«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»
материал

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ст. 15.  обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

Ст. 66. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ гласит, что среднее общее образование направлено на становление личности, поэтому в учебных программах отводится место профильному обучению  и профессиональной ориентации школьников.

28 сентября 2016 года, согласно приказу Комитета образовании и науки Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» был присвоен статус Регионального ресурсного центра. Главная цель деятельности центра: определить и создать научно-методические, организационные, кадровые, материально-технические, информационные условия, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения в рамках социального партнёрства образовательных организаций Курской области.  Обучающимся 10-11 классов предоставлялась возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования .  В 9 классе в рамках дисциплины «Слагаемые выбора профиля обучения» проводились  профессиональные пробы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»

Алехина Мария Сергеевна,

заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Курска.

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ст. 15.  обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

Ст. 66. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ гласит, что среднее общее образование направлено на становление личности, поэтому в учебных программах отводится место профильному обучению  и профессиональной ориентации школьников.

28 сентября 2016 года, согласно приказу Комитета образовании и науки Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» был присвоен статус Регионального ресурсного центра. Главная цель деятельности центра: определить и создать научно-методические, организационные, кадровые, материально-технические, информационные условия, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения в рамках социального партнёрства образовательных организаций Курской области.  Обучающимся 10-11 классов предоставлялась возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования .  В 9 классе в рамках дисциплины «Слагаемые выбора профиля обучения» проводились  профессиональные пробы.

Профессиональная проба - своеобразное испытание, или проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Одной из задач профессиональных проб является, по возможности, широкое ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий различных отраслей на примере конкретного вида профессиональной деятельности.

Особенность профессиональной пробы состоит в том, что она имеет диагностический характер. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств личности. Каждый этап и результат профессиональной пробы подразумевает получение завершенного продукта деятельности.

Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей.

Развивающий характер профессиональной пробы способствует развитию у обучающихся интересов, склонностей, способностей, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. Таким образом, обучающийся способен соотнести свои желания и потребности регионального рынка труда.

Программы профессиональных проб на 2016/2017 и 2017/2018 год, реализуемые в рамках дополнительного образования, представлены в таблице 1.

2016/2017

2017/2018

Предпрофильная подготовка

 (9 класс)

Профессиональная подготовка

(10 – 11 классы)

Предпрофильная подготовка

 (9 класс)

Профессиональная подготовка

(10 – 11 классы)

273 обучающихся

(22 группы)

141 обучающийся

(11 групп)

98

(8 групп)

118

(10 групп)

10 профессиональных проб в рамках СВПО:

Чертежник;

Автодело;

Выжигальщик;

Швейное дело;

Слесарное дело;

Лаборантское дело;

Официантское дело;

Кулинарные технологии;

Художник росписи по ткани;

Основы потребительских знаний.

10 профессий:

Слесарь по ремонту автомобилей;

Водитель автомобиля;

Оператор ЭВМ;

Продавец непродовольственных товаров;

Фрезеровщик;

Лаборант химического анализа;

Секретарское делопроизводство;

Портной;

Чертежник;

Агент по туризму.

10 профессиональных проб в рамках СВПО:

Чертежник;

Автодело;

Выжигальщик;

Швейное дело;

Слесарное дело;

Лаборантское дело;

Официантское дело;

Кулинарные технологии;

Художник росписи по ткани;

Основы потребительских знаний.

8 профессий:

Слесарь по ремонту автомобилей;

Водитель автомобиля;

Оператор ЭВМ;

Продавец непродовольственных товаров;

Фрезеровщик;

Портной;

Чертежник;

Агент по туризму.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» является инновационной площадкой Российской академии образования на основании Постановления Экспертного совета по работе  инновационных площадок  Российской академии образования. (Протокол № 1 от 24 мая 2017 г.)

В 2018-2019 учебном году в рамках социального партнёрства и сетевого взаимодействия МБОУ «СОШ № 53» заключила договоры с тремя общеобразовательными организациями  города Курска:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Курска;

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.А.Хмелевского № 20» города Курска;

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Курска;

Таким образом, сетевая форма взаимодействия в условиях социального партнёрства  общеобразовательных организаций даёт возможность учащимся 9 – 11 классов сформировать образовательные траектории, отвечающие их интересам и склонностям.

Анализируя опыт работы Сети, можно сделать следующие выводы:

- сетевая форма организации учебного процесса в рамках социального партнёрства общеобразовательных организаций даёт возможность улучшить качество подготовки учащихся, отмечается положительная динамика успеваемости и успешности освоения дополнительных образовательных  программ;

- наблюдается осознанность выбора профильных предметов и элективных курсов, обусловленная образовательными потребностями и ориентацией на продолжение образования   (75% старшеклассников)  

- социальное партнёрство в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций способствует расширению возможностей  образовательного пространства обучающихся, позволяет включить в индивидуальные учебные планы курсы дополнительного образования;

 - однозначно отмечается рост профессиональной компетентности педагогов, работающих в Сети, освоение и использование ими современных образовательных технологий.

