Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении.
методическая разработка (10 класс) по теме

Рычков Алексей Петрович
              Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей. 
              В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио школьника", или "папка личных достижений" призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. 
             Таким образом, в настоящее время, в ситуации внедрения и распространения профильного обучения в отечественной школе, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений, опробованный в образовательных учреждениях различного типа в условиях, определяющихся региональной и местной спецификой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                       Ростовской области

 «Неклиновская  школа-интернат с первоначальной лётной             подготовкой  имени 4-й Краснознамённой Воздушной Армии».

   Творческая работа

«Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении».

                                                                   Исполнитель: Рычков  А. П.

                                                                                  воспитатель высшей квалификационной    

                                                                                  категории

г. Таганрог – 2016

    Оглавление:

Введение

 3-6

Глава  I.  Проблема школьной отметки и возможности портфолио по

                 ее «объективизации»

 7-18

          1.1. Проблема оценки достижений в школе и за ее пределами, альтернативные средства оценивания.

 7-10

          1.2. Технология "портфолио" как альтернативная форма        оценивания, отвечающая  требованиям стратегии образования. Основные типы портфолио.

11-18

Глава II. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении в практике работы школы.

19-26

           2.1. Целесообразность создания портфолио учащегося

                  (профильной) школы.

19-20

           2.2. Организация текущей работы  и  подходы к проведению

                  мониторинга введения портфолио учащихся в рамках                                                                                                         профильного  обучения.

21-23

           2.3. Развитие учебно-познавательного опыта  обучающихся.

24-26

Заключение

27-29

Список литературы

30

Введение.

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе – системе безотметочного оценивания.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

    В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио школьника", или "папка личных достижений" призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

    Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Видимо, этот процесс становления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

Современные образовательные инновации, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляют ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях т.д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стало все чаще встречающееся в российских школах портфолио. Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетенций.

Создание  системы мониторинга достижений школьников является актуальной задачей, документирующей все результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя. Инструментом решения этой задачи является "портфолио".

Портфолио может быть использовано вузом при отборе абитуриентов, т.к. наиболее полно заполняет те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре или учете результатов ЕГЭ. Портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании, либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга.

Портфолио, представляющее результаты олимпиад, результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении реализовать эти способности, о его самоорганизации и коммуникативных навыках. Портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда (что с успехом осуществляется в ряде вузов), поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.

Цели и задачи использования портфолио

в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Профилизация обучения на старшей ступени школьного образования является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью. Система профильного обучения создаёт условия для дифференциации и индивидуализации процесса обучения, вплоть до создания индивидуальных учебных планов и, следовательно, для все возрастающей самостоятельности ученика. Это делает возможным реализацию в отечественном обучении наиболее актуальных современных образовательных тенденций:

- центрацию на ученике, который в полной мере становится субъектом образовательного процесса;

- практическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда;

- непрерывный, продолженный характер обучения и т.д.

В целом основные ориентиры современного образования отражают центральную идею: "Возьми в свои руки контроль над собственным обучением". При этом существенной проблемой является несоответствие новых образовательных ценностей и методов обучения традиционным формам внешнего (по отношению к ученику, а зачастую и школе) контроля и оценивания результатов обучения. В ситуации предпрофильной подготовки и профильного обучения это противоречие становится ещё более существенным. При этом на первый план выступают следующие аспекты:

- необходимость совершать ответственный выбор профиля, планировать собственную образовательную траекторию требует от учащегося адекватной оценки собственных достижений и возможностей, что делает чрезвычайно актуальным самооценивание, обеспеченное соответствующими инструментами;

- самостоятельная образовательная активность ученика, соответствующая выбранному профильному направлению и реализуемая в учреждениях системы дополнительного образования, остаётся за рамками оценивания школьных учебных результатов;

- в ситуации организации предпрофильной подготовки и профильного обучения необходима новая форма фиксации и представления учебных достижений учащегося, полученных в широком образовательном пространстве, которая обеспечит коммуникацию различных учреждений сети;

- профильная образовательная траектория выстраивается в течение ряда лет обучения, начиная со среднего звена основной школы, и может быть отражена только при длительном мониторинге индивидуального процесса обучения;

- предоставленные ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких компетенций, как самостоятельное целеполагание, рефлексия, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционном способе оценки учебных результатов.

Указанные выше противоречия и дефициты делают насущной задачу обеспечения профильного обучения педагогической технологией, позволяющей оценить его результаты во всей полноте и соответствующей новым задачам, поставленным профильным обучением, и способам их реализации.

Таким образом, в настоящее время, в ситуации внедрения и распространения профильного обучения в отечественной школе, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений, опробованный в образовательных учреждениях различного типа в условиях, определяющихся региональной и местной спецификой.

Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определённый отрезок времени. В современной практике в портфолио включены также разделы, посвящённые оценке учащимся достигнутых им результатов, планированию будущих этапов обучению в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Кроме того, портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной деятельности. Он отвечает целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах.

- оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Следовательно, портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру предпрофильной подготовки и профильного обучения. Кроме того, портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой профильного обучения:

- поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования школьников;

- повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции.

  Диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования -  от начальной до высшей школы.

  Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий (электронное портфолио) и ориентированных на новые образовательные цели (паспорт компетенций/квалификаций).

  При всём разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить определенную типологию. Показательной является типология, позволяющая увидеть динамику его развития от школы к вузу и далее к рынку труда. (Рис.1).

Рис. 1. Сферы функционирования различных типов портфолио.

Таким образом, применительно к задачам профильного обучения можно сделать вывод о том, что портфолио служит основанием для совершения выбора нужного профиля, показателем ориентированности ученика на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования и выбору профессии. Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на различных ступенях деятельности.

             Утверждается, что школа 21 века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившие все сферы жизни, и, прежде всего - мир труда, экономические и социальные условия.

Глава  I.  Проблема школьной отметки и возможности портфолио по ее "объективации".

1.1. Проблема оценки достижений в школе и за ее пределами,

         альтернативные средства оценивания.

          Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания российского образования. Легко войдя в школьную практику и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами педагогического и родительского давления на учащихся.

