СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
статья по биологии (9 класс) по теме

Рачко Светлана Николаевна

Материал представляет собой обобщение опыта работы по предпрофильной подготовкеобучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

Муниципальная общеобразовательная

средняя школа № 29

«Система  работы по предпрофильной подготовке

и профильному обучению учащихся»

г. Нижневартовск 2009г.

        


Содержание.

        

1. Введение. Актуальность проблемы……………………………………………………3

Глава 1. Организация предпрофильной подготовки учащихся………………………4-8

1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовки учащихся………………………………..4

1.2. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся………………………..5-8

Глава 2. Профильное обучение учащихся………………………………………………9-14

2.1. Профильный курс биологии……………………………………………………………9-10

2.2. Элективные курсы в профильном обучении  учащихся……………………………..10-14

Глава 3. Методы и формы работы в профильных классах, обеспечивающие

 развитие компетенций учащихся……………………………………………………….15-27

3.1. Лекционно – семинарские формы работы учащихся по биологии………………….15

3.2. Проектная деятельность учащихся……………………………………………………15-20

3.3. Применение парацентрической технологии обучения………………………………21-28

3.4 Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании                    

      биологии…………………………………………………………………………………21-23

3.5. Портфолио учащихся как система инновационной оценки знаний ………………..24-27

Заключение…………………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………………29

Приложение…………………………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ.

Обоснование актуальности темы работы.

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В стратегических документах отмечается новая роль профильной, профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.

Определение целей и задач содержание предпрофильной подготовки, профильного обучения выявили значительное количество сложнейших вопросов, решение которых возможно только путем поиска решения в практической деятельности педагогов. Именно поэтому проблема организации, отбора содержания и определения структуры образования предпрофильного и профильного обучения учащихся по биологии является актуальной.

Цели и предполагаемые результаты работы.

Для решения проблемы организации предпрофильного и профильного обучения  учащихся по биологии мной были поставлены следующие цели работы:

1. Разработать и апробировать программы элективных курсов предпрофильной        подготовки по биологии.

2. Разработать и апробировать структуру и содержание профильного курса биологии для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля и элективного курса для учащихся данного профиля, обеспечивающего внутрипрофильную специализацию обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся химико -биологического класса. В том числе определить целевой компонент профильного курса биологии, адекватные целям формы и методы работы по профильным и элективным курсам биологии в старшей профильной школе.

Глава 1. Организация предпрофильной подготовки учащихся по        биологии.

1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовке учащихся

Цели предпрофильной подготовке учащихся:

  1. Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  1. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;

Задачи по предпрофильной подготовке учащихся:

  1. Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
  2. Развитие школьного спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:

  1. Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
  2. Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
  3. Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.

1.2. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся.

Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации. и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся.

Элективные курсы в 9 классах выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течении года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой.

Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проекта или исследовательской работы.

Реализация курсов по выбору в предпрофильной подготовке предполагает использование следующих потенциальных возможностей: повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности, самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными и практическими работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационная поддержка образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных тестов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки.

За счет часов школьного компонента учебного плана в 9-м классе нашей школы по предметам естественнонаучного цикла учащимся предлагается набор элективных курсов, который носит вариативный характер, т.е. их количество «избыточно» (поэтому ученик имеет реальную возможность выбора). По окончанию полугодия учащимся 9-го класса предоставляется возможность менять наполнение индивидуального учебного плана данными курсами по выбору (2 раза в год).

Ученикам предлагаются курсы 3 основных видов:

  1. Предметно- ориентированные
  2. Межпредметные
  3. Ориентационные

Предметно-ориентированные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предмету;
  2. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  3. Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам профилирования.

Таким образом данные курсы являются прогностическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.

 К курсам подобного вида относится скорректированный и адаптированный мной элективный курс «Биологический практикум». Содержание этих курсов подразумевает углубление или расширение отдельных тем. Курсы данного типа не являются ознакомительными и продолжительность каждого из них не превышает одного полугодия (обычно 17 часов) это позволяет каждому ученику класса освоить за год до 4-х подобных курсов.

Образовательная программа элективного курса «Биологический практикум» прошла апробацию в 2006-07 уч. году, но оценить результативность использования в предпрофильной подготовке данного курса возможно через 2-3 года.

