Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
учебно-методический материал

Тополь Вера Николаевна

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predprof_podgotovki.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

  • Тополь Вера Николаевна, учитель химии

Разделы: Администрирование школы


Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

Наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему курсов по выбору, а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.

Задачи:

  • оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
  • обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
  • обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-м уровне обучения;
  • ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.

Этапы предпрофильной подготовки:

  • пропедевтический (8-й класс);
  • основной (9-й класс, сентябрь - март);
  • заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.

Основной этап

Задачи основного этапа:

  • обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
  • оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание основного этапа:

  • повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
  • комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;
  • формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;
  • составление оптимального расписания курсов по выбору;
  • проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
  • формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;
  • проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.

В 2019-2020 учебном году обучающиеся 9-х классов посещали курсы по выбору. Группы были сформированы на основе письменных заявлений обучающихся. Каждый ученик должен был посетить в течение учебного года 6 курсов. Курсы проводились во второй половине дня по отдельному расписанию.

Темы элективных курсов, предложенных обучающимся для выбора:

  1. «Сочинения разных жанров»;
  2. «Трудные случаи орфографии и пунктуации»;
  3. «Теоретическая стилистика»;
  4. «Юношеству посвящается»;
  5. «Зарубежная литература»;
  6. «Основы делового общения»;
  7. «Коварные знаки препинания»;
  8. «Избранные вопросы математики»;
  9. «Квадратный трехчлен и его приложения»;
  10. «Программирование на языке Pascal»;
  11. «Делопроизводство на компьютере»;
  12. «Я – будущий избиратель»;
  13. «Подросток и закон»;
  14. «Реальный потребитель»;
  15. «Мы - туристы»;
  16. «Мировые религии»;
  17. «Рекреационная география»;
  18. «Трудные вопросы в курсе биологии»;
  19. «Занимательная микробиология»;
  20. «Трудные вопросы неорганической химии»;
  21. «Опыты без взрывов»;
  22. «Основы эффективного общения на английском языке»;
  23. «По странам изучаемого языка»;
  24. «Английская грамматика: такая знакомая незнакомка»;
  25. «Электричество в вашем доме»;

Как видно, предлагаемые курсы носили вариативный характер, их количество являлось избыточным, т.е. у обучающихся была возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  • собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
  • предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
  • сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Содержание заключительного этапа:

  • анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
  • ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;
  • ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
  • сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также курсов;
  • формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

  • презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;
  • анкетирование обучающихся и их родителей;
  • анализ образовательного рейтинга обучающихся;
  •  «Ярмарка профессий».

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и обучающегося в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание курсов по выбору, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.

Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий курсов по выбору:

  • подготовка и защита проектов, рефератов;
  • проведение практических занятий, исследований, экспериментов;
  • игровое моделирование;
  • деловые и ролевые игры;
  • подготовка презентаций,

Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации курсов, высказанные учителями, ведущими курсы не первый год:

  • для того чтобы обучающиеся более осознанно подходили к выбору курсов, кроме презентации программ курсов, были даны консультации педагогами, классными руководителями;
  • группы формировались по уровню мотивации и обучаемости учеников;
  • созданы группы мотивированных обучающихся на профиль.

В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8 - 9 классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса обучающихся с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей;

2) психологическая диагностика, целью которой было:

  • изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
  • соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;

3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;

4) курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».

Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений города.

Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:

  • классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
  • индивидуальные консультации, беседы;
  • анкетирование обучающихся 8-9 классов и их родителей;

Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки обучающиеся получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9 классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.

Профильное обучение

Различные федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса. На протяжении нескольких лет в школе и в городе отрабатывались различные модели профильного обучения (однопрофильные и многопрофильные классы, группы сетевого взаимодействия).

В 2019-2020 учебном году в школе сформированы один 11-й класс– 19 обучающихся и один 10 класс общей численностью – 26 обучающихся. По результатам анализа образовательных запросов обучающихся и анализа возможностей для их удовлетворения был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модели общеобразовательного  класса.

При  организации учебного процесса на старшей ступени обучения сочетается традиционная классно-урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного плана и совпавших выборов предметов федерального компонента) и предметно-групповая форма обучения (для индивидуальных выборов предметов федерального и регионального компонентов, а также элективных учебных предметов).

На основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся 10 - 11 классов и их родителей был составлен учебный план, включающий базовый компонент,  элективные учебные предметы по выбору обучающихся.

 По своему назначению они поделены на три типа.

1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;

2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Темы элективных курсов:

  1. «Как научиться красиво и убедительно говорить»;
  2. «Практическая стилистика»;
  3. Трудные случаи синтаксиса»;
  4. «Уравнения и неравенства с параметрами»;
  5. «Тригонометрия в системе»;
  6. «Физика в задачах»;
  7. «Алгоритмика и программирование»;
  8. «Теория права»;
  9. «Трудные и дискуссионные вопросы истории»;
  10. «Основы экономических знаний»;
  11. «Трудные вопросы в курсе биологии»;
  12. «Химия в задачах и ответах»;
  13. «Бизнес и торговля»;
  14. «Туризм, гостиничное и ресторанное обслуживание».

Для отслеживания результатов обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система о обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Материал представляет собой обобщение опыта работы по предпрофильной подготовкеобучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов....

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.

Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....

Профильное обучение в школе: из опыта работы.

Данная работа является обобщением опыта работы в системе профильного обучения в старшей школе. Автор работал по этой методике в течении 5 лет, что позволило накопить и обобщить собранный материал....

Анализ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

основными целями и задачами предпрофильной подготовки являются: создание условий обучающимся 8-9-х классов для предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущ...

«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...