              Как отмечает Ксензова Г.Ю., недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине XIX в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребенка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л. Н. Толстой, который в своих трудах сформулировал несколько основополагающих принципов, реализованных в Яснополянской школе. "Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно", "чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях".

              В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросом усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника. В России и некоторых странах Европы были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками.

             Одним из новаторов, увязывавших решение оценочной проблемы с перестройкой обучения в целом, был С. Т. Шацкий. В своих школах он вёл поиски разнообразных форм текущего и годичного контроля. Выступая против отметок и экзаменов, С. Т. Шацкий обращал внимание на то, что учет и оценка должны составлять основу успешности обучения. Он так определял основные требования к оценке: "Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам". Следует учитывать, что дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.

              Проблема оценки детских достижений в школе и за ее пределами привлекла пристальное внимание общественности в конце ХХ века. Общий взгляд на оценочную реформу отражен в большом объеме разнообразной профессиональной литературы по различным оценочным методам в различных странах, которые ищут альтернативные средства оценивания.

              Проблема оценки актуальна и сейчас. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и др. Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки - балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные, качества учеников, которые в принципе не могут быть выражены числами, так как не могут быть измерены этим количественным способом. Да и знания ученика оценивать во всех случаях одной и той же отметкой непедагогично, потому что несправедливо и необъективно.

              В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Можно выделить две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки:

а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения;

б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно на основе формирования ключевых компетенций).

              На страницах прессы и в научных и педагогических коллективах активно обсуждается возможность замены отметок другими формами оценки. В начальной школе таким подходом является "безотметочное оценивание", а в старшей школе в дополнение к существующей традиционной отметке - разработка и внедрение портфолио школьника, или папки личных достижений.

               В педагогике оценка по отношению к деятельности ребенка действует постоянно. Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок по пятибалльной системе (и более широким шкалам) до показателей и коэффициентов по тестам. Оценка имеет свои четкие и определенные функции. Она средство социального утверждения ребенка и семьи, показатель продвижений ученика и его успехов в учёбе. Оценка знаний учащихся важна и необходима, она стимулирует их познавательную активность, формирует самооценку, определяет будущее направление образования и т.д.

                В свете модернизации российского образования, нельзя не обратить внимания на те проблемы, которые связаны с оценкой деятельности учащихся, особенно в тех случаях, когда оценка не стимулирует, а наоборот тормозит процесс развития ребёнка. Никакой метод измерения не может обеспечить абсолютной его точности, всегда возникает ошибка.

                           Анализ показывает, что существуют многочисленные источники ошибок: и недостаточная компетенция оценивающих, и их субъективные установки, и неполная информация о работе оцениваемых, и несовершенство используемых методов, и многое другое. Выделено несколько типов наиболее распространенных ошибок.

              С неполным использованием оценочной шкалы связаны три типа ошибок: строгость, мягкость, центризм.

                 1. Строгость в оценке проявляется в тенденции выставлять каждому ученику отметку ниже, чем он заслуживает, или чем его оценили бы другие преподаватели. Причины возникновения ошибок этого типа могут заключаться в завышенных требованиях или стремлении мотивировать учащегося работать на пределе его возможностей. Кроме этого у учителя может возникать боязнь ответственности, что учащийся в другом месте, у другого учителя может показать гораздо более низкие результаты. Установка преподавателя в данном случае осуществляется в основном на отрицательную оценку и может быть представлена в нескольких формах: более мягкая из форм, заключается в умолчании о позитивных, и подчеркивание негативных моментов деятельности ученика, а более жесткая форма – активное отрицательное отношение к любым результатам работы учащегося. При этом, как ни странно, учитель часто имеет положительное мнение об ученике, но считает, что, продемонстрировав это мнение, допустит опрометчивость, создаст условия для зазнайства или снижения качества деятельности.

              Негативные последствия строгости оценивания состоят в сужении диапазона оценки, так как используется только часть оценочной шкалы с низкими баллами; при этом происходит искажение реальной картины и отвлечение от аспектов деятельности, требующих действительного улучшения. Кроме того, повышенная строгость, как правило, вызывает неприятие оценки оцениваемым, может привести к пересмотру мотивов деятельности и неудовлетворенности трудом, порядками в школе и, наконец, самим педагогом.

                   2. Мягкость в оценке заключается в тенденции выставлять оценку выше, чем заслуживает ученик. Это может быть вызвано рядом причин: стремлением к сохранению хороших отношений с учащимся; чувством неуверенности в своем профессионализме; желанием представить положение дел в школе как благополучное; благосклонным отношением к людям, похожим на учителя; нелюбовью к сообщению плохих новостей, особенно данному ученику. Сильная сторона при таком подходе заключается в установке на положительную оценку вклада ученика, что позволяет формировать у него уверенность в своих силах и возможностях. Слабые стороны заключаются в том, что она не может служить основой для пересмотра приемов работы, определения стратегий корректировки и развития в обучении и т.п. При мягкости, как и при строгости, сужается диапазон оценки, но уже за счет использования только высоких баллов.

                3. Усреднение оценки (центризм). Сущность этой ошибки, рассматривается, как тенденция выставлять каждому ученику оценку в середине диапазона используемой шкалы, усредненную, избегая крайних значений. Это, может быть связано с нежеланием обидеть учащегося; с желанием казаться великодушным по отношению к нему и другим ученикам; с недостатком информации о деятельности учащегося и как следствие ориентацией, поэтому на «безопасный» средний балл. Причиной могут быть и нечеткие критерии оценки, незнание особенностей учащихся. В этом случае выставление усредненной оценки служит способ избегания сомнений. При таком подходе оценочная шкала вообще не работает, поэтому отсутствует возможность выявить как наиболее эффективно работающих, так и тех, кому необходимо улучшение деятельности.

            Кроме этих трех типичных ошибок есть еще целый ряд часто встречающихся в школе:

          4. Эффект "ореола". Сущность этой ошибки заключается в оценивании учащихся на одинаковом уровне по всем предметам (отличник или двоечник по одному-двум предметам, оценен бывает также на "отлично" или на "два" и по другим предметам). Как правило, это связано с тем, что учащийся имеет ярко выраженные приятные или неприятные личностные или деловые качества, «заслоняющие» характеристики его деятельности. Так отмечено, что люди общительные получают более высокие оценки, чем заслуживают с реальным вкладом. Отрицательным последствием являются ошибки в выявлении сильных и слабых сторон деятельности учащегося и как следствие не использовании их в дальнейшем обучении.