 Программа элективных курсов «Биологический практикум» составлена мною на основе программы М.В.Щигорева, преподавателя биологии ОУ №567 г. Санкт-Петербурга, которая откорректирована и адаптирована согласно уровню подготовки учащихся и наличия материальной базы школьного кабинета биологии.

Цели программы: формирование естественнонаучных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии (для последующего выбора естественнонаучного профиля обучения).

Программа рассчитана на 17часов, проведено 17 часов. Она выстроена в логике практикума, согласуемого с содержанием раздела «Общая биология» 9 класс и содержит лабораторные и практические работы, как обозначенные в школьной программе, так и новые не указанные в школьной программе.

В процессе реализации программы учащиеся учатся самостоятельно проводить эксперименты, самостоятельные работы с натуральными объектами, учатся решать генетические,  цитологические и экологические задачи повышенной сложности.

Элективный курс посещали 14 учащихся 9-х классов.

Занятия проводились в форме лабораторных и практических работ, использовалось мультимедийное пособие «Биологический практикум», с помощью которого на компьютере осуществлялось закрепление и контроль знаний.

По итогам изучения курса проводился зачет по темам, и выставлялись отметки.

Межпредметные (ориентационные) курсы.

Задачи курсов данного типа:

  1. Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;
  2. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
  3. Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Содержание курсов выходят за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Курсы данного типа так же являются краткосрочными и часто сменяемыми, продолжительностью 17 часов. для реализации курсов данного вида мною используется скорректированная программа  элективного курса «Шаг в мир медицины».

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

Элективный курс «Шаг в мир медицины» знакомит учащихся с основными медицинскими специальностями, помогает понять, насколько их представления о работе врача совпадают с действительностью. Этому способствует большое количество практических работ и экскурсии в учреждения медицинского профиля. Изучение курса позволяет школьникам лучше определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.

Курс предназначен для предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов, он рассчитан на 17 часов, из них      часов выделено на посещение медучреждений и    часов на практические работы.

Программа курса включает круг вопросов, показывающих проблемы и задачи медицины в человеческом обществе, знакомит со структурой здравоохранения, формами традиционной и нетрадиционной медицины.

В процессе освоения программы курса учащиеся знакомятся с разнообразными учебными заведениями, в которых можно получить медицинское образование. Также предусматривается выполнение практических работ, которые позволяют углубить и расширить знания учащихся в области общей и возрастной физиологии, психологии, гигиены .Успешному решению задач курса будет способствовать организация встреч с медицинскими работниками, студентами и выпускниками школы из профильных медицинских вузов.

Особенностью курса является то, что он требует активной творческой работы учащихся: обсуждение проблем, работа над проектами, написание докладов и рефератов.

Цель курса: предпрофильная подготовка учащихся школы к осознанному профессиональному выбору медицинских специальностей.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, профилактике заболеваний.
  2. Пропаганда здорового образа жизни для учащихся, а через них для членов их семьи.
  3. Расширение представлений учащихся о медицинских профессиях.
  4. Раскрытие гуманистической сущности профессии медика.
  5. Создание условий для профессионального самоопределения школьников

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  1. Знать основные медицинские специальности;
  2. Современные достижения медицины;
  3. Уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формулировать выводы;
  4. Уметь готовить рефераты, сообщения, пользоваться дополнительной литературой;
  5. Знать о медицинских учреждениях и требования к студентам медикам.

Формы контроля

  1. Сообщения, выступления.
  2. Рефераты.
  3. Практические работы.
  4. Проектные работы.

Апробация данного элективного курса показала, что учащиеся с интересом знакомятся со спецификой профессии врач и медицинская сестра, активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Учащиеся высоко оценили значимость, выбранные учителем формы и методы организации учебной деятельности. Это видно из таблицы приведенной ниже.

Итоги анкетирования учащихся, проводимые психологом школы, март 2007 г.

 

 

Клеглеева

Халфина

Рачко

Пирогова

Журавлева

Смирнова

Зимина,

Коршок

Шабалина

итого

Параметры оценки

 

 

 

предреним

имидж

 

 

 

 

 

1. 

Тематика и содержание курса

4

4,53

4,84

4,53

4,63

4,56

4,45

4,34

4,63

4,50

2.                  

