанализировать натуральный объект или образец. Затем его убирают, и дети должны вылепить по памяти только что увиденный предмет.

Лепка по графическому изображению (рисунки, плакаты) - требует от детей значительной мыслительной работы, поскольку графическое изображение предмета на плоскости не дает полного представления о положении предмета в пространстве, его форме, соотношении всех частей. Все это необходимо очень четко себе представить, домыслить. Здесь требуется значительная помощь учителя, иначе умственно отсталые школьники, ориентируясь только на контур рисунка, будут лепить только плоскую фигуру, повторяющую этот контур.

Сюжетная лепка – сложный вид лепки для умственно отсталых школьников. Им дети овладевают по мере овладения приемами изображения. Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Этот вид лепки закрепляет знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представление и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, создание гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок и других изделий. Для умственно отсталых школьников этот вид лепки довольно сложен.

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной сеткой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и других. Заостренными стеками рисуют узор на поверхности пластилина. А затем можно еще и разукрасить. Еще можно выложить рельеф, то есть нанести на пластинку рисунок и по нему выкладывать лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Примерное содержание раздела «Лепка» предусматривает обучение детей с умеренной умственной отсталостью следующим приемам работы с пластилином: узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина; узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины); раскатывание теста (глины) скалкой; отрывание кусока материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой; размазывание пластилина по шаблону (внутри контура); катание колбаски на доске (в руках); сгибание колбаски в кольцо; переплетение: плетение из 2 колбасок; расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами); катание шарика на доске (в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; резание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др. ); закручивание колбаски в жгутик; проделывание отверстия в детали; защипывание краев детали; соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием); лепка предмета из одной (нескольких) частей; выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.); нанесение декоративного материала на изделие; дополнение изделия мелкими деталями; нанесение на изделие рисунка; лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента; лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом. [ФГОС для детей с нарушением интеллекта (вариант 2)].

При выполнении вышеперечисленных приемов обработки пластилина у школьников формируется аккуратное и очное выполнение практических действий, происходит становление формообразующих движений. Знакомясь с приемами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные формообразующие движения, к которым относятся возвратно-поступательные прямолинейные и круговые движения. Следует отметить, что эти движения для детей с умеренной умственной отсталостью являются наиболее сложными видами движения, поскольку они не умеют соизмерять силу движений, не сохраняют заданного направления движения. Такого рода движения применяются при выполнении следующих приемов работы с пластилином:

- раскатывание. Такой прием обучения связан с особенностями развития у детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что большинство детей раскатывает пластилин пальцами, не умеют соизмерять силу движений, поэтому раскатывание слишком слабо и у них ничего не получается или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку, вылепленную педагогом.

- скатывание. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Учитель производит эти движения вместе с рукой ребенка. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизводить.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приемов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приемы: скатывание, раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

В процессе обучения детей формообразующим движениям используется плоскостной и объемный способ лепки.

Плоскостная лепка – техника пластилинографии. Это рисование пластилином. Данный способ работы с пластилином относится к нетрадиционным в изобразительной деятельности. Он хорош тем, что доступен детям с умеренной умственной отсталостью, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну и творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с этими детьми. Содействует выработке у учащихся умений свободно, без напряжения наносить пластилином прямые вертикальные, горизонтальные линии и линии по кругу на контурах рисунка. Этот способ лепки способствует развитию у умственно отсталых школьников сенсомоторной координации, таких психических процессов, как внимание, память, мышление, восприятия, пространственной ориентировки, то есть школьно значимых функций, которые необходимы дя успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. [Давыдова Г.Н. 2009, 27с.]

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля. Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, храня уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (ритм, цвет, объем).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

На занятиях применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Дети способны освоить эту технику уже с раннего возраста – для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином на плотном листе картона. Картон нужно оклеить скотчем – так удобно корректировать изображение, размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской. Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки. Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное в которой – красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур. [Давыдова Г.Н. 2010, 32с.] При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью

Полученные результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.

В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы  по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...

Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки

Целью использования  игровой технологии в логопедической практике является  повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модально...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...