              5. Эффект "свежести". Оценка в этом случае ставится на основе недавних событий,  например, учащийся блестяще подготовил и представил сообщение по предмету, учитель под впечатлением от этой работы, дает такую же оценку и последующим его ответам, а не на основе результатов за весь оцениваемый период. Эта ошибка возникает из-за того, что при восприятии людьми друг друга наиболее значимой по отношению к знакомому человеку оказывается последняя, более новая информация. Негативным последствием этого эффекта служит невозможность выявлять тенденции в деятельности учащегося за весь период с момента последней оценки.

                 6. Эффект "контраста". Сущность данной ошибки заключается в том, что происходит влияние на оценку теми, кто был оценен перед оцениваемым в данный момент учеником, то есть применяется так называемый гибкий стандарт. Появляется из-за сравнения качеств оцениваемого не со стандартом, а с ранее оцениваемым учащимся. В результате при оценивании используется «гибкий» стандарт, поэтому занижается оценка ученику, который оценивается после оцененного высоко учащегося.

               7. Атрибуция – это использование в качестве результатов деятельности характеристик личности, как положительных, так и отрицательных. Наша оценка субъективна, и кто-то приятен нам, а кто-то нет. Причинами возникновения ошибки атрибуции служит, с одной стороны, придание чрезмерного значения личностным характеристикам, приписываемым ученику учителем, с другой – отсутствие необходимой для объективной оценки информации о деятельности ученика.

Здесь перечислены основные, но не все существующие ошибки оценивания результатов деятельности школьников. Все это объясняет насущную необходимость изменения самого подхода к оцениванию учебной деятельности ребенка, а это предполагает принципиальное изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучения учащихся самоорганизации своей деятельности, что, в свою очередь, порождает требования дополнить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.

                  Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по его результатам, по приложенным школьником усилиям, по материализованным продуктам его учебно-познавательной деятельности.

1.2. Технология "портфолио" как альтернативная форма оценивания,

отвечающая  требованиям стратегии образования. Основные типы  портфолио.

              Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

        Метод технологии «портфолио» относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания».  

              Портфолио позволяет детям участвовать в оценке их собственной работы и обеспечивает базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы, полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.

                В самом общем виде портфолио – это целенаправленное собрание работ, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Это собрание должно включать следующее:

  • участие самих учащихся в разработке портфолио;
  • критерии отбора документации;
  • критерии оценки достоинств.

             Учителю необходимо представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т.д.

              Для нас особенно важным является четко сформулированная рядом авторов позиция относительно того, что портфолио может быть формой аутентичного оценивания, но и не быть ею. Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если оно включает в себя демонстрацию выполнения аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий.

              Перед школой возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

  • ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;
  • поддерживать учебные цели;
  • фиксировать изменения и рост за определенный период времени;
  • поощрять результаты учащихся, преподавателей, воспитателей и родителей;
  • обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году;
  • стать фактором роста мотивации.

            Педагоги могут использовать портфолио для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса включая:

  • поощрение самообучения;
  • расширение возможностей обучения;
  • расширить изучение процесса обучения;
  • демонстрация развития по отношению к выявленным результатам;
  • создание общего подхода для инструкций и оценки;
  • обеспечение подхода, при котором учащиеся могут оценивать свое обучение;
  • возможность одинаковой поддержки развития учащихся.

               К настоящему времени в педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. Как показал проведенный анализ, в их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

1. Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность и толерантное отношение к ситуации неопределенности. Учащиеся станут выпускниками школы лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей».

2. В соответствии с целевыми установками вторым необходимым принципом для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология "портфолио" способствует реализации данных целевых установок, создаёт основы для высококачественной деятельности в любой из сфер, развивает устойчивые черты мышления и трудовой деятельности.

3. Проектная деятельность, как обязательный принцип портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования; от обучаемых требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

               Рассмотрим типы портфолио, наиболее часто цитируемые в  педагогической литературе:

1) Портфолио документации. Этот тип известен также как "рабочий" портфолио. Этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях.

2) Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио включают подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладению основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса неизбежно позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, фиксирующих эти результаты.

3) Портфолио показательное. Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Оно должен включать лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Только законченная работа должна быть включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включающим фотографии, видеозаписи, и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательное портфолио должно также включить письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы. Хотя подходы к формированию и использованию портфолио могут варьироваться, существуют основные характеристики, в соответствии с которыми  все показательные портфолио:

  • ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которых учащиеся, как ожидается, достигнут;
  • сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так и на приобретении ими ключевых знаний, навыков, и отношений;
  • содержат образцы работ, выполненных в течение всего периода обучения в большей степени в одиночные временные промежутки;
  • содержат работы, представляющие использование различных методов и приемов.

        4) Оценочное портфолио   характеризуется следующими качествами:

 

  • непрерывный и продолжающийся процесс;
  • многомерный, то есть, отражающий широкий аспект возможностей изучения процесса обучения;
  • обеспечивающий возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мышления, делать самоанализ, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений.

          Виды образовательных портфолио разнообразны, педагоги и учащиеся вправе выбрать тот вид, который помогает организовать деятельность обучающихся. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант портфеля образовательных достижений обучающихся - это смешанный вид, в котором представлены его результаты обучения, активной социальной жизни и моменты самооценивания собственных результатов.

                 Примерная структура портфолио документации.