Форма проведения

3,75

4,38

4,74

4,47

4,88

4,33

4,50

4,37

4,00

4,38

3

Польза для учебы

4

4,68

4,37

4,21

4,00

4,50

3,90

4,34

3,75

4,19

4

Польза для жизни

4

4,18

4,68

4,63

4,50

4,11

4,38

3,92

4,63

4,34

5

Темп работы

4,5

4,23

4,42

4,32

4,63

4,39

4,28

4,05

3,63

4,27

6

Новизна

4,5

4,15

4,58

4,63

4,38

4,17

4,25

4,16

4,00

4,31

7

Психологический комфорт

4,75

4,00

4,53

4,16

4,38

4,44

4,43

3,84

3,75

4,25

8

Отсутствие отметки

4

4,08

3,00

3,42

3,50

3,17

4,08

4,26

3,13

3,63

9

Результативность

4,75

4,38

4,74

4,26

4,63

4,56

4,23

4,32

4,13

4,44

 

итого

4,25

4,29

4,43

4,29

4,39

4,25

4,28

4,18

3,96

4,26

Глава 2. Профильное обучение учащихся

2.1. Профильный курс биологии

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностноориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Цели профильного обучения мной определены следующие:

  1. Более глубокое изучение учащимися старшей школы предмета полного общего образования – биологии.
  2. Подготовка выпускников к усвоению программы высшего профессионального образования в медицинских, сельскохозяйственных ВУЗах и на биолого-экологических специальностях университетов и педагогических институтов.
  3. Повышение адаптивной способности учащихся к современным рыночным условиям в соответствующих сферах народного хозяйства страны (медицина, сельское хозяйство, а также профессии, связанные с использованием естественнонаучных знаний).
  4. Дифференциация содержания образования старшеклассников.

В старшей профильной школе при проектировании содержания курса биологии мною учитывалась преемственность с курсом биологии основной школы, что обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: химико-биологического, физико-математического, гуманитарного.

В классах гуманитарного и физико-математического профиля, а также общеобразовательных биология не является профилирующим предметом и изучается на базовом уровне (1 час в неделю) по образовательной программе В.Б. Захарова «Общая биология 10-11 классы». При отборе учебного материала руководствуюсь требованиями Федерального компонента государственного стандарта.

Основной целью данного курса является обобщение знаний учеников о разноуровневой организации жизни и эволюции живой природы. Главное внимание при этом уделяется знаниям, составляющим основу формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций, а также прикладного характера. В итоге у учащихся должны быть сформированы целостные представления о жизни как уникальном общепланетарном явлении, многообразии экосистем, убежденности в необходимости бережного, гуманного отношения к биологическим объектам, в том числе и к человеку, окружающей среде в целом. Обеспечена генетическая грамотность.

В профильных классах содержание программы частично подвергается коррекции с учетом специфики профиля.

В классах химико-биологического профиля биология изучается 3 часа в неделю. Используется рабочая образовательная программа авторы: О.В. Саблина и Г.М. Дымшиц.

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта профильный уровень. Данный профильный курс знакомит учеников с современными достижениями биологической науки: цитогенетическими основами жизни, синтетической теорией эволюции, хромосомной теорией наследственности и другими.

Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно сформироваться биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, выбираются те, для поведения которых есть соответствующие условия в классе.

Во время изучения курса применяются такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады, проекты, семинары, лекции и др.

Данной программе соответствует учебник под редакцией академика В.К. Шумного, М.: «Просвещение» 2006г.

Для профильного образования в школе создана материально – техническая база, обеспечивающая учебный процесс. Кабинет биологии оснащен новейшей компьютерной и мультимедийное техникой, теле и видео аппаратурой, что позволяет использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии.

2.2. Элективные курсы в профильном обучении  учащихся.

Элективные курсы в профильной школе введены за счет школьного компонента учебного плана. Учащиеся в рамках выбранного профиля могут наполнять конкретным содержанием свой индивидуальный учебный план за счет данных курсов.

