Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]
методическая разработка

Бодренкова Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_1.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия  по автоматизации звука [Ш]

(занятие № 1)

Лексическая тема: «Сказка про лягушку»

Логопедическая тема: «Автоматизация звука Ш»

Цель: обучение правильному произношению звука Ш в начале слогов, слов.

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- совершенствование  лексико-грамматического строя речи;

- автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях в начале слова;

       2. Коррекционно – развивающие:

               - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

               - развитие  логического мышления, внимания;

               - развитие тонких движений пальцев рук;

  1. Воспитательные:

-  создание психолого-педагогических условий для общения и взаимодействия ребёнка со взрослым.

- воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Ход занятия:

  1. Проговариваем слоги и цепочки слогов.

В зелёном болоте жила - была лягушка - квакушка. Зимой лягушки ныряют в озеро и зарываются в ил. Так и зимуют.

  • Поднос с манкой: лягушка прыгает и оставляет следы, рисуем букву Ш, слоги, разные узоры.
  •  И проговариваем слоги:

Ша      ша-шу     ша-шо-шу

Шо     ши-шо     ши-шу-ше

Шу     ше-ша     шо-ша-ши

Ши     шо-ше     ше-ши-ша

Ше     шу-ши     шу-ше-шо

  1. Вспоминаем времена года. Признаки зимы, зимние месяца.

Но наша лягушка была очень любопытная. Ей страшно хотелось посмотреть на зиму. Что такое зима?

Зима это время года. Какие времена года ты ещё знаешь? (зима, весна, лето, осень). Что происходит с погодой зимой? (дни короче, ночи длиннее, становится холодно, выпадает снег, дуют холодные ветра, солнышко не греет, замерзают реки).

  • Картинки: времена года и признаки зимы.

  1. Упражнение на дыхание.

И у нас с тобой идёт снег. Сдуваем комочки ваты с кончика носа.

  1. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Обобщающее понятие: одежда (зимняя и летняя).

Раз на улице мороз, мы должны одеваться тепло. Посмотри, как много у нас одежды. Показываем картинки. Называем их: шорты, шуба, шапка, шарф, сарафан, панама, футболка.  Что нужно надеть нашей лягушке, чтобы не замёрзнуть. Шапку, шубу, шарф – это зимняя одежда. А шорты, сарафан, панама, футболка – это какая одежда? (Летняя). Лягушка маленькая и одежда у неё будет маленькая. Смотри, у нас с тобой есть волшебная палочка. Мы сможем превратить большую одежду в маленькую. Касаемся волшебной палочкой до картинки и называем её ласково: шапочка, шубка, шарфик.

  1. Проговариваем слова. Шнуровка – дидактическое пособие «Сапожок».

 А вот сапожек у лягушки нет.

Вот лягушка на дорожке, у неё озябли ножки.

Значит, ей нужны тёплые сапожки.

 Давай подарим ей сапожки. (Дидактическое пособие из ковролина "Сапожок - шнуровка" 2 сапога). Без застёжки сапожки потеряются, зашнуруем сапожок. Шнуруем и вытягивая шнурок поём песенку:

  • Шаль, шапка, шайба, шахматы, шар, шарф, шина, шило, шея, шеф, ширма, шифр, шум, шут, шуба, шутка, Шура, шурин, шов, шёлк, шок, шёпот, шорох, шорты, шампунь, шакал, шалун, шаман, шатёр, шипы, шинель, шиповник, шитьё, ширина, шутник, шумовка, шампиньон, шуруп, шаровары, шоколад, шелуха, шериф, шофёр.

  1. Проговариваем чистоговорки. Подбираем к словам предметам – слова признаки.

  • Теперь лягушка наденет сапожки и песенку споёт…

Ша-ша-ша, как лягушка (в сапожках) хороша!

Повторяем несколько раз.

  • Теперь лягушка наденет шапку. Какая она? (вязаная, тёплая, красивая....) Лягушка запела песенку:

Шу-шу-шу я (вязаную, тёплую, красивую...) шапку ношу.

Повторяем несколько раз.

  • А что теперь осталось надеть лягушке? Шарф. Какой он? (тёплый, вязаный, красивый, полосатый…)

Шо-шо-шо, как в (полосатом…) шарфе мне хорошо.

Повторяем несколько раз.

  • А что теперь осталось надеть лягушке? Шубу. Шуба какая? (меховая, длинная, дорогая, новая…)

Ши-ши-ши, лягушка, в (длинной … ) шубе не пляши!

Повторяем несколько раз.

  • Теперь лягушка готова пойти гулять. Давай скажем, что надела лягушка.

Лягушка надела шубу, шарф, шапку и сапожки.

  1. Развитие фонематических процессов.

Стала лягушка-квакушка играть в снежки. Раздаём снежные комочки, на которых изображены картинки. Лягушка будет строить башню только из комочков, на которых изображены картинки со звуком Ш.  Собираем комочки и выкладываем башенку (или любую другую фигуру, на усмотрение ребёнка).

  1. Счёт слов-картинок на снежных комочках.

Теперь пора возвращаться лягушке-квакушке домой. Обратная дорога лягушки в болото по снежным комочкам (укладываем в дорожку). Лягушка прыгает по комочкам: считаем слова. Только после этого перепрыгиваем на другой комочек. Например: одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.

  • шуба, шапка, шакал.
  • шалун, шина, шаль.
  • шумный шалун, шипованая шина, шёлковая шаль.

  1. Проговариваем предложения.

А чтобы лягушке было не скучно зимовать, мы подарим ей игрушку.

Отгадай загадку.

Не пушинка, не кувшинка - я с колёсами ..... (машинка).

Даём деревянный пазл «Оксва» «машинка». Разбираем и собираем. Проговариваем речевой материал (Жихарева №1 – 8, 9)

  • На шахте шумно. У мамы шёлковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. Шеф не любит шума и шуток. У Шуры шарик. Шину проткнули шилом. У шурина на полке шайба и шахматы. На шиповнике шипы. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит под шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой. Шалунья порвала шорты. У Шуры широкие шаровары. Шофёру надо проверить шины. Шахтёры на шахте добывают уголь. Шамана не напугать шёпотом и шорохом.
  • Изменяем предложения: Я…Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они….

Я шевелю ногами. Я мою шею. Я надену шубу и шапку. Я покупаю шампунь. Я нюхаю шиповник. Я шагаю широкими шагами.