«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»
материал
Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ст. 15. обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
Ст. 66. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ гласит, что среднее общее образование направлено на становление личности, поэтому в учебных программах отводится место профильному обучению и профессиональной ориентации школьников.
28 сентября 2016 года, согласно приказу Комитета образовании и науки Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» был присвоен статус Регионального ресурсного центра. Главная цель деятельности центра: определить и создать научно-методические, организационные, кадровые, материально-технические, информационные условия, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения в рамках социального партнёрства образовательных организаций Курской области. Обучающимся 10-11 классов предоставлялась возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования . В 9 классе в рамках дисциплины «Слагаемые выбора профиля обучения» проводились профессиональные пробы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»
Алехина Мария Сергеевна,
заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Курска.
Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ст. 15. обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
Ст. 66. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ гласит, что среднее общее образование направлено на становление личности, поэтому в учебных программах отводится место профильному обучению и профессиональной ориентации школьников.
28 сентября 2016 года, согласно приказу Комитета образовании и науки Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» был присвоен статус Регионального ресурсного центра. Главная цель деятельности центра: определить и создать научно-методические, организационные, кадровые, материально-технические, информационные условия, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения в рамках социального партнёрства образовательных организаций Курской области. Обучающимся 10-11 классов предоставлялась возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования . В 9 классе в рамках дисциплины «Слагаемые выбора профиля обучения» проводились профессиональные пробы.
Профессиональная проба - своеобразное испытание, или проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Одной из задач профессиональных проб является, по возможности, широкое ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий различных отраслей на примере конкретного вида профессиональной деятельности.
Особенность профессиональной пробы состоит в том, что она имеет диагностический характер. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств личности. Каждый этап и результат профессиональной пробы подразумевает получение завершенного продукта деятельности.
Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей.
Развивающий характер профессиональной пробы способствует развитию у обучающихся интересов, склонностей, способностей, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. Таким образом, обучающийся способен соотнести свои желания и потребности регионального рынка труда.
Программы профессиональных проб на 2016/2017 и 2017/2018 год, реализуемые в рамках дополнительного образования, представлены в таблице 1.
2016/2017 | 2017/2018 | ||
Предпрофильная подготовка (9 класс) | Профессиональная подготовка (10 – 11 классы) | Предпрофильная подготовка (9 класс) | Профессиональная подготовка (10 – 11 классы) |
273 обучающихся (22 группы) | 141 обучающийся (11 групп) | 98 (8 групп) | 118 (10 групп) |
10 профессиональных проб в рамках СВПО: Чертежник; Автодело; Выжигальщик; Швейное дело; Слесарное дело; Лаборантское дело; Официантское дело; Кулинарные технологии; Художник росписи по ткани; Основы потребительских знаний. | 10 профессий: Слесарь по ремонту автомобилей; Водитель автомобиля; Оператор ЭВМ; Продавец непродовольственных товаров; Фрезеровщик; Лаборант химического анализа; Секретарское делопроизводство; Портной; Чертежник; Агент по туризму. | 10 профессиональных проб в рамках СВПО: Чертежник; Автодело; Выжигальщик; Швейное дело; Слесарное дело; Лаборантское дело; Официантское дело; Кулинарные технологии; Художник росписи по ткани; Основы потребительских знаний. | 8 профессий: Слесарь по ремонту автомобилей; Водитель автомобиля; Оператор ЭВМ; Продавец непродовольственных товаров; Фрезеровщик; Портной; Чертежник; Агент по туризму. |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» является инновационной площадкой Российской академии образования на основании Постановления Экспертного совета по работе инновационных площадок Российской академии образования. (Протокол № 1 от 24 мая 2017 г.)
В 2018-2019 учебном году в рамках социального партнёрства и сетевого взаимодействия МБОУ «СОШ № 53» заключила договоры с тремя общеобразовательными организациями города Курска:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Курска;
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.А.Хмелевского № 20» города Курска;
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Курска;
Таким образом, сетевая форма взаимодействия в условиях социального партнёрства общеобразовательных организаций даёт возможность учащимся 9 – 11 классов сформировать образовательные траектории, отвечающие их интересам и склонностям.
Анализируя опыт работы Сети, можно сделать следующие выводы:
- сетевая форма организации учебного процесса в рамках социального партнёрства общеобразовательных организаций даёт возможность улучшить качество подготовки учащихся, отмечается положительная динамика успеваемости и успешности освоения дополнительных образовательных программ;
- наблюдается осознанность выбора профильных предметов и элективных курсов, обусловленная образовательными потребностями и ориентацией на продолжение образования (75% старшеклассников)
- социальное партнёрство в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций способствует расширению возможностей образовательного пространства обучающихся, позволяет включить в индивидуальные учебные планы курсы дополнительного образования;
- однозначно отмечается рост профессиональной компетентности педагогов, работающих в Сети, освоение и использование ими современных образовательных технологий.