При формировании содержания элективных курсов по биологии мной соблюдались следующие принципы:

  1. Соответствие методологическим принципам современного естественнонаучного познания (системность, историзм, интегратизм и др.), на основе которых у школьников должно сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира;
  2. Научность;
  3. Расширение профильного курса и систематических курсов биологии основной школы ( при выборе более конкретной области познавательной деятельности).
  4. Углубление действующего курса (при построении курсов, ориентированных на особо одаренных учащихся);
  5. Практическая направленность (это важно для поддержания интереса школьников к профильному предмету, выработке у них первоначальных навыков, которые могут им пригодиться при обучении в ВУЗе и в будущей профессии).
  6. Интегративный характер (изучать природу нужно с единой точки зрения, определяемой естественнонаучной картиной мира, основной стержень которой – физическая картина мира);
  7. Адресный характер (это позволяет существенно повысить социально-экономическую и личностную эффективность профильного обучения по биологии);
  8. Развивающий характер (элективные курсы должны развивать познавательную самостоятельность, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие выпускнику школы возможность трудиться и продолжать профессиональное образование);
  9. Учет возрастных особенностей учащихся;
  10. Учет региональных особенностей при отборе содержания курсов;
  11. Профессиональная направленность (реализация этого принципа облегчает процесс выбора учениками и их родителями будущей профессии и начинает подготовку к ней).

На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные лекции, семинары, собеседования, зачеты, лабораторные и практические работы. Все это готовит к вступительным экзаменам в ВУЗы и к обучению в них. Элективные курсы в старшей профильной школе и профильные курсы служат базой для понимания вузовских программ и научной литературы.

Таким образом, через изучение элективных курсов ученики 10-11 профильных классов приобщаются к научной деятельности творческого характера, помогают им преодолевать фрагментарность школьного естественнонаучного образования. Элективные курсы вместе с базовыми общеобразовательными и профильными предметами составляют индивидуальную образовательную программу для каждого учащегося, которая создает возможность для реализации его способностей и потребностей, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства.

С учетом данных принципов, требований мной скорректирована и апробируется образовательная программа элективного курса для учащихся 10 -11 классов химико – биологического профиля «Человек и окружающая среда»

       Элективный курс «Человек и окружающая среда» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Полученные ими знания в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

      Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно ресурсам своего организма.

       Содержание программы раскрывает научно – биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класс; включает в себя практический и теоретический материал.

        По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 10 классов, всего предполагается 34 часа.

       Методы работы: лекции, беседы, лабораторные работы, учебно-исследовательский проект.

Цель курса.

Сформировать у учащихся понимание зависимости здоровья людей от состояния среды и ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи курса.

  1. Дать элементарные знания об инфекционных, иммунных, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушениях нервной системы, заболеваниях Опорно-двигательного аппарата.
  2. Познакомить учащихся с современным экологическим состоянием природной  среды, с влиянием окружающей среды на состояние здоровья человека.
  3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
  4. Использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьника.

Предполагаемые результаты.

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и анатомии человека, приспособительных особенностях человека, о значении правильного питания, дыхания, здорового образа жизни. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:

  1. Профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона.
  2. Экологические опасные факторы и здоровье человека.
  3. «совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов.
  4. Аллергия – болезнь цивилизации.
  5. Идеальное жилье для здорового человека.
  6. Температура и свет как экологические факторы, их влияние на здоровье человека.
  7. Загрязнение атмосферного воздуха и его воздействие на здоровье.
  8. Режим дня и здоровье человека.
  9. Личная гигиена и здоровье человека.

Другой элективный курс для учащихся химико- биологического профиля «Биология растений, грибов и лишайников» составлен мною  на основе авторской программы В.И.Сивоглазова и адаптирован к условиям данной школы.

Как правило, курс биологии растений, или ботаники в школе изучают в 6 – 7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знания которых являются обязательными для абитуриентов, поступающих в биологические вузы, рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения корня и стебля, циклов размножения растений. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники.

В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний. Что позволяет изучить биологию растений, грибов и лишайников на более глубоком и детальном уровне.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий и т.д. Применение разнообразных форм учебно – познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Элективный курс предусматривает практические и лабораторные работы по морфологии и анатомии растений. Разнообразие лабораторных работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

Изучение материала курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в вузы биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 64 часа учебных занятий в 10 классах.

Цель курса.

Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов и лишайников, понимания роли растительных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.

Задачи курса.