Воспитание будущего рабочего высокой квалификации – важное направление в развитии региона.

18 марта 2018 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» в рамках Регионального творческого проекта «Наша школа – наша семья!» прошел фестиваль профессий «Мастерславль - город Мастеров, город Профессий». Цель фестиваля - формирование личностного отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Девизом этого мероприятия стал слогон «ВЫБИРАЯ БУДУЩЕЕ!». Фестиваль проходил в рамках профессиональных проб.

Педагоги дополнительного образования, осуществляющие свою деятельность в рамках сетевого взаимодействия, тренеры спортивных школ, учителя МБОУ «СОШ №53» организовали с детьми профессиональные пробы и провели увлекательные мастер-классы: «Артист разговорного жанра», «Певец», «Спортсмен», «Авиамоделирование», «Кружевница», «Я – предприниматель». Дети и их родители смогли попробовать себя в качестве певцов, футболистов, авиаконструкторов, дзюдоистов, декораторов, ихтиологов.

Пробы посетили 460 детей вместе со своими родителями. Во время работы «Мастерславль – город Мастеров, город Профессий» мамы и папы вместе со своими детьми смогли интересно и увлекательно провести время, совершив путешествие по мастер-классам.

Кобелева Елена Александровна, учитель информатики высшей категории, в 2018 году приняла участие в первом дистанционном этапе конкурса Всероссийского форума «ПроеКТОриЯ - 2018» в номинации авторских разработок уроков по преподаваемому предмету в рамках темы «Роль моего предмета в будущем самоопределении молодежи».

3 марта 2019 года МБОУ «СОШ № 53» совместно с Курской региональной общественной организацией «Детство без границ» в рамках деятельности Регионального ресурсного центра по профессиональному самоопределению обучающихся организовали и провели областной фестиваль «Мастерславль – город мастеров, город профессий!» для детей с ОВЗ.  В этом мероприятии приняли участие 56 детей и их родители.

17 января 2019 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» прошел семинар – практикум «Я в мире профессий», в рамках Гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №18-2-006148 «ПРОФИ start» реализуемый АНО научно-просветительским центром «ПРОвыбор» совместно с кафедрой коммуникологии и психологии ЮЗГУ. Участниками мероприятия были обучающиеся 9-х классов. Семинар-практикум проводили:

- Директор АНО научно-просветительского центра «ПРОвыбор» Фёдорова Светлана Николаевна;

- Доцент кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ Копулова Татьяна Юрьевна;

- Старший преподаватель кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ Шаталова Надежда Анатольевна;

- Магистрант кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ Медведева Марина Витальевна.

Цель мероприятия состояла в активизации процесса самопознания, развития профессионально значимых компетенций у подростков. Обучающиеся прослушали лекторий о профессиональном самоопределении, и в конце разделившись на 4 команды, попробовали создать и презентовать свои проекты фирм одноклассникам.

23-24 января 2019 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» проходили мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации учителей, обучающихся по дополнительной профессиональной программе ОГБОУ ДПО КИРО «Профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций». Учителями технологии были проведены открытые уроки: урок технологии (девочки) в 8-х классах «Путешествие в город Профессий» (учитель Турецких О.А.) и профессиональная проба для учеников 3 Б класса «Авиамоделирование» (Славков В.И.). Педагоги продемонстрировали различные формы работы по профориентации в рамках учебного предмета и внеурочной деятельности для обучающихся различных возрастных групп.

С 28 января  по 1 февраля 2019 года на базе ОБУ «Областной дворец молодежи» проходил региональный чемпионат  «Юниор Профи» (JuniorProSkills). Юниор Профи – это не просто соревнования , это место обмена опытом, позволяющее создавать и проектировать технологии нового времени. 44 команды школьников приняли участие по пяти компетенциям. Участникам и победителям вручили заслуженные награды. Обучающиеся 9 А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» Кондрашков Хамза и Ахмедов Денис в номинации «Электроника» в категории 14+ заняли III место.

Ведётся непрерывное сотрудничество с ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», участие в обучающих семинарах и осуществление инновационной деятельности осуществляется под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, академика-секретаря отделения профессионального образования РАО Чистяковой Светланы Николаевны.

Таким образом, в рамках социального партнёрства и сетевого взаимодействия совершенствуются  механизмы   профориентационной работы в школе, реализуются  дополнительные программы образования, направленные на оказание социальной поддержки обучающимся в выработке индивидуального профессионального маршрута.

Работа по инновационной деятельности проводится эффективно на запланированном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Программа реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

Программа реализуется в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центр...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...