                         Рассмотрим примерную структуру портфолио документации, которое используется в профильном обучении.  В данном случае учащиеся старшей средней школы должны разработать портфолио, включающее четырнадцать основных направлений:

  1. План действий после окончания школы. Учащиеся проводят рефлексию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий и др. В конечном итоге они должны определить, зачем им нужен диплом об образовании. Фактическими документами, включенными в портфолио, могут стать результаты экзаменов, интервью, рекомендательные письма и другие индикаторы достижений обучаемых.
  2. Автобиография. Служит еще одной возможностью осуществить рефлексию своей жизни и определить планы на будущее. Предлагается проект на выбор учащегося, например, история семьи, особые взаимоотношения между людьми, ценности или верования в средствах массовой информации и др.
  3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе, стажировки, практики. Начиная с 7 класса – это часть учебной деятельности учащихся, которые разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно с выполнением проекта, демонстрирующего, чему они научились из предшествующего опыта. Проекты включают в себя эссе, видеоматериалы, образцы работ, письма поддержки и другие демонстрационные примеры их достижений.
  4. Этические и социальные вопросы. Учащиеся должны продемонстрировать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и использовать доказательства, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем разнообразными способами – через проведение дебатов, написание редакторского обращения (колонки), обсуждения важных вопросов, поднимаемых в романе или фильме или через создание какого-либо другого проекта.
  5. Искусство и эстетика. Оцениваются творческое выражение и творческое восприятие. Учащиеся создают «спонтанное» представление или выставку по какому-либо направлению искусства, должны продемонстрировать знания и понимание эстетической области через изучение или критику художественной работы, личности артиста или художника, или области артистического выражения.
  6. Средства массовой информации. Учащиеся должны продемонстрировать понимание содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды деятельности – написание эссе, презентацию газеты, телепередачи и др.
  7. Практические навыки. Учащиеся должны продемонстрировать трудовые навыки в ряде областей – заботы о здоровье, медицинской помощи, занятости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользовании компьютерами и новыми технологиями (например, через выполнение практических заданий на компьютере и др.).
  8. География. Используется разработанный учителями тест и деятельностное оценивание, разработанное учащимися для оценивания знаний географии и умений использовать карты, глобус и другие средства.
  9. Иностранный язык или билингвальная подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать компетентность работы на иностранном языке (говорящий, слушающий, читающий, пишущий). Кроме того, должны описать собственный опыт билингвального общения и уметь обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования языков.
  10. Наука и технологии. Учащиеся должны продемонстрировать знания: предоставить отчет об изученном в курсе средней школы, сдать разработанный преподавателями школы или стандартный региональный тест на оценивание приобретенных компетентностей; продемонстрировать применение научных методов при выполнении заданий (проведение и описание эксперимента); продемонстрировать понимание, каким образом достижения науки используются в современном мире (провести исследование научного развития, включая анализ социальных затрат и прибылей, принять участие в дебатах и др.).
  11. Математика. Должны продемонстрировать базовые навыки, сдав региональный тест на проверку компетентностей, и тест, разработанный учителями школы. Кроме того, они должны продемонстрировать высокий уровень мыследеятельностных навыков через разработку проекта, используя математические знания для решения политических, гражданских, потребительских задач (например, опрос общественного мнения; копирование архитектурных чертежей и др.).
  12. Литература. Учащиеся должны приготовить список изученных литературных текстов, из различных жанров, как основу для обсуждения с Комиссией по защите портфолио; а также разработать и представить эссе о литературных произведениях, в которых они демонстрируют коммуникативные и рефлексивные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли авторов.
  13. История. В дополнение к сдаче регионального теста на оценивание компетентностей, и теста школы, учащиеся должны приготовить обзор областей истории, которые они изучали в средней школе и временную шкалу важнейших исторических событий и личностей. Должны провести историческое исследование с привлечением основных и дополнительных источников и составлением библиографии. Должны продемонстрировать «умственные привычки» через установление связей между событиями прошлого и будущего, оценивание исторических фактов и др. через участие в дискуссиях.
  14. Физическая подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать и/или документально подтвердить свое участие в спортивных командах, индивидуальные достижения в спорте в течение последних лет. Целью оценивания данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственности, принадлежности к спортивному сообществу.

             Решения о том, какие пункты следует включать в портфолио должны основываться на целях портфолио. Без цели, портфолио - только папка с работой учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, иметь возможность обсудить ее. Портфолио могут быть использованы для мотивации учащихся, осуществления обучения через рефлексию и самооценку, и использоваться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.

           Процедура разработки портфолио может состоять из трех основных стадий:

Первая стадия. Организация и планирование - эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны учащихся, преподавателей и воспитателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, учащиеся могут полностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. Ключевые вопросы должны включить:

  • Как я выбираю время, материалы, и т.д., восприятие того, что я узнаю в этом классе?
  • Как я организовываю и представляю мои результаты, материалы, и т.д., что у меня собрано?
  • Как портфолио будет поддерживаться и храниться?

Вторая стадия. Собирание - этот процесс представляет собой подбор значимых материалов, отражающих образовательный опыт учащихся и цели сбора материалов. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к содержанию портфолио, основанного на намерениях и целях, специально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать специфический предмет и процесс обучения, или специальные проекты, темы. Все отобранные материалы должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания.

Третья стадия. Осмысливание - везде, где возможно, должно быть свидетельство мыслительных реакций учащихся, понимания развития ключевых знаний и навыков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов, и других форм размышлений, проявляющихся после опытов, обдумывания процессов, в которых были задействованы учащиеся, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течение всего периода времени.  Помимо размышлений учащихся, портфолио также должно содержать и материалы, основанные на мнениях учителей, воспитателей и родителей.

          Варианты использования портфолио в профильном обучении. 

  1. Сочетание групповой междисциплинарной проектной работы и разработки индивидуального портфолио. В этом случае учитываются данные и образцы работ учащихся; индивидуальные эссе, включающие самооценку своей деятельности по разработке портфолио; заключение о достижениях, представляющее собой набор эссе, в которых учащиеся демонстрируют, какие знания и навыки они получили в процессе подготовки портфолио; комплексное оценивание: самооценка, оценка ровесников и учителей, выставление отметок.

2) Оформление паспорта или сертификаты карьеры. Данный паспорт в упорядоченной форме показывает, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки учащиеся приобрели в процессе обучения, трудовой практики и внепрофессиональной деятельности. Особое внимание уделяется оцениванию ключевых компетентностей.

