Беседа: "Конвенция ООН о правах ребенка"
материал по праву (7, 8, 9 класс)

Шиляева Ольга Владимировна

Цель: познакомить  воспитанников с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konventsiya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Конвенция ООН о правах ребенка»
Цель: познакомить  воспитанников с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребенка».

Оборудование: Мультимедийная установка.
Ход:

1.Приветствие

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Действия повторяйте за мной.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Объявление темы и постановка цели занятия

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Дети шли знакомиться с правами.

Рядом взрослые их крепко за руку держали,

В путь-дорожку всех сопровождали.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

- У каждого человека есть права. Дети должны знать о своих правах.

-Знаете ли вы, как называется документ, в котором записаны права человека?

-Что означает слово конвенция?

В каком документе записаны права детей?

А зачем отдельный документ для защиты прав детей? Ребенок уязвим, несамостоятелен. И не случайно, мы сегодня будем говорить об этом. 20 ноября Всемирный день прав ребенка.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация, которая объединила народы всего мира.

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

- Давайте вспомним, какие права есть у вас? Основные права ребёнка будут отражены в презентации. Предлагаю вспомнить их.

- В Конвенции говорится о том, что каждый ребёнок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.

При рождении ребёнка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ. Знаете ли вы, как он называется? Правильно, свидетельство о рождении. В нем также записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребёнка. Он говорит не только о факте появления ребёнка, но и том, что этот новый человек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? Правильно. Следовательно, о нас заботится правительство России.

- Очень много слов мы сказали о Правах детей. Конвенция потому и принята, что взрослые прекрасно понимают: из бесправного ребёнка может вырасти только запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, создавать машины, управлять государством. Это значит, что права ребёнка важно знать каждому.

2. Лекция-беседа «История принятия Конвенции о правах ребенка».

Вопрос о правах детей был в центре внимания прогрессивной общественности на протяжении многих лет. Поэтому рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребенка можно начать с 1923 года, когда Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разрабатывают документы о правах ребенка. В 1924 г. первые документы о правах детей были предложены к рассмотрению Ассамблеи Лиги наций, которая была создана в 1919 г. Созданная в это время Декларация прав ребенка состоит из 5 пунктов и называется Женевской. В Женевской декларации говорилось о принятии мер в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Женевская декларация до настоящего времени имеет большое политическое значение. Особо надо подчеркнуть два момента этой декларации:
1. Именно в Женевской декларации была подчеркнута необходимость особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости».
2. В связи с этой декларацией был принят первый закон о детях в Германии. Он действовал на протяжении нескольких лет до прихода к власти фашистов. Во время Второй мировой войны Женевская декларация утратила свою силу, дети сделались жертвами войны, вот почему с момента создания организации объединенных наций (1945 г.) дети и их благополучие стали в центре внимания мировой общественности. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование Детского фонда ЮНИСЕФ, который в настоящее время обеспечивает механизмы международной помощи детям. В 1959 г. ООН принимает Декларацию по правам ребенка. Основной тезис этой Декларации — «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Декларация состоит из 10 принципов, касающихся защиты, благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывает правительства признавать эти принципы и стремиться их выполнять. Казалось бы, на этом можно поставить точку и начать претворять эти принципы в жизнь. Наверное, поэтому инициатива Польской делегации 1978 г. о создании Конвенции о правах ребенка не была первоначально поддержана в ООН. Дискуссия о создании Конвенции длилась около 1 года. Позиция поляков основывалась на идеях известного польского гуманиста, педагога, писателя Януша Корчака. По результатам этих дискуссий создается комиссия по подготовке Конвенции о правах детей. Комиссия работала в течение десяти лет, с 1979 г. по 1989 г., возглавлял ее работу поляк Адам Лопатко. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 г., а вступила в силу 2.09.90 г. с момента ратификации ее двадцатью государствами. Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих несовершеннолетних гражданах.

3. Основные права детей по Конвенции о правах ребенка.

В статье 6 Конвенции говориться о том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие. Конвенция о правах ребенка провозглашает право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу (ст. 7).
Статья 8 Конвенции регламентирует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
По статье 9 никто не может разлучить ребенка с его родителями вопреки его желанию, но если так случилось по какой-либо причине, то государство берет на себя обязанность по его заботе. Конвенция предусматривает право ребенка на свое мнение и свободное выражение этих взглядов по всем вопросам, затрагивающим его.
Статья 13 Конвенции включает право ребенка получать и передавать информацию и идеи любого рода не обижая при этом других людей.
Конвенция содержит право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14).
Статья 15 Конвенции о правах ребенка провозглашает право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний, т.е. несовершеннолетние могут собираться вместе и обсуждать свои дела.
По статье 16 ребенок имеет право на личную жизнь и свои тайны.
Конвенция предусматривает право на защиту от жестокого обращения по ст. 19. По статье 24 данной Конвенции ребенку положено право на бесплатное медицинское обслуживание. Ребенок имеет право на образование и уважительное отношение к нему учителей по статье 28 Конвенции. Все дети имеют равные права независимо от национальности, пола, религии (ст. 30). Статья 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и досуг, занятия спортом и искусством.
Ребенок имеет право по статье 32 на защиту от экономической эксплуатации, а по статье 34 от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и по статье 35 от похищения, торговли или контрабанды. По статье 38 Конвенции о правах ребенка ребенок до 15 лет имеет право не принимать прямого участия в военных действиях.

4. Предлагаю проверить себя, выполнив итоговый тест.

Цель: проверить, как воспитанники усвоили основную мысль и понятия проводимой беседы.

1.Какова цель ООН? А) проведение Олимпийских игр; б) защита прав человека; в) охрана окружающей среды.

2.Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

а) промышленный и военный потенциал; б) государство в) человек, его права и свободы

3.В каком документе изложены права ребёнка?

А) в Конституции РФ; б) в декларации прав человека; в) в конвенции о правах ребёнка

4.Кем была принята Конвенция о правах ребёнка?

А) президентом страны; б) ООН; в) директором школы.

5. Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребёнка?

А) детский фонд; б) международный валютный фонд; в) международный банк регионального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека. Права ребенка

Права человека. Права ребенка...

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...

Зачем защищать права ребенка? Конвенция прав ребенка.

Проблема защиты прав детей очень актуальна на сегодняшний день в Российской Федерации. И огромное количество людей небезразлично к этой проблеме. Об этом могут свидетельствовать многочисленные акции п...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...