Статья об опыте работы школы как ресурсного центра
статья

Иванова Людмила Геннадьевна

Опыт работы ГКОУ школы №10 г. Белореченска

как  ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования

в  работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы ГКОУ школы №10 г. Белореченска

как  ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования

в  работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Иванова Людмила Геннадьевна,

и.о. заместителя  директора по КР,

г. Белореченск,

ГКОУ школа №10 г. Белореченска

«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того,

жизнь создает для себя школу и приспособляет

 ее к своим потребностям и стремлениям»

Д.И.Писарев

  • настоящее время осуществляется активный поиск способов разрешения проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, которые позволили бы осмыслить его специфику. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» заданы однозначные ориентиры для организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план и др. [1].

До сегодняшнего дня отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (бывшие СКОУ I-VIII вида), практически не взаимодействовали с общеобразовательными школами, приступающими к решению общих задач по построению коррекционно-педагогического процесса обучения детей с ОВЗ. Инклюзия же, выступающая в качестве нового ориентира образовательной политики в области обучения детей с ОВЗ, требует перестройки всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей, так называемого слияния двух параллельно существующих систем общего и специального образования. В ситуации инклюзивного образования специальное образование должно прийти в массовую школу и стать профессиональным ресурсом обычного учителя. Ресурсы, в первую очередь человеческие (квалифицированные специалисты, компетентные в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ), сконцентрированные в коррекционных школах и необходимые для внедрения в общеобразовательных организациях, должны стать доступными для педагогов массовых школ [ 3, 4].

Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края  было принято решение организовать деятельность ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования, способствующих оптимизации процесса обучения детей с ОВЗ[ 2].

Ресурс (от франц. ressource – вспомогательное средство) – «запас или источник чего-либо», «возможность для осуществления чего-либо», «средство, позволяющего с помощью определенных преобразований получить желаемый результат». Ресурсный центр рассматривается как структурное подразделение специальной школы, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, учебной и методической литературы и др.). Материальные, организационные и кадровые ресурсы центра, в свою очередь, призваны обеспечить эффективную организацию повышения компетентности  педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Основным помощником в реализации инклюзивного образования в Белореченском районе стал   ресурсный центр,  образованный в феврале  2016 года на базе нашей школы. Главной задачей, ресурсного центра, является формирование единого образовательного пространства для обучающихся  с особыми возможностями здоровья на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями города Белореченска и района,  близлежащих районов.

На данный момент работа нашего ресурсного центра   идет по трем направлениям.

Первое и самое объемное - работа непосредственно с образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику.

Эта  работа  проходила у нас в несколько этапов:

Начали мы с выступления на заседании методического объединения заместителей директоров  муниципального объединения, где представили нашу школу как центр оказания консультативно-методической помощи в вопросах  сопровождения инклюзивного образования. В течение первого года работы  проходило  постоянное  выявление  образовательных потребностей и запросов  всех участников образовательного процесса. Работа, прежде всего, была организована  в форме индивидуального консультирования. Большая помощь оказана по разработке адаптированных программ,  СИПР, рабочих программ индивидуального обучения на дому, вопросов  учебно-методического комплектования.  Часто давались разъяснения  по выполнению мероприятий ИПРА ребенка-инвалида, возложенных на образовательную организацию.

        Поскольку  в 2017-2018 учебном году к нам стали поступать обращения педагогов и родителей из других муниципалитетов края, таких как Апшеронск, Горячий ключ и Республики Адыгея (а. Габукай, г. Майкоп),  мы решили их  пригласить в свою школу для оказания различной методической помощи в обучении и воспитании детей ОВЗ.  Работу стали строить следующим способом: выделяли  вторую половину одного дня недели , когда учителя могли приходить за индивидуальными консультациями, в каникулярное время организовывали семинары, круглые столы, открытые уроки и мероприятия  по внеурочной деятельности, коррекционные занятия. Для повышения компетентности педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику,   нами была создана  «Библиотека РЦ», где собрана научно-методическая (специальная) литература, материалы с курсов повышения квалификации, семинаров, различных практик, которые проходили  педагоги нашей коррекционной  школы, а мы, в свою очередь,  делились  с общеобразовательными  школами.

        Уже в ноябре 2017 года на базе нашей школы ГБОУ «Институтом развития образования  КК» были организованы  курсы  повышения квалификации для педагогов района по теме «Методология и технология реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью». Свою квалификацию повысили 50 педагогов города и района. В ходе проведения курсов учителя и специалисты ГКОУ школы №10  поделились своим опытом работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.

        По мере работы ресурсного центра изменялись запросы. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, озадачивались формами и методами работы, спецификой взаимодействия с особыми детьми, особенностями  проведения уроков и занятий, подбора учебного материала Поэтому в  этом учебном году (третий год работы нашей школы как ресурсного цента)  мы немного изменили форму работы с образовательными учреждениями.  Взяв за основу свой режим работы, график проведения  предметных недель, стали приглашать учителей на  открытые уроки и занятия  в режиме реального времени. Таким образом,  нам удалось охватить весь спектр учебно-воспитательного процесса для представления коллегам.

        Были представлены  уроки и занятия в начальных классах, проводимые в рамках ФГОС,  в разнообразных формах: изучение звука и буквы, на основе применения творческих заданий, урок-КВН и др. Педагоги школы транслировали опыт работы на уроках изобразительного искусства, географии, истории с применением дифференцированного подхода, уроков физической культуры с делением на группы здоровья, уроков профильного труда «Швейное дело», «Столярное дело» для экзаменационных классов, библиотечный урок, внеклассное  мероприятие по предмету « Домоводство» для стимулирования двуручной деятельности у учащихся и др.