  1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов и лишайников.
  2. Сформировать понятия циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
  3. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью.
  4. Развить умения анализировать. Сравнивать, обобщать, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию растений и грибов.
  2. Особенности строения клеток растений и грибов.
  3. Разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования.
  4. Особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений.
  5. Морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений.
  6. Характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных.
  7. Многообразие и распространение основных групп растений, грибов и лишайников.
  8. Происхождение основных групп растений.
  9. Значение растений грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  1. Сравнивать строение клеток растений, животных, грибов.
  2. Сравнивать общие черты организации. Строение и циклы развития водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов и лишайников, делать выводы на основе сравнения.
  3. Распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений на гербарном и живом материал, схемах и таблицах.
  4. Схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных.
  5. Характеризовать роль растений, грибов и лишайников в биогеоценозах.
  6. Изучать биологические объекты, ставить эксперименты, проводить опыты, лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов.
  7. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет.
  8. Составлять краткие сообщения и рефераты по интересующим темам, представлять их аудитории.

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о строении, жизненных функциях и многообразии растений, грибов и лишайников. Важнейшим итогом проведенных занятий станет сдача учащимися итогового зачета, который выявит западающие темы и позволит учащимся скорректировать дальнейшую учебную деятельность по овладению данным материалом.

Глава 3. Методы и формы работы в профильных классах, обеспечивающие развитие компетенций учащихся.

3.1. Лекционно – семинарские формы работы учащихся по биологии.

В 10- 11 профильных естественнонаучных классах ведущую роль играют элементы лекционно- семинарской системы обучения: лекции, практикумы, семинары, зачеты. Это является необходимым условием достижения целей профильного обучения (см. выше). Значительная роль также внеурочных форм организации текущей учебной работы: домашней работы; самостоятельной работы учащихся в школьной библиотеке, учебном кабинете при подготовке и самостоятельном выполнении практических  и творческих заданий; в рамках работы естественнонаучной секции научного общества учащихся школы.

3.2. Проектная деятельность учащихся.

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

 Метод проектов берет свое начало от идей американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика, которые считали, что учебная деятельность детей должна быть осознана ими, практически целесообразна, полезна и интересна. Эти идеи были подхвачены рядом педагогов и в России, такими как С.Т. Шацкий, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат.

 Главные цели обучения учащихся проектной деятельности:

  1. формирование и развитие творческих способностей;
  2. развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
  3. создание мотивов к обучению и самообразованию;
  4. формирование чувства индивидуальной ответственности и самостоятельности;
  5. развитие коммуникативных умений и навыков;
  6. развитие методологических умений и навыков.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  2. выдвижение гипотез их решения;
  3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  1. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  2. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проекты можно классифицировать, выделив следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметные проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые). 

6. Продолжительность проекта (краткосрочные – от 2-х до 6-ти часов; среднесрочные –

от 12-ти до 16-ти часов; долгосрочные – четверть, год).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентироваться, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Какие же существуют параметры внешней оценки проекта:

         -   значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой

              тематике;

  -    корректность используемых методов исследования и методов обработки

         получаемых    результатов;

    -    активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными  

           возможностями;

           -   коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

           -    характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

     -    необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение

            знаний из других областей;

     -   доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои

           заключения, выводы;

           -    эстетика оформления результатов проведенного проекта;

     -    умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность

             ответов каждого члена группы.

Умения, формируемые методом проектов:

1. Критическое мышление (аналитическое, самостоятельное, системное, ассоциативное);

2. Творческое мышление (пространственное воображение, прогностические способности);

3. Учебно-информационные умения (отбор нужной информации, анализ, систематизация, представление информации в различных формах);

4. Учебно-коммуникативные умения (работа в коллективе, сотрудничество, умение слушать и слышать).

Какие же результаты в обучении были получены, благодаря применению метода проектов:

  1. стимулирование учащихся к более глубокому изучению биологии;
  2. повышение интереса к предмету;
  3. повышение качества обученности по предмету;
  4. привлечение более «слабых» учащихся к работе над проблемой в группе.

     Мною используется проектная деятельность учащихся при изучении элективного курса. Проектную деятельность можно рассматривать как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом.

      Мною были предложены учащимся информационные и исследовательские проекты.

Информационный проект направлен на работу с информацией, о каком – либо объекте, явлении или процессе: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение.

Исследовательский проект подразумевает деятельность учащихся, направленную на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом.

    На первом этапе организации проектной деятельности необходимо сформулировать несколько проблем, чтобы у учащихся была возможность выбрать тему и форму выполнения. В теме проекта обязательно должны быть заключены значимая проблема и предполагаемые значимые результаты. Нет проблемы – нет деятельности.