Воспитание будущего рабочего высокой квалификации – важное направление в развитии региона.
18 марта 2018 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» в рамках Регионального творческого проекта «Наша школа – наша семья!» прошел фестиваль профессий «Мастерславль - город Мастеров, город Профессий». Цель фестиваля - формирование личностного отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Девизом этого мероприятия стал слогон «ВЫБИРАЯ БУДУЩЕЕ!». Фестиваль проходил в рамках профессиональных проб.
Педагоги дополнительного образования, осуществляющие свою деятельность в рамках сетевого взаимодействия, тренеры спортивных школ, учителя МБОУ «СОШ №53» организовали с детьми профессиональные пробы и провели увлекательные мастер-классы: «Артист разговорного жанра», «Певец», «Спортсмен», «Авиамоделирование», «Кружевница», «Я – предприниматель». Дети и их родители смогли попробовать себя в качестве певцов, футболистов, авиаконструкторов, дзюдоистов, декораторов, ихтиологов.
Пробы посетили 460 детей вместе со своими родителями. Во время работы «Мастерславль – город Мастеров, город Профессий» мамы и папы вместе со своими детьми смогли интересно и увлекательно провести время, совершив путешествие по мастер-классам.
Кобелева Елена Александровна, учитель информатики высшей категории, в 2018 году приняла участие в первом дистанционном этапе конкурса Всероссийского форума «ПроеКТОриЯ - 2018» в номинации авторских разработок уроков по преподаваемому предмету в рамках темы «Роль моего предмета в будущем самоопределении молодежи».
3 марта 2019 года МБОУ «СОШ № 53» совместно с Курской региональной общественной организацией «Детство без границ» в рамках деятельности Регионального ресурсного центра по профессиональному самоопределению обучающихся организовали и провели областной фестиваль «Мастерславль – город мастеров, город профессий!» для детей с ОВЗ. В этом мероприятии приняли участие 56 детей и их родители.
17 января 2019 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» прошел семинар – практикум «Я в мире профессий», в рамках Гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №18-2-006148 «ПРОФИ start» реализуемый АНО научно-просветительским центром «ПРОвыбор» совместно с кафедрой коммуникологии и психологии ЮЗГУ. Участниками мероприятия были обучающиеся 9-х классов. Семинар-практикум проводили:
- Директор АНО научно-просветительского центра «ПРОвыбор» Фёдорова Светлана Николаевна;
- Доцент кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ Копулова Татьяна Юрьевна;
- Старший преподаватель кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ Шаталова Надежда Анатольевна;
- Магистрант кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ Медведева Марина Витальевна.
Цель мероприятия состояла в активизации процесса самопознания, развития профессионально значимых компетенций у подростков. Обучающиеся прослушали лекторий о профессиональном самоопределении, и в конце разделившись на 4 команды, попробовали создать и презентовать свои проекты фирм одноклассникам.
23-24 января 2019 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» проходили мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации учителей, обучающихся по дополнительной профессиональной программе ОГБОУ ДПО КИРО «Профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций». Учителями технологии были проведены открытые уроки: урок технологии (девочки) в 8-х классах «Путешествие в город Профессий» (учитель Турецких О.А.) и профессиональная проба для учеников 3 Б класса «Авиамоделирование» (Славков В.И.). Педагоги продемонстрировали различные формы работы по профориентации в рамках учебного предмета и внеурочной деятельности для обучающихся различных возрастных групп.
С 28 января по 1 февраля 2019 года на базе ОБУ «Областной дворец молодежи» проходил региональный чемпионат «Юниор Профи» (JuniorProSkills). Юниор Профи – это не просто соревнования , это место обмена опытом, позволяющее создавать и проектировать технологии нового времени. 44 команды школьников приняли участие по пяти компетенциям. Участникам и победителям вручили заслуженные награды. Обучающиеся 9 А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» Кондрашков Хамза и Ахмедов Денис в номинации «Электроника» в категории 14+ заняли III место.
Ведётся непрерывное сотрудничество с ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», участие в обучающих семинарах и осуществление инновационной деятельности осуществляется под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, академика-секретаря отделения профессионального образования РАО Чистяковой Светланы Николаевны.
Таким образом, в рамках социального партнёрства и сетевого взаимодействия совершенствуются механизмы профориентационной работы в школе, реализуются дополнительные программы образования, направленные на оказание социальной поддержки обучающимся в выработке индивидуального профессионального маршрута.
Работа по инновационной деятельности проводится эффективно на запланированном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Программа реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся
Программа реализуется в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центр...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...