А так как  в образовательном процессе для особенных  детей  необходимо специальное материально-техническое обеспечение,  для директоров  и администрации школ,  провели конференцию «Организация образовательной, коррекцинно - разивающей среды для учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), в том числе с РАС», на которой представили оборудование, приобретённое  по программы «Доступная среда» и используемое  в нашей школе для обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Работа по второму направлению – взаимодействию с родителями детей с ОВЗ так же начиналась с индивидуальных обращений за помощью по вопросам  особенностей обучения и воспитания детей, их перспектив и будущего. Для них педагогом-психологом  и  учителем – дефектологом  проводилось занятие «Особые дети обычных родителей», в котором проходило  разьяснение личностного переживания родителя, услышавшего диагноз своего ребенка,  создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях. С 2018 года общение с родителями города и района переросло в систематические  объединяющие встречи под названием «Общий круг».

В  «Общий  круг» приглашали представителей общественных организаций «Солнечные мамочки Адыгеи», Регионального Отделения «Всероссийской Организации Родителей Детей-Инвалидов», которые делились своим бесценным опытом по вопросам нормативно-правовой поддержки детей-инвалидов и их семей, по решению трудностей в вопросах обучения, развития, воспитания детей. В этом году к нам пришли родители детей с синдромом Дауна  3-4 лет.  Для них  мы провели мероприятие, в котором показали возможности детей нашей школы  с таким же синдромом (например, наглядно  как девочка шьет с учителем, ее работы). Приятно было видеть, как в этих родителях растет надежда. Мы не ожидали, что будет такое теплое и благодарное взаимодействие в этом направлении.

Увидев большой потенциал внутреннего мира, способностей, профессий в  этих родителях мы готовим проект «Ресурсы ресурсного» в котором планируем создание и развитие благоприятных условий для  их  дальнейшего дружеского взаимодействия и  взаимопомощи.

 Третье направление работы задали нам родители детей с ОВЗ. Проблема в том, что общество не ждет с большой радостью детей с интеллектуальными нарушениями,  нетрудоспособных юношей и девушек. И наш ресурсный центр начал межведомственное взаимодействие с организациями города и района.

        При проведении круглого стола с представителями администрации Белореченского района по делам молодежи, Управлением образования МО Белореченский район, Управлением социальной защиты населения, спортивно-молодежного центра,  техникума «Бизнес и право», Белореченского медицинского колледжа, Центральной районной больницы,  Общества инвалидов, Белореченским центром реабилитации инвалидов, специалистами ПМПК, родителями, особое внимание уделялось рассмотрению вопросов дальнейшей  социализации  и трудоустройства детей с ОВЗ,  совместного сотрудничества по этим вопросам. Так, например, было предложено представителю техникума  «Бизнес и право», который готовит  учителей начальных  классов, расширить профессию тьютерской компетенцией  и проводить педагогическую практику студентов на базе нашей школы. А представители администрации предложили родителям детей участвовать в различных волонтёрских   акциях, посвящённых  государственным праздникам.

Представитель отдела по делам молодёжи довел до сведения родителей о проводимой «Ярмарке вакансий», в которой принимают участие индивидуальные предприниматели.

Десять крупных компаний муниципалитета подготовили трудовые места специально для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

На этих предприятиях есть пандусы, лифты и другое специальное оборудование. Кроме того, участники ярмарки могут получить консультацию, узнать о переквалификации, обучении и открытии собственного бизнеса.

Дальнейшую работу по тому, чтобы эти дети «состоялись» как личности, были социализированы и приняты обществом   при  сетевом взаимодействии с организациями города и района,  мы так же готовим в проекте «Ресурсы ресурсного».

Таким образом, использование и передача  уникального опыта наших  педагогов и специалистов , собственной стратегии  и  тактики  осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями в форме организации на  базе  нашей школы  ресурсного  центра  позволяет осуществить доступ специального образования в общеобразовательные организации и создание  оптимальную обра-зовательной  среды  для  учащегося с ОВЗ.

Литература

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон, [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. № 273-Ф3] / Департамент образования г. Москвы. – Москва: Школьная книга, 2013. – 240 с. – (Федеральный закон).

  1. Об утверждении положения о деятельности государственного бюджетного общеобразвательного учреждения Краснодарского края как ресурсного центра сопровождения инклюзивнго образования»,приказ № 273 от 20.01.2016 г. [Электронные ресурсы]

  1. Беткер, Л.М. Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностя-ми здоровья в общеобразовательной школе / Л.М. Беткер // Вестник угроведения. –2014. – № 3 (18) – С. 92-97.
  2. Денискина, В.З. О формировании правильного отношения к дефекту / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – С. 55-61.
  3. Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования – фундамент инклюзивного обучения и воспитания / Л.М. Кобрина // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 14-19.

6.   Беткер Л.М. Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования/       Л.М. Беткер // Вестник угроведения. –2015.

– № 3 (22) – С. 91-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа №530 - ресурсный центр по этико-правовому и гражданскому воспитанию.

Наша школа является (городским) ресурсным центром по этико-правовому и гражданскому воспитанию. Коллектив школы принимает участие в программе «Электронная Россия».   Цели программы «Электрон...

статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)

В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии межд...

статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"

Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах....

Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"

В статье рассматривается  система  учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм,...

«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...

Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"

Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...