Статья. Развитие речевой активности дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности.
статья

Мариловцева Анна Александровна

Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня- развитие связной речи детей. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Изучая разные материалы по развитию связной речи детей с ОВЗ - я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мариловцева А.А., учитель- логопед ГБДОУ Детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт- Петербурга.

     Развитие речи ребенка с ОВЗ начинается с самого раннего возраста. Оно связано с формированием интереса ребенка к речи вообще и к собственной в частности, с потребностью обогащать и совершенствовать ее. Дети знакомятся с особенностями устной речи (темп, громкость, тембр) и всеми ее компонентами: формированием словаря, звуковой культурой речи, грамматическим строем, связной речью и ее формами: диалогической и монологической.

     Устная речь необходима человеку для общения, чтобы поделиться мыслями друг с другом, узнать что- то новое, организовать совместную деятельность, повлиять на поведения других людей. Умение говорить не только правильно, но и свободно с учетом ситуации общения- показатель общей культуры человека.

     У детей с речевой патологией процесс становления речи является сложным процессом. Система работы опирается на поэтапные усвоения детьми родного языка и правильным формированием речевой функции. Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития- с первых слов до развернутой речи, когда ребенок может выражать свои мысли. Процесс развития и совершенствования происходит во всех видах деятельности дошкольника. один из видов- это театрализованная деятельность. Педагог в работе с детьми с ОВЗ ставит следующие задачи:

  • вызвать интерес к театрализованной деятельности;
  • создать условия для ее проведения;
  • развивать умение подрожать, имитировать действия персонажей сказок, литературных произведений, песен;
  • передавать эмоции голосом, мимикой, жестами, позой, движениями, используя предметы- заместители, образные игрушки, куклы и свой образ- Я;
  • совершенствовать все компоненты устной речи;
  • способствовать развитию творческого потенциала детей;
  • воспитывать любовь к театру.

     Участие детей в театрализованных играх, спектаклях способствует развитию речи, ее эмоциональности, выразительности, развитию мимики, пластики движений, проявлению индивидуальности каждого ребенка. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них развивается способность к подражанию, происходит приобщение к сценическому искусству.

     Работая в детском саду, педагог выступает в роли артиста, участвуя в детских праздниках, читая литературные произведения, сказки, передает характер героев, особенности поведения, вызывая эмоциональный отклик у детей. Мне за годы работы приходилось играть разных героев, и положительных, и отрицательных, получая большое удовольствие. Дети вместе с моими героями переживали и радовались, а в свободное время в театральном уголке группы пытались передать реплики, движения, используя элементы костюмов, предметы- заместители, ширму. И самое интересное, когда учились роли к праздничным представлениям- дети, учились играть своего героя, передавать эмоциональное состояние персонажа. Каждый ребенок моей группы мог эмоционально изобразить своего персонажа и персонажей других детей. Происходило волшебство.

     Детям очень нравится перевоплощаться. Вовремя физминутки- они изображают образы природы, зверей, птиц. В самостоятельной деятельности- вступают в диалоги знакомых героев сказок и литературных произведений. В хороводных играх- они перевоплощаются, учатся координировать речь с движением, добавляя мимику, жесты, голос, интонацию, тембр, придавая эмоциональность образам.

     Самое большое время отводится спектаклям. Работа над ними происходит на протяжении всего учебного года. Спектакль, как итог, результат, где видно, чему научились дети, какова динамика речевого развития, какие качества удалось раскрыть в ребенке и что он сам смог преодолеть. Театр раскрывает ребенка с ОВЗ совсем с другой стороны. Каждый может выступать в роле артиста.

     Перед каждым праздником, досугом, представление мы думаем над сценарием. Как лучше написать, чтобы в театральной деятельности был задействован каждый ребенок, несмотря на их всевозможные трудности. Ставится сказка, литературное произведение или пишется новый сюжет. В совместной деятельности с детьми педагоги работают над голосом, мимикой, жестами, движениями, монологами героев, диалогами героев. Сначала работа ведется по отдельности с каждым ребенком, потом в музыкальном зале, где дети учатся сценическому искусству.

     Работа ведется над всеми компонентами речи:

  • формирование словаря- словарь детей обогащается за счет слов, обозначающих героев, их действий, названий предметов, с которыми они действовали, особенности образа. Употребление всех частей речи в точном соответствии с смыслом и словами роли.
  • Звуковая культура речи - это работа над дикцией, темпом речи, голосом, тембром, интонационной выразительностью, дыханием. В сценической речи дети употребляют слова: восхищения, возмущения, мольбы, передачи своего состояния, размышления.
  • Грамматический строй речи - это развитие умения согласовывать слова в предложении. Дети проговаривают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
  • Связная речь. Идет использование монологической, диалогической речи.

     В подготовке сценической деятельности участвуют не только дети и специалисты, но и родители. Они помогают в подготовке костюмов детей, атрибутов. Учитель- логопед- с каждым ребенком работает над словами роли. Музыкальный руководитель подбирает музыку и музыкальные номера в соответствии характером образов. Только совместная работа может привести к высокому результату, раскрыть потенциал каждого ребенка, обогатить и совершенствовать его речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

Статья была представлена на педагогическом совете с целью освещения проведения интегрированных занятий....

Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

   Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной    деятельности +Характеристика уровне...

Из опыта работы «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как  средство повышения качества образовательного процесса. Любая прое...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...

консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"

Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...

«Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР с использованием театрализованной деятельности» . Часть II.

laquo;Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».    В. Сухомлинский...

«Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР с использованием театрализованной деятельности» Часть I.

laquo;Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии,а без этого он засушенный цветок».         В. Сухомлински...