     Перед началом работы над проектом предлагаю ученикам ответить на следующие вопросы:

  1. Почему участие в проекте важно для меня?
  2. Зачем мы делаем  этот проект?
  3. Что потребуется сделать, чтобы осуществить этот проект?
  4. Как именно мы можем это сделать?
  5. С чего следует начать?
  6. Что получится в итоге?

Вот некоторые темы предложенные учащимся на элективных курсах «Шаг в мир медицины».

  1. Роль прививок в поддержании здоровья населения
  2. Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно – сосудистой системы.
  3. Диета и здоровье
  4. Режим питания (мой, моей семьи или моих друзей)
  5. Профессия – врач (кардиолог, невропатолог, окулист и т. д.)
  6. Нетрадиционные методы медицины.

Форма выполнения проекта может быть индивидуальная, парная или групповая, определяется она тематикой и индивидуальными особенностями учащихся. Например, тема «мой режим питания» выполняется индивидуально и выбрал эту тему сильный ученик, ученикам, не имеющим навыки исследовательской работы лучше выбирать парные или групповые формы, где у каждого будет своя определенная роль в проекте и слабые ученики будут чувствовать поддержку и защищенность.

   Для выполнения исследования каждая группа получает от учителя памятку по работе над проектом и инструктивную карточку, список литературы, оборудования, схемы, таблицы, видеофрагменты.

Предполагаемая исследовательская деятельность учащихся отражается в инструктивной карточке и включает в себя:

  1. Работу с дополнительной литературой, материалами Интернета;
  2. Выполнение лабораторных и практических работ по заданиям учителя;
  3. Изучение схем, таблиц и видеоматериалов;
  4. Экскурсии с заданиями исследовательского характера.

В ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно получают знания, работая с многочисленными источниками информации  и лабораторным оборудованием, учатся отбирать материал, необходимый для подготовки сообщений и оформления стендов. При работе над проектом учащиеся не только собирают необходимую информацию, но и анализируют и обобщают собранный материал, выдвигают гипотезы, делают выводы, обсуждают методы исследования и способы оформления конечных результатов, что способствует развитию исследовательских умений и навыков.

    В ходе проектирования учитель выступает в роли независимого консультанта, организует экскурсии в учреждения ( например в центр по проблемам семьи) или встречи со специалистами ( врач – фтизиатр, рассказал о роли и значении реакции Манту, врач – отоларинголог и др).

    Заключительный этап проектной деятельности – презентация проекта или его защита.

Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел и, что получилось в результате. В ходе презентации необходимо  четко и ярко представить полученные результаты, а также рассказать о том , какие идеи возникали в ходе работы над проектом, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они были решены.

Виды презентаций.

  1. Устное сообщение (возможно сопровождение устного доклада показом альбома, коллажа, стенда)
  2. Защита проекта в виде « круглого стола», где между учащимися распределяются роли.
  3. Показ видеофильма
  4. Слайд – шоу
  5. Презентация веб – сайта.
  6. Конференция

По окончании работы над проектом необходимо оценить деятельность учащихся. Оценка каждого учащегося складывается из оценки всей группы и оценки самого учащегося. При оценивании групповых работ можно использовать оценочные листы.

Оценочный лист

Индивидуальная оценка ученику за работу, выставленная группой

Индивидуальная оценка ученику за доклад, выставленная учителем

Индивидуальная оценка ученика за практическую работу

Оценка всей группы за проект.

Итоговая оценка ученика

.

Таким образом, видно, что проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у школьника стремление и умения самостоятельно добывать и использовать знания и отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки и умения, что особенно важно для учащихся выбравших профессию медика.

3.3. Применение парацентрической технологии обучения.

Основным вектором моей педагогической деятельности является использование ведущих современных образовательных технологий, основанных на  личностно-ориентированных принципах обучения. На протяжении ряда лет мною успешно и результативно применяется  парацентрическая  технология преподавания биологии Н.Н. Суртаевой.  

Данная технология позволяет реально осуществлять процессы дифференциации (как уровневой, так и профильной) и индивидуализации, предоставляет ученику  право выбора средств и способов  обучения благодаря организации различный видов диалогового обучения на одном и том же отрезке учебного процесса. Мною разработаны Учебно-дидактические комплексы по данной технологии для учащихся 8 классов по темам: «Кровь и кровообращение», «Обмен веществ и энергии», для учащихся 7 классов по темам «Однодольные растения» и «Грибы» и для учащихся 10 классов по теме «Органические вещества клетки».  Анализ промежуточного и итогового контролей, результаты административных срезов в 5 – 8 классах  по биологии  свидетельствуют о стабильном качестве  усвоения знаний учащимися.

   Использование парацентрической технологии позволяет еще на начальном этапе преподавания предмета сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес к изучению биологии, мотивировать школьников к познанию законов природы. Преподавание направлено, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет  не только повысить мотивацию, но и реализовывать способности,  возможности,  потребности и интересы ребенка. Результативность обучения  за последние три года составила 58%, обученности – 100%

3.4 Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании биологии.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а в месте с ним и информационные технологии. Информационные технологии  дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и решение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивать новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато может облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятия материала.

В 2007 году я прошла обучение на курсах по теме «Использование информационных технологий в деятельности учителя предметника» и в настоящее время в своей деятельности широко использую данные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроках биологии.

Биология – это наука экспериментальная, но проведение экспериментов и практических работ в условиях нашей школы не всегда возможно. Поэтому большое значение приобретают мультимедийные пособия, такие как лабораторный практикум, где проводятся виртуальные практические и лабораторные работы и сразу идет закрепление и проверка усвоения изученного материала. Данное пособие мною широко применяется для проведения элективного курса по выбору «Биологический практикум».

 

В настоящее время существует большой выбор электронных пособий, энциклопедий и справочников, которые можно использовать в качестве дополнительной литературы или как иллюстративный материал на уроке, на занятиях экологического кружка, для проведения элективных курсов. В своей деятельности я использую СД –диски: электронные уроки и тесты по биологии растений, грибов, животных, тестовые комплексы для поступающих в ВУЗы, мультимедийное пособия по анатомии и физиологии человека, «1С: Репетитор «Биология» и «Экология».

Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет – сайтах и может быть использовано на уроках, как учителем, так и детьми.

В своей работе большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, особенно в классах химико – биологического профиля, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную информацию, подготовить электронные таблицы, диаграммы и документы в текстовом редакторе, а так же презентации своих творческих работ.

Использование компьютера, как наглядного электронного пособия, позволяет дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

Планирование уроков с использованием ИКТ ресурсов.

  1. определение целей урока;
  2. обоснование использования ИКТ на уроке;
  3. методические назначения электронного ресурса;
  4. анализ и отбор имеющихся электронных ресурсов;
  5. разработка методики использования данного ресурса на данном уроке и планирование деятельности с этим ресурсом;
  6. составление плана-конспекта урока (указать вид деятельности учителя и учеников, длительность этапа, на котором используется средства ИКТ)

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектной деятельности в целях повышения качества образования.

Выводы:

Результаты данного педагогического наблюдения показывают, что используемые формы и методы работы при преподавании уроков в профильных классах и организации занятий на элективных курсах по биологии эффективны и позволяют создать на уроках условия для формирования у учащихся методологической компетенции.

Для оценки результативности используемых форм и методов работы мною проводится мониторинг формирования ключевых компетенций. В своей работе я отслеживаю формирование коммуникативной, информационно-коммуникационной и обще-учебной компетенций. По результатам мониторинга виден рост уровня сформированности данных компетенций у учащихся по предмету биология.

3.5.Портфолио  как система инновационной оценки знаний учащихся.

Характеристика портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как

  1. Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
  2. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. проследить индивидуальный прогресс учащегося. Достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
  2. оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционны форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей, и соучеников.

Другой – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями (компетенциями), как решение проблем, коммуникативные и мыслительные умения, информационная – компьютерная грамотность.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  1. поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможность обучения и самообучения;
  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  4. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  5. содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  6. создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Цели портфолио.

Портфолио выпускника основной школы призвано помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать профиль и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на старшей ступени средней школы.

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом. Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.

Портфолио выпускника средней школы потребует более жестких правил игры, в частности введения общефедеральных стандартов портфолио и системы исчисления его оценки.

Конечная цель компоновки портфолио должна сводиться к доказательству способности учащегося решать проблемы в различных областях жизни через демонстрацию различных способов решения познавательных, коммуникативных, нравственных, политических и других проблем с которыми учащийся встретился в образовательной деятельности.

Виды портфолио.