Как правило, в паспорт включены следующие документы:

- письмо-обращение к потенциальному работодателю, составленное выпускником, в котором содержится самостоятельно разработанное резюме;

- письмо, подписанное руководителем отдела образования о подтверждении верности и полноты информации, включенной в паспорт;

- анкета выпускника, в которой содержатся сведения об этапах его образования, трудовой деятельности, общественной работы, полученных дипломах, сертификатах, наградах и поощрениях, дальнейших перспективах на обучение, а также другая информация, позволяющая работодателю получить более полную информацию о претенденте на рабочее место;

- результаты рабочих ключей тестирования академических знаний, полученных выпускником за период обучения;

- сертификат об окончании средней школы, сертификат профессиональной компетентности;

- любая дополнительная информация, способствующая выгодному представлению претендента на рабочее место в глазах работодателя, например, всевозможные дипломы, благодарности, грамоты, дополнительные сертификаты, рекомендательные письма и т.д.

3) Введение индивидуальных планов деятельности обучаемых и персональных портфолио, в соответствии с которыми все учащиеся, начиная с 6-го класса, должны разрабатывать такие планы с помощью школьного психолога. Портфолио документирует последовательность выполняемых образовательных шагов и результаты обучения, и включает в себя индивидуальный план обучения, положения о профессиональном обучении, документы об экзаменах по профессиональному обучению, а также описание квалификаций и компетентностей, которыми учащийся овладел в течение процесса обучения.

               Основные подходы к оцениванию портфолио. В педагогике существует несколько подходов к оцениванию портфолио. Большая часть авторов соглашаются с тем, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио. Основными критериями оценивания считаются надежность, валидность и полезность портфолио.  Некоторая часть авторов считает, что необходимо использовать восемь критериев для оценки любого типа портфолио. К ним относят:

  • необычная презентация идеи;
  • выполнение работы свыше возраста или ступени обучения;
  • комплексная или усложненная презентация идеи;
  • глубинное понимание проблемы или идеи;
  • хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;
  • наличие элементов исследования идеи;
  • хорошая коммуникативная организация материала для презентации;
  • наличие высокой степени интереса и настойчивости.

Интересной является точка зрения ряда авторов, согласно которой комплексный процесс аутентичного оценивания должен включать в себя:

  • постоянное деятельностное оценивание в течение выполнения учащимися работы, предусматривающее обратную связь с целью совершенствования их деятельности (ориентация, инструктаж, выставки, наставничество, групповая работа, семинар, практика, посещения и др.);
  • суммарное (итоговое) оценивание портфолио учащегося в соответствии с многообразными установленными критериями (письменное оценивание; конференции и др.);
  • параллельное оценивание процесса и продуктов индивидуальной или групповой деятельности (классной работы, групповой работы, портфолио, автобиографий, альбомов по практике и др.);
  • сравнение оценивания с разных точек зрения (самооценка учащегося, оценивание сверстниками, учителями, воспитателями, руководителями практики и др.).

В случае сочетания групповой междисциплинарной проектной работы и разработки индивидуального портфолио критерии оценивания различаются. Так, групповая работа оценивается по следующим показателям:

  • количество пропусков и опозданий на занятия по проекту;
  • объем выполненной работы;
  • понимание общей работы группы;
  • умение работать с другими;
  • способность к концентрации;
  • коммуникативный рост.

Индивидуальное портфолио  оценивается на основе следующих критериев:

  • четкое и полное объяснение сути выполненного;
  • наличие конкретных примеров;
  • демонстрация обученности;
  • хорошая организация материала;
  • аккуратность;
  • умение пояснять взаимосвязи между конкретными предметами (дисциплинами).

                Мы используем портфолио, потому что мы верим, что это позволит вовлечь учащихся в процесс обучения. Для этого учащиеся должны почувствовать себя хозяевами в выборе работ. Размышление над собственными работами позволит им посмотреть на себя как на учащихся.

                    Портфолио используются и как формы инструктирования, и как формы оценки. Хотя не существует строгих предписаний к содержанию портфолио, есть сборник "Возможности Портфолио", где описываются приблизительные и желательные формы. Около 60 % учителей, воспитателей творчески используют материалы портфолио. Они находят, что данный вид оценки требует временных затрат, но позволяет оценить насколько продуктивно оно было использовано. Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемое «портфолио - процесса - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио». Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

              Таким образом, "культура использования портфолио" позволяет поддерживать диалоговое общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать.

Глава II. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении в практике работы школы.                                                                                                          

 2.1. Целесообразность создания портфолио учащегося  (профильной) школы.

         Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

           Оценивание как и все процессы имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико-корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:

-образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

-стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

-аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

-воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;

          Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

         Они очень важны при оценивании учеников.

        Портфолио в школе является перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, далее, профильного обучения. Введение портфолио может повысить образовательную активность воспитанников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитываться при комплектовании 10-х классов, а также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов.

        Необходимо продолжать работы с портфолио в 10-11 классах. Целесообразность создания портфолио учащегося лётной (профильной) школы обусловлена следующим:

- Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а также практиках, проектно-исследовательской деятельности и др.;

- Портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри школы, так и в региональной образовательной сети, особенно в учреждениях системы дополнительного образования;

- Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, что может служить важной информацией для вуза или иного работодателя;

- Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы, свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках;

- Портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу – одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования воспитанниками.

Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.

Возможный вариант использования портфолио выпускника

(профильного портфолио) вузами

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз. Портфолио ликвидирует тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

Портфолио свидетельствует о подготовке выпускника школы, полученной им в ходе профильного обучения, к специализации в данной профессиональной сфере.

Портфолио демонстрирует уровень возможностей и достижений выпускника, его образовательную активность, позволяет не пропустить талантливых абитуриентов.

Портфолио компенсирует эффект "случайного успеха" или провала в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.

Портфолио может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга. В этом случае конкретный вуз, группа вузов или вузовское сообщество в целом могут принять определённые нормы оценивания материалов, представленных в портфолио абитуриента. Этот вопрос требует дальнейшего обсуждения с участием представителей высшей школы. В любом случае оценить портфолио и определить формы его учёта предоставляется его получателям, т.е. институтам профессионального образования и субъектами рынка труда.

2.2. Организация текущей работы  и  подходы к проведению мониторинга     введения портфолио учащихся в рамках  профильного  обучения.

