Реализация ФГОС О УО вариант 9.2/СИПР. Предметная область коррекционно-развивающие занятия, предмет "Логопедическая ритмика", 2 класс. Тема: "Путешествие в осенний лес"
план-конспект урока

Кононова Софья Игоревна

Адаптивные ресурсы детей с особыми возможностями в получении образования. Целью данного урока является подготовка органов артикуляционного аппарата к речевой деятельности посредством упражнений, направленных на формирование фонационного дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc165.56 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 (вариант 9.2/СИПР)

Учебная область: Коррекционно-развивающие занятия

Учебный предмет: Логопедическая ритмика

Тема урока: «Путешествие в осенний лес »

Тип урока: Закрепление полученных знаний 

Общие цели урока: подготовка органов артикуляционного аппарата к речевой деятельности посредством упражнений, направленных на формирование фонационного дыхания.

Специальные цели урока, учитывающие образовательные возможности детей с отклонениями в развитии:

  • расширять и закреплять словарь по лексической теме «Осень»;
  • обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • развивать способности передавать в пластике музыкальный образ;
  • развивать специальные музыкальные способности, в частности - музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;
  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • тренировать подвижность (лабильность) нервных процессов.
  • воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками и педагогами.

Оборудование урока с учетом наличия в классе детей с отклонениями в развитии:

  • музыкальный центр с подборкой музыкальных произведений (на усмотрение педагога);
  • осенние листочки (по 2 каждому ребенку);
  • коврики (каждому ребенку);
  • картинки к артикуляционной гимнастике;
  • мягкие игрушки (заяц, лиса, медведь);
  • карточки с гласными буквами (-а-, -о-, -ы-);
  • стойка с прикрепленными листочками;
  • шапочки зайцев, лисы и медведя.

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Особенности организации на уроке деятельности учащихся с отклонениями в развитии

Оргмомент 

Формирование навыков вежливого общения 

У нас сегодня – Открытый урок, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Приветствие.

Правила вежливого общения.  

Целеполагание

Постановка и уяснение цели урока

Ребята! Какое сейчас время года? Осень – очень красивое время года. Посмотрите, какой у нас красивый класс. Мы с вами уже многое знаем об осени, как о времени года. И сегодня постараемся всё вспомнить и повторить.

Рассматривают украшенный класс.

Каждому ребенку педагог предлагает рассмотреть класс + подключение визуальных и звуковых предметов

Актуализация знаний

Развитие устойчивого познавательного интереса

Я предлагаю вам совершить путешествие в осенний лес полюбоваться на природу осенью.

Дети настраиваются на урок, сосредотачиваются, концентрируют своё внимание.

Включение мелодии «Звуки осеннего леса»

Основная часть

Выполнение видов ходьбы для развития общей моторной ловкости и умения переключаться с одного двигательного уклада на другой

Давайте построимся в цепочку. Возьмёмся за руки и пойдём. Вы будете за мной повторять все движения.

Лесом и осенним лугом 1,2,3.        обычная ходьба

Тишина стоит вокруг 1,2,3.

Собрались мы все на луг 1,2,3.

Мохом под ногами                           ходьба «змейкой» 

в  сочетании с ходьбой на носках                                      

Выстлана земля         

Идем мы,                                           

Ступаем мы слегка.

Мы к лесной полянке вышли            ходьба с высоким подниманием ноги                                                                  

Через кустики и кочки

Через ветки и пенечки

Мы старательно шагали                 обычная ходьба           

И немножечко устали.

Р

Р

Р

Р

Р

Предлагаю движение внутри плетенной лестницы

Выполнение упражнения, направленного на формирование ритмичного  дыхания. Выполнение 5-6 раз.

Вот мы и пришли на лесную полянку. Давайте присядем на коврики и подышим чистым лесным воздухом.

Плавный вдох через нос на счёт  1-2-3, плавный выдох через нос на счёт 1-2-3-4.

Каждому ребенку даю листочек, помогаю подуть, показываю, как

Формирование умения переключаться с одного вида на другой.

Молодцы! А сейчас послушаем звуки осеннего леса. Закройте глаза. Расслабьтесь.

Дети слушают музыку.

У каждого ребенка есть место личного пространства

Выполнение упражнений для развития орального праксиса: «Окно», «Улыбка», «Хоботок», «Лопаточка»

Как красиво звучит лес! Мы тоже умеем произносить некоторые звуки и слова. Но для начала давайте повторим некоторые упражнения артикуляционной гимнастики.