«Портфолио документов» - портфель сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а так - же перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

«Портфолио работ и проектов» фиксирует участие в проектной деятельности и успешность прохождения элективных курсов. Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ. Представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

  1. Проектные работы. Указывается тема проекта. Дается описание работы в печатном или электронном варианте.
  2. Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы. Название реферата, количество страниц, иллюстрации.
  3. Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее описание.
  4. Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре, кружке. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах, конкурсах, интеллектуальных играх.
  5. Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительность, форме в которой проходили занятия.
  6. Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется место и продолжительность практике.
  7. Занятие в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты.
  8. Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  9. Участие в научных конференциях, учебных семинарах. Указывается тема мероприятия, название проводящей его организации.
  10. Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
  11. Другое.

«Портфолио отзывов и рекомендаций» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результаты.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

  1. Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе).
  2. Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
  3. Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников.
  4. Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.
  5. Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.
  6. Другое.

Презентация и сертификация портфолио.

Классическое портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т. д. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных работ.

«Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежат ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодической печати) или материалы товарищей по группе.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.

В разделе «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

На обсуждение портфолио могут быть приглашены учащиеся, родители, семья учащегося, преподаватели. По форме это может быть:

  1. Организованная защита;
  2. Выставка;
  3. Конференция;
  4. Собеседование.

Итоговая оценка портфолио.

В американской системе оценки используются уровни, соответствующие следующим количественным и качественным характеристикам:

А (отлично) – самый высокий уровень. Содержание такого портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном  прогрессе ученика в продвижении по образовательному маршруту, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении учебного портфолио ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

В (хорошо) – высокий уровень. Учебное портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент.

С (удовлетворительно) – средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных умений и знаний.

Д (неудовлетворительно) – слабый уровень. В таком портфолио представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения отдельных заданий. Не прослеживаются доказательства изменений в достижении учащегося по образовательному маршруту.  

Заключение.

В результате проведенной мною работы   достигнуты следующие результаты:

  1. Изучена и проанализирована литература, посвященная современному состоянию исследуемой проблемы, в том числе изучены нормативные основания деятельности, подготовлено научное обоснование работы.
  2. Подготовлены и апробируются программы по биологии: курсов по выбору для предпрофильной подготовке «Шаг в мир медицины» и «Биологический практикум» и элективных курсов для учащихся профильного химико-биологического класса «Человек и его здоровье» и «Биология растений, грибов и лишайников».
  3. Создана материально-техническая база для работы в профильном классе (оснащение кабинета биологии компьютерной, аудио ,  видео и мультимедиа аппаратурой).
  4. Определены целевой компонент, а также формы и методы работы в профильной школе и на элективных курсах по выбору в предпрофильной подготовке.

Приоритетными направлениями своей работы по совершенствованию предпрофильной подготовки и профильному обучению учащихся по биологии в ближайшее время считаю следующее:

  1. Анализ результатов апробации элективных курсов по итогам 2007-2008г. и на основе этого корректировка образовательных программ.
  2. Разработка учебно-дидактических комплексов для профильного курса биологии (10-11 класс) и элективных курсов.
  3. Продолжить мониторинг формирования ключевых компетенций по биологии.

Список литературы

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии, М.: Центр «Педагогический поиск», 2003г.
  2. Ермаков Д.С. Рыбкина Т.И. элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения, Профильная школа: Информационно-методический журнал. 2004г №3
  3. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. С-П.: «Каро» 2006г.
  4. Новикова Т.Г. Построение различных моделей портфолио учащихся. Методист: научно-методический журнал.-2005г №3
  5. Петунин О.Р. Элективные курсы для профильного биологического образования. Народное образование №9, 2004г
  6. Петунин О.Р. Содержание профильного биологического образования. Народное образование, №7, 2004г.
  7. Предпрофильная подготовка в основной школе: Методические рекомендации/ Авт.-сост. Л.Г. Бобкова /ИПК и ПРО Курганской области.
  8. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/ под ред. Проф. Киселева А.Ф., М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
  9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: издат. «АРКТИ» 2006г.
  10. элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие/ Науч. Ред. Чистякова С.П. М.: АПК и ПРО, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся

Система работы школы по предпрофильной и профильной подготовки учащихся....

Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.

Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...

Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

            Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную т...

Программа реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

Программа реализуется в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центр...