Для успешного введения портфолио необходимо, чтобы работа воспитанников с портфолио организовывалась и сопровождалась слаженно действующими командами воспитателей, педагогов, родителей, представителей общественности и поддерживалась обучающими программами и методическими пособиями.

В ходе совместной работы у воспитанников и их взрослых помощников устанавливаются совершенно особые отношения сотрудничества и партнёрства, которые сами по себе представляют несомненную педагогическую ценность. Эта поддержка и заинтересованное внимание педагогов позволяет ученику постепенно развивать самостоятельность и брать на себя контроль и ответственность как в работе с портфолио, так и в учебной ситуации в целом.

Необходимо отработать механизмы взаимодействия всех специалистов, отвечающих за работу с портфолио на школьном уровне на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, провести информационную работу на уровне школы со всеми участниками образовательного процесса.

  Целесообразно разработать Положение по введению и организации работы с портфолио в школе, его критериальной базы и способов внедрения портфолио, определить конкретное наполнение разделов портфолио.

  Определить преемственность в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения.

                    Организация текущей работы.

Непосредственным введением в школу портфолио в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения занимаются и координируют данный процесс

классные руководители и воспитатели. Задачи классного руководителя и воспитателя в предпрофильной подготовке и профильном обучении:

- Информировать учащихся и их родителей о целях и задачах предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-  Информировать учащихся и родителей о возможностях учебного заведения и сети по реализации профильного обучения;

-  Оказывать помощь в выборе направления (профиля), обучения;

-  Осуществлять контроль за ведением журнала;

- Оказывать помощь в консультировании и формировании индивидуальных образовательных планов;

-  Оказывать консультирование и помощь в формировании портфолио;

-  Поддержка социальных практик учащихся: проектных и исследовательских работ, производственных практик, участий в олимпиадах, конкурсах, летних школах.

-  Развивать у обучаемых умения учиться самостоятельно;

-  Предоставлять консультационную помощь обучаемым по их инициативе;

-  Формировать у обучаемых умения оценивать свою деятельность;

-  Осуществлять индивидуальный контроль за обучением;

-  Развивать у обучаемых навыки самоконтроля;

- Использовать различные индивидуальные способы руководства познавательной деятельностью обучаемых;

-  Участвовать в разработке индивидуального содержания обучения;

- Помогать выбирать учащимся методы, средства, организационные условия обучения;

Цель воспитательной системы: создать условия для развития личностно-социального опыта ребенка.

Стремясь к достижению этой цели, воспитатели ежегодно стараются решать такие задачи:

1)Формирование в школе благоприятной среды, содействующей  самовыражению личности учащихся и воспитателей.

2)Использование  личностно-ориентированных технологий, приёмов и методов обучения и воспитания учащихся.

3)Развитие творческого потенциала личности через организацию дополнительного образования в школе и внеурочную деятельность.

4)Создание системы мониторинга изменений в развитии личности и школьного коллектива.

5)Создание  системы социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка  в процессе развития и раскрытия  его особенностей.

Одной из важнейших задач организации работы по введению и использованию портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников является подготовка и проведение мониторинга.

Подходы к проведению мониторинга введения портфолио учащихся

в рамках  профильного  обучения.

        Задача мониторинга – выявление педагогической эффективности и социальных последствий введения портфолио (папки индивидуальных достижений) в профильное обучение. Для оценки эффективности необходимо соотнести реально достигнутые результаты введения портфолио в предпрофильной подготовке с планируемыми результатами и приложенными усилиями, определяемыми через затратные показатели (временные, трудовые, материальные, финансовые).

        Мониторинг введения портфолио (папки индивидуальных достижений) в рамках предпрофильной подготовки является важной составляющей частью мониторинга в рамках профильного обучения, полученная информация необходима для своевременной корректировки хода эксперимента и принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях. В рамках проводимого эксперимента для получения такой информации необходимо систематическое слежение – мониторинг за созданием различных моделей портфолио, отработкой критериальной основы разделов портфолио, конвертируемости результатов портфолио на уровне ФГОС.

        Осуществление мониторинга работы с портфолио (папкой индивидуальных достижений) должно опираться на следующие положения:

- открытость и доступность информации о состоянии индивидуальных достижений учащихся;

- использование инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных;

- централизованная разработка инструментария мониторинга;

- полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления системой образования;

- используемые нормы и показатели должны быть социально и личностно значимые;

- слежение за достижениями учащимися; выявление тенденций развития;

- оценка индивидуальных достижений осуществляется на разных уровнях: индивидуальном, школьном, региональном, федеральном.

Очевидно, мониторинг на промежуточных этапах должен и может решать вопросы методической поддержки учителей, воспитателей, использующих различные портфолио.

На промежуточных этапах обучения разработка инструментария, сбор и обобщение информации о портфолио может проводиться на уровне школы или на уровне региона. В этих условиях может быть использован контроль с учетом особенностей разных регионов и по классам с разными профилями.

При проверке содержания портфолио на уровне школы школа сама анализирует полученные результаты. При этом регион может получать от школы интересующую его информацию.

Разработка инструментария для проведения мониторинга на разных этапах процесса обучения. Для получения информации необходимой органам образования для принятия обоснованных решений мониторинг на итоговых этапах обучения должен осуществляться по единому инструментарию, разработанному на уровне региона. Итоговыми этапами можно считать начало и окончание обучения в 10-11 классах.

Инструментарий мониторинга на промежуточных этапах обучения должен максимально учитывать особенности региона и дальнейшего выбора профиля учащимися.

Для достижения целей мониторинга необходимо:

- определить состав инструментария для проведения мониторинга  портфолио;

- разработать систему универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки портфолио и позволяющих выявить динамику  изменения и особенности с учетом избираемого профиля;

- разработать единый план проведения мониторинга портфолио на определенный период, необходимый для проявления тенденций  изменения;

-   разработать технологию организации и проведения мониторинга.

Для обеспечения эффективного введения портфолио выпускника наиболее актуальными являются следующие направления работы:

А) Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания;

Б) Разработка единых для различных образовательных учреждений ФГОС или всего региона требований к организации проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности учащихся и критериев их оценивания;

В) Систематизация проводящихся в регионе конкурсов и конференций, определение статуса отдельных мероприятий (районного, городского, регионального и т.д.);

Г) Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования, довузовской подготовки, профессионального образования и культуры.

            2.3. Развитие учебно-познавательного опыта обучающихся.

Сбор документов и материалов для портфолио, то есть папки личных достижений, является весьма ответственным делом, к которому следует отнестись творчески. Учителя и воспитатели стремятся развивать интеллект, способность к учению и субъектность обучающихся, чтобы инициировать их к полноценному развитию, и у обучающихся должен сформироваться опыт, необходимый не только для получения желаемой оценки в дневнике или журнале, но и для познания окружающей действительности как в школе, так и вне её, но уже с позиции научных оснований – учебной теории и практики. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что учебная деятельность должна стать для обучающегося не только познавательной, но и тем процессом, где он приобретает опыт практической реализации полученных знаний. Идеи Ж.Ж. Руссо о свободе в воспитании, о необходимости активизации познавательной деятельности детей, их умственного развития и сейчас актуальны.

Наиболее перспективным направлением в школьном образовании является «личностно-ориентированное» обучение. Смысл данной образовательной парадигмы состоит в ориентации на личный, личностный, субъектный опыт обучающегося, оказывающихся исходной точкой отсчёта для построения обучающих и воспитательных воздействий.

           В программе развития ГБОУ РО «НШИ с ПЛП» на 2012-2016 годы «Проектирование развивающей образовательной среды в условиях старшей профильной школы как фактор обогащения ментального опыта учащихся» сформулирована (обозначена) проблема: Недостаточная сформированность системы интеллектуального воспитания старшеклассников профильного обучения в условиях реформирования школьной образовательной среды. Цель программы: Развитие конкурентных преимуществ школы как образовательной организации для обеспечения качественного общего (полного) и предпрофильного образования в российском образовательном пространстве. Одними из главных задач ставятся:

1). Оптимизация модели предпрофильного и профильного обучения по направлению первоначальной военной и специальной подготовки.

2). Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы с учётом новых тенденций в образовании в условиях предпрофильного и профильного обучения.

           Важнейшим целевым показателем Программы признаётся оптимизация системы первоначальной военной и специальной подготовки учащихся, что подтверждается результатами мониторинга востребованности и качества обучения в профильных классах, участием обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и проектных конкурсах, поступлением выпускников в ВУЗы и ССУЗы по специальностям подготовки.

           Изучаемые в школе дисциплины: аэродинамика, конструкция самолёта и двигателя, авиационное и радиоэлектронное оборудование, парашютная подготовка, применяемые технологии позволяют обеспечивать повышение качества предпрофильного и профильного образования. Для успешного овладения программой профильных дисциплин в школе действует парашютно-десантный городок, работают хорошо оснащённые кабинеты специальных дисциплин. С 2010 учебного года для абитуриентов расширилась профильная подготовка по направлению обучения военных автомобилистов. Всего из 16 взводов 5 взводов осуществляют профильное обучение в системе МЧС, 4 взвода с первоначальной лётной подготовкой, 1 взвод с профильной подготовкой военных автомобилистов, 6 взводов с первоначальной инженерно-технической подготовкой.

             Детерминантой, основным вектором модернизации школьного образования является интеллектуальное воспитание каждого учащегося: обучение воспитанников рефлексии своего учебно-познавательного опыта, выравниванию их умственного развития с низкого до среднего и высокого уровня, формирования механизмов интеллектуальной деятельности (метакогнитивного опыта).

             Выбор направления развития школы на 2012-2016 годы обусловлен рядом взаимосвязанных социальных, культурных, экономических факторов, а также имеющимися традициями в школе и опытом инновационной деятельности.

             За счёт нововведений школа планирует обеспечить полноценное интеллектуальное воспитание учащихся и повысить качество обучения по всем образовательным программам. Предполагается, что данная система работы приведёт к привлечению в школу одарённых, мотивированных к обучению детей и повысит эффективность и результативность учебного труда школьников, уже обучающихся в учреждении.

              Деятельность педагогического коллектива школы, направленная на реализацию Программы развития позволит перейти на независимые, открытые механизмы оценки результатов деятельности обучающихся и педагогов; повысит востребованность содержания образования, его практическую значимость и будет содействовать повышению уровня образованности выпускников, профессиональной компетентности учителей и воспитателей.

               Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ  Д. Медведевым 4.02.2010 г., модернизация образовательного процесса в школе коснётся всех сторон: содержания образовательных программ, школьной инфраструктуры, требований к учительскому корпусу и многое другое. Ключевыми механизмами при переходе на новую систему деятельности в школе станут проектные методы работы и инновационные технологии. Структура управления качеством образования в ГБОУ РО «НШИ с ПЛП» станет открытой для каждого участника образовательного процесса: учащимся, родителям, воспитателям и педагогам, а включение педагога в инновационную деятельность по педагогическому  проектированию будет носить характер свободного и осознанного выбора.

              С точки зрения структурно-динамического подхода структура интеллекта не является инвариантом когнитивной системы человека, а отражает историю индивидуального интеллектуального развития, то есть переход от уровня к уровню и их обогащение.

                              Формирование личности происходит как под влиянием внешних средовых факторов, так и в зависимости от субъективного опыта и задатков человека. Однако эти задатки понимаются не как готовая когнитивная структура, определяющая успешность выполнения интеллектуальной деятельности, а как индивидуально-личностный потенциал субъекта. Введение этого понятия представляет собой необходимое следствие представления о когнитивной системе как организованной на основе прижизненно сформированных структур, «ментального опыта», если воспользоваться выражением М.А. Холодной. Умён не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Иначе говоря, сформулированы механизмы преодоления себя.

                 Стремление учителей, воспитателей развивать интеллект, способность к учению (обучаемость) и субъектность обучающихся, чтобы инициировать их к полноценному развитию, не случаен. Цель – сформировать у обучающихся опыт, необходимый не только для получения желаемой оценки в дневнике или журнале, но и для познания окружающей действительности как в школе, так и вне её, но уже с позиции научных оснований – учебной теории и практики.

                 Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе ещё не говорит о том, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. Учебная деятельность понимается как совместная деятельность, в которой один из её участников (обучающийся) приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого, то есть осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения. Показатели обучаемости – это уровень обобщённости знаний, широта применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учёбе. Огромное значение в интеллектуальном развитии имеют возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных проблемных ситуациях.

                 

          Заключение.

                  Анализ литературы, посвященный применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества. Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», то есть когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение методов портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теорико -методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

                 Сегодня существует несколько различных определений портфолио учащихся:

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.

2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых воспитателем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

              Ученическое портфолио сегодня является широко распространенным явлением. Школьники в портфолио прежде всего увидели как требование современности, так и возможность показать свои достижения, свои способности.

              Однобокое понимание назначения портфолио со стороны школьников приводит к искажению сути портфолио, появлению ошибок при введении его в школьную практику. Среди типичных ошибок рабочая группа Министерства Образования по разработке технологии портфолио выделяет такие, как

•  Формализация и соревнование при сборе папки достижений (чем больше документов, тем лучше);

•  Сбор только официальных документов: различных сертификатов, грамот и удостоверений;

•  Оформление папки достижений в виде таблиц, где перечисляется сухая статистика;

•  Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией (что называется, один раз сделал, и это навсегда).

          Но назначение ученического портфолио гораздо шире, оно призвано:

•  «поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

•  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

•  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

•  содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

•  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации».

            Как грамотно организовать деятельность по созданию и наполнению ученического портфолио, учитывая все указанные выше направления? Кто должен быть организатором этой деятельности: ученик или воспитатель?

В работе над портфолио многие исследователи считают одним из самых важных моментов взаимодействие между воспитателем и учеником.

В одной из статей, где рассказывается об опыте работы с технологией «Портфолио», это взаимодействие раскрывается так:

«Воспитатель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Долг родителей контролировать заполнение «Книжки достижений», помогать своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, координировать свои действия с воспитателем, чтобы школьник правильно выбрал тот или иной профиль дальнейшего обучения. Ученик сам решает, когда начать накопление достижений, но желательно, чтобы он регулярно советовался и с воспитателем, и со своими родителями». Но если следовать этому совету, то получается участие ради участия, ради накопления достижений.

           Довольно часто инициатива по заполнению ученического портфолио идет от воспитателя. Воспитатель предлагает школьнику участие в олимпиадах, причем предлагает не всем подряд, а тем, кто заведомо успешен, воспитатель предлагает заниматься исследовательской деятельностью опять же не всем подряд ученикам, а только отдельным личностям. При таком подходе тоже невозможно через портфолио увидеть личностный рост школьника.

Ученическое портфолио должно отражать прогресс образовательного движения школьника не только через грамоты, но и через конкретные образовательные продукты самостоятельной учебно-познавательной деятельности. И в портфолио гораздо важнее не внешняя оценка результатов обучения школьника, а его внутренняя самооценка, собственный анализ деятельности, возможность сопоставления личных образовательных результатов.

                Многие школьники сегодня занимают активную образовательную позицию, принимая участие в различных мероприятиях, где есть возможность проявить себя, свой интеллект, свои таланты.

                Наличие в папке достижений деловых бумаг, характеризующих школьника (автобиография, резюме, рекомендательные письма и т.д.) позволяют составить общее представлении о личности владельца портфолио. Уровень грамотности и качество составленных бумаг тоже даст определенную характеристику ребенку. Грамоты и другие официальные бумаги покажут активность школьника в своем образовательном движении, но все эти документы не отражают качество образовательного роста ученика.

                Зато творческие работы, пусть даже не слишком объемные, но выполняемые в системе, дают гораздо более полное представление о школьнике, который выбирает для дальнейшего обучения, например, гуманитарный профиль.

                Поэтому очень важно организовать со стороны школьника такую деятельность по наполнению своего портфолио, которая позволит ему ставить определенные цели в изучении выбранного профиля, накапливать результаты своей работы по достижению поставленной цели и подводить итоги своей работы, анализировать причины успешности и неудачи. Творческие работы станут результатом тщательно спланированной деятельности не только во внеурочной деятельности, но в первую очередь на самом уроке.

Задача воспитателя сопровождать школьника в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания учеником собственного образовательного продукта по изучаемой теме.

               Подобное понимание назначения ученического портфолио, организация взаимодействия воспитателя и ученика позволят в полной мере реализовывать современную инновационную технологию «Портфолио» через урок и внеурочную деятельность.

               Также предполагается  усиление интеграции внеклассной воспитательной и учебной деятельности. Воспитание неотрывно от обучения. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет вперед обучения, потому что вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего развития, роста и становления личности. Поэтому методика обучения детей – это методика их воспитания.

 

Список литературы: 

  1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире//Педагогика. - 2002. – № 7. - С. 88-95.
  2. Гольдберг Л.И. Программа развития ГБОУ РО  НШИ с ПЛП  на 2012-2016 г.г.

    «Проектирование развивающей образовательной среды в условиях старшей

    профильной школы как фактор обогащения ментального опыта учащихся»

    - 2011 – 72 с.

  1. Данилов, И.П. Обучение как фактор повышения конкурентоспособности//Качество. Инновации. Образование. – 2002. - № 1. - С. 17 - 20.
  2. Кибальченко  И.А. Теория и практика развития учебно-познавательного опыта обучающихся. – Таганрог, Издательство ТТИ  ЮФУ, 2008 – 192 с.
  3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 – 132 с.
  4. Новикова Т.Г., Прутченков АС. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся в рамках модернизации российского образования. М.: «Вестник образования» АПК и ПРО, 2003,
  5. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений – "Портфолио" - Профильная подготовка: начало эксперимента. Москва, Издательский дом «Альянс-пресс", 2004
  6. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. - Профильная школа", № 2, 2004
  7. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта). - Профильная школа, № 3, 2005
  8. Прутченков А.С. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г. Портфолио в российской школе. Народное образование, 2005, № 1.
  9. Федотова Е.Е. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио. - Методист, № 5, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся

Система работы школы по предпрофильной и профильной подготовки учащихся....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Материал представляет собой обобщение опыта работы по предпрофильной подготовкеобучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов....

Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.

Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...

Программа реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

Программа реализуется в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центр...