Выполняют каждое упражнение по 4-5 раз.

Показываю правильную артикуляционную позу и, при необходимости, помогаю индивидуально

Упражнение, направленное  на развитие умения переключать шепотную речь на громкую и наоборот.

Это зайчик и он  поёт «А-А-А». Он может спеть громко, а затем тихо. Давайте попробуем.

Это лиса и её песенка «О-О-О». Она тоже поёт громко и тихо.

А это, кто? Правильно, медведь. Его песенка «Ы-Ы-Ы».

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнение.

Фиксирую внимание каждого ребенка на громкости голоса. Говорю: «Теперь и мы будем петь песенки. Посмотрите, кто здесь сидит».

 

Упражнение, направленное  на формирование навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот

Давайте мы будем слабым осенним ветерком и подуем вот на эти листочки.

Дети выполняют упражнение.

Говорю детям: «Послушайте, как шумит ветер. Звучит запись. Это зимний ветер: он сильный, звучный».

Выполнение упражнения для развития пальцевого праксиса

Прислушайтесь, что звучит.  Звучит запись. Что это? Правильно, дождь

Дождик, дождик,                       постукивают пальцами правой руки

Лей, лей.                                     по левой ладони.

Ты водички не жалей.               постукивают пальцами левой руки

Травку, деревца полей.                           по правой ладони

Показываю (медленно) выполнение движений, выполняю с каждым ребенком

Упражнения, направленные на формирование динамического праксиса.

Ну, вот дождь прошёл. Пойдем дальше. Звучит «Марш оловянных солдатиков» П.И.Чайковский. 

Ходьба с листочками.                                

ходьба по кругу, листочки опущены, на месте: руки вперед, вверх, в стороны, опустили; на месте: поочерёдные махи руками;              ходьба по кругу, листочки опущены.

Дети выполняют движения по показу

Упражнение, направленное на  развитие ритмических способностей, имитационных движений, формирование и коррекция динамического праксиса

Молодцы! Посмотрите, что мы нашли. Это заячьи ушки, шапочки лисы и медведя. Давайте, поиграем!

Группа детей танцует, подражая его манере.

Предлагаю всем танцевать, копируя танец ребенка с учетом слов песни.

Тьютор помогает индивидуально детям, у которых затруднено выполнение движений.

Выполнение видов ходьбы для развития общей моторной ловкости и умения переключаться с одного двигательного уклада на другой

Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в школу. Давайте построимся в цепочку. Возьмёмся за руки и пойдём. Вы будете за мной повторять все движения.

Лесом и осенним лугом 1,2,3.        обычная ходьба Тишина стоит вокруг 1,2,3.     Собрались все мы в круг 1,2,3.

Мохом под ногами                           ходьба «змейкой»  в  сочетании с ходьбой на носках                                    

Выстлана земля        Идем мы,                                            Ступаем мы слегка.                Наконец из леса вышли                   ходьба с высоким подниманием ноги                                                          Через кустики и кочки                     Через ветки и пенечки                       Мы старательно шагали                 обычная ходьба           

И немножечко устали.

Предлагаю движение внутри плетенной лестницы

Итоги урока + Рефлексия.

Психологический настрой на формирование устойчивой потребности в обучении.

Вот мы и в школе. Наша прогулка окончена.  Давайте вспомним, где мы сегодня были? Что мы делали? С кем повстречались? Что вам понравилось и о чём вы расскажите дома родителям?

Дети вспоминают виды деятельности на уроке с опорой на визуальные подсказки.

Обучаю использовать картинки для общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЗОНАЛЬНОЙ СЕКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (в рамках конференции педагогических работников Высокогорского муниципального района РТ) с. Высокая Гора -

ПРОГРАММА ЗОНАЛЬНОЙ СЕКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»(в рамках конференции педагогических работников Выс...

Конспект коррекционной развивающей деятельности по обучению грамоте на тему: «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Конспект итоговой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Коррекционное (дефектологическое) занятие во 2 классе Тема: «Путешествие в мир окружающих предметов. Кухня»

Цели занятия: развитие связной  речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Привитие социально – бытовых навыков.Задачи:  1.Коррекционно-обучающие:учить со...

Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС ОО УО (вариант 9.2/СИПР).

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении различных трудностей,  должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. В соответсви...

Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС О УО (вариант 9.2/СИПР)

Коррекционно-развивающая деятельность имеет предметную основу, опирается на основные методы коррекционной педагогики, основывается на использовании коррекционных методов и приёмов, необходим...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи.

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи....