Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему
На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе программы развития "Я - гражданин России, малой своей Родины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 59.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс проектов развития образовательных учреждений Амурской области, реализующих инновационные программы
ПРОЕКТ
МОУ Снежногорская СОШ
п. Снежногорский
2010г
1. Название организации: муниципальное общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа.
2. Название проекта: «Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения».
3. Адрес юридический, фактический: 676224, Россия, Амурская область, Зейский район, п. Снежногорский, ул. Набережная, д. № 1.
4. Команда проекта:
Бахтина Ольга Валентиновна – директор школы, учитель химии-биологии (автор проекта).
Мартыненко Марина Владимировна – заместитель директора по учебно – воспитательной работе.
Белова Инна Леонидовна – руководитель школьного лесничества «Лесные Берендеи».
Щербакова Лидия Степановна – директор ГУ «Снежногорский лесхоз».
Борисов Игорь Владимирович - руководитель школьного лесничества со стороны лесхоза.
Галепо Анастасия Евгеньевна – учитель информатики и ИКТ.
Краткое описание проекта:
Создание модели предпрофильной подготовки, профильного обучения на базе школьного лесничества как интегративной системы дополнительного экологического образования в условиях современной школы.
5. Сроки:
Продолжительность проекта 1 год.
Начало проекта 01.01.2010.
Окончание проекта 31.12.2010.
6. Запрашиваемая сумма гранта: 200000 руб.
Настоящим я подтверждаю достоверность представленной мной информации.
Подпись руководителя организации: О.В. Бахтина
м.п.
Актуальность проекта
Школа в системе дополнительного образования – это система взаимосвязанных преемственных программ одного профиля, позволяющих учащимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Школа может, таким образом, решать комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной подготовки. Данное обстоятельство приводит к возможностям перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке.
Муниципальная общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа располагается в 105 км от районного центра г. Зея. В поселке Снежногорский насчитывается 200 дворов с населением 493 человека.
Характеристика социального статуса семей учащихся
Количество семей детей, обучающихся в образовательном учреждении 53 | |
Из них: | |
Полных | 40 |
Неполных | 13 |
Многодетных | 6 |
Имеющих детей под опекой | 3 |
Семей «группы риска» | 4 |
Детей-инвалидов | 2 |
Малообеспеченных | 12 |
Характеристика социума
Население поселка | Окружение школы |
1. Рабочие - 80% 2. Служащие – 20 % | ООО «Селяне»; Ч.П. Войков С.Я., РУПЧС, сельская администрация, СКК, МУП ЖКХ. ГУ Снежногорский лесхоз; ФАП, детский сад. |
Основной род занятий жителей нашего поселка связан с лесом: работа в Снежногорском лесхозе, Зейском лесоперевалочном комбинате, у частных предпринимателей по лесозаготовке на территории лесхоза. Дети с самого рождения имеют представления о лесе на деле, лесниками являются их родители, старшие братья и сестры. Такие профессии, как водитель лесовоза, инженер леса, инспектор по охране лесов, охотовед, сегодня пользуются спросом на рынке труда в нашем районе по данным службы занятости Зейского района. Нынешнее время требует возрождения села, а чтобы это случилось, нужны люди, которых надо обучить востребованным специальностям. Молодежь должна оставаться на селе, ее надо превратить в мощную квалифицированную силу. Если есть такая возможность, то ее надо реализовывать.
В рамках реализации программы развития МОУ Снежногорской СОШ «Школа как социокультурный центр» в период 2006-2009 годов в школьном пространстве было организовано дополнительное образование экологического направления. Основным структурным компонентом стало школьное лесничество «Лесные Берендеи». Прежде всего, школьное лесничество – это объединение школьников, увлеченных единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. На базе школьного лесничества сложилась интегративная система дополнительного экологического образования в школе, в которой численность детей составляет немногим более 50 человек. Снежногорский лесхоз стал не только социальным партнером, но и равноправным участником образовательного процесса школы. Работа ведется при наличии двустороннего договора, в котором приоритетным направлением является воспитание у учащихся бережного отношения к природе, углубление знаний детей в области лесного хозяйства и экологии, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сохранение природных функций леса. Большое количество грамот и призов районного, областного, российского уровня говорят только о большой целенаправленной работе школы и лесхоза. Наши школьники занимаются просветительской работой, направленной на пропаганду сохранения леса и его защите. Об этом говорят ежегодные заметки в районной газете «Зейский Вестник», школьной газете «Крепкий орешек». Работа в школьном лесничестве не заканчивается с окончанием учебного года, летом наших детей ждет питомник Снежногорского лесхоза, где имеются свои гряды саженцев сосны обыкновенной, с которыми проводится исследовательская работа: дети пишут рефераты, экспериментируют, составляют проекты.
Родители наших учеников, работники Снежногорского лесхоза, учителя и сами ученики, проанализировав ситуацию совместной работы школы и лесхоза, решили использовать созданную образовательную среду для разработки модели предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Современный этап социально-экономического развития государства привел к резкому и глубокому распаду лесных хозяйств, усилились экологические проблемы окружающей среды, поэтому сложность современного и особенно перспективного развития лесного хозяйства заключается в необходимости решения вопросов профессиональной подготовки, профильного обучения учащихся, развития творческих, исследовательских способностей, привития любви к лесному хозяйству. Работа школьного лесничества построена на программе развития «Я - гражданин России, малой своей Родины», которая была рассмотрена методическим советом Государственного учреждения дополнительного образования детей областного эколого – биологического Центра и отмечена как актуальная для дальнейшего совершенствования работы лесничества (выписка из решения методического совета областного эколого – биологического Центра от 01 марта 2010 года № 1). Распоряжением главы Зейского района от 28 апреля 2010 № 214-р на базе школы открыта районная экспериментальная площадка по апробации модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе программы развития «Я – гражданин России, малой своей Родины».
Анализ образовательных возможностей школы
Педагогический персонал школы обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалифицированным ресурсом для работы в современных условиях. В школе получает распространение модель внутришкольного повышения квалификации - диссиминация опыта. Снежногорская СОШ с 2006 года работает как социокультурный центр, социальные партнеры школы стали участниками образовательного пространства. В школе имеется оборудованный автокласс для изучения автодела, автодром для отработки практических навыков вождения. Снежногорская школа – единственная в районе и городе Зее, в которой изучается китайский язык как иностранный. Сегодня на территории Зейского района работает большая группа граждан Китайской Народной Республики, которые заняты в лесной промышленности. Специалисты лесхоза, родители приняты на работу в центр дополнительного образования детей районного отдела образования администрации Зейского района. Информационные ресурсы школы позволили создать ИКТ - насыщенную среду, они находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям. Изучается опыт работы дистанционного обучения в режиме он-лайн. Учителя школы занимаются самообразованием, открывают личные сайты, посещают курсы, участвуют в областных семинарах, многие из них осваивают модульно-накопительную систему повышения квалификации. В тоже время имеются определенные проблемы, с которыми сегодня сталкивается школа:
- Уменьшение количества детей в школе из-за оттока населения из поселка.
- Финансовые проблемы многих семей.
- Оторванность школы от районного центра и других населенных пунктов.
- Недостаток квалифицированных педагогических кадров для проведения элективных курсов и профилей.
- Недостаточная материально-техническая база для проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности.
- Недостаток авторских элективных курсов, которые будут отвечать всем требованиям.
- В школе нет психолога.
- Отток специалистов из Снежногорского лесхоза.
Некоторые из этих проблем преодолимы при планомерной и целенаправленной работе администрации школы, всего педагогического коллектива в сотрудничестве с родителями, социальными партнерами. Владение знаниями в области естественных наук становится социально необходимым, и школа должна создавать все возможные условия для реализации потребностей школьников в их получении.
Ресурсные возможности школы для реализации проекта
К ресурсам образования мы относим: квалифицированный ресурс персонала, систему школьного управления, информационные ресурсы, возможности образовательной среды, материально-техническую базу школы и финансовые ресурсы.
Цель проекта
Создать модель предпрофильной подготовки, профильного обучения на базе школьного лесничества, как структурного компонента дополнительного экологического образования в условиях современной школы.
Задачи проекта
1.Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями окружающего общества.
2.Создать систему специализированной подготовки обучающихся 5-11 классов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в единой образовательной среде, созданной школой и школьным лесничеством, как компонента дополнительного образования.
3.Создать условия для осознанного раннего профильного самоопределения учащихся 2 ступени на основе индивидуальных карт развития.
4.Разработать положение о портфолио лесника.
5.Открыть в 2010-2011 учебном году профильный 10 класс естественно - научного направления. Разработать индивидуальные учебные планы для учащихся 11 класса.
6. Повысить мотивацию обучения школьников через применение в процессе предметного преподавания в школе специфических приемов школьного лесничества (экскурсия, мозговой штурм, исследование, эксперимент).
6..С помощью лесхоза приобрести специализированную форму для лесников школьного лесничества.
7.Создать совместно с работниками лесхоза и участниками школьного лесничества «Зеленый патруль», звено лесоводов для практической деятельности на территории Снежногорского лесхоза.
8.Создать сайт МОУ Снежногорской СОШ «Юный лесник».
9. Повышать престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности.
Участники проекта
Профориетационная подготовка - обучающиеся 5-7 классов.
Предпрофильная подготовка - обучающиеся 8- 9 классов.
Профильное обучение - обучающиеся 10- класса.
Статус проекта – экспериментальная площадка муниципального уровня.
Тип проекта– социальный.
Партнеры
Государственное учреждение Снежногорский лесхоз, Государственное учреждение дополнительного образования детей областной эколого-биологический Центр, Малая сельскохозяйственная академия при ДальГАУ, ГУ Амурской области «Центр занятости города Зеи», районный отдел образования администрации Зейского района.
Ожидаемый результат
Разработанная на базе школьного лесничества модель предпрофильной подготовки и профильного обучения, расширяет возможности учеников для осознанного профессионального самоопределения в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Развивая дополнительное образование в рамках школьного лесничества, школа станет по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики. У родителей появятся гарантии будущего своих детей, успешного их трудоустройства.
План действий
- Диагностико - организационный (январь- февраль 2010):
- Создание команды по разработке и реализации проекта.
- Проведение общешкольного родительского собрания, заседания Управляющего совета.
- Проведение общего собрания членов школьного лесничества и работников лесхоза.
- Утверждение плана работы по проекту.
- Выбор руководителей проекта.
- Проведение диагностик с учащимися, с целью определения предпрофильной подготовки в 8-9 классах.
- Работа с картами индивидуального развития учащихся 1 ступени для выявления степени развития ребенка по направлениям.
- Подбор детей в школьное лесничество по рекомендациям классных руководителей 4 класса, классных руководителей 5-11 классов, желанию родителей, желанию самого ребенка.
- Разработка положения о портфолио лесника.
- Практический (март-ноябрь 2010):
- Подготовка учителями школы, работающими в 8-9 классах, программ элективных курсов, до 1 июня 2010 года.
- Экспертиза программ в отделе образования, до 1 августа 2010 года.
- Предпрофильная подготовка: определение профиля учащихся 9 класса совместно с классным руководителем, учащимися, педагогами, родителями, работниками лесхоза, до 1 июня 2010 года.
- Создание учебного плана для профильного класса. Создание индивидуальных учебных планов для учащихся 11 класса, до 1 сентября 2010 года.
- Определение плана школьного лесничества на основе программы развития «Я - гражданин России, малой своей Родины», до 1 сентября 2010 года.
- Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, до 1 сентября 2010 года.
- Расширение сети дополнительного образования в школе: создание клуба «Юный турист», до 1 июня 2010 года.
- Создание отдельного сайта «Юный лесник», до 1 сентября 2010 года.
- Практическая деятельность лесников на базе Снежногорского лесхоза.
- Привлечение сотрудников лесхоза в качестве руководителей кружков на базе школьного лесничества: «Юный лесовод».
- Аналитический (декабрь 2010):
- Проведение мониторинга работы.
- Результаты предпрофильной подготовки.
- Определение эффективности профильного обучения на 3 ступени.
- Диагностика предпрофильной и профильной подготовки учащихся 2 и 3 ступени обучения.
Риски проекта
- Реструктуризация Снежногорского лесхоза.
- Уменьшение количества детей в школе.
- Отсутствие психолого-педагогического сопровождения в профильном классе, при организации предпрофильной подготовки, создании индивидуальных учебных планов.
- Снижение социальной значимости профессии лесника.
Содержание проекта
Проект включает следующие направления деятельности:
- Профориентационная работа, ранняя предпрофильная подготовка.
- Предпрофильная подготовка.
- Профильное обучение.
Проект реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной работы на базе школьного лесничества «Лесные Берендеи» как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, Снежногорским лесхозом, Малой сельскохозяйственной академии при ДальГАУ, областным эколого-биологическим Центром, ГУ Амурской области «Центр занятости города Зеи», отделом образования администрации Зейского района, предприятиями, нуждающимися в специализированных кадрах. Проект осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся, социальным заказом общества поселка, Зейского района, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Набор учащихся в школьное лесничество начинается с 5 класса. Ученики 5 класса пришли из начальной школы, где учителя работают с учащимися по индивидуальным картам развития. Функции индивидуальных карт развития состоят в том, что происходит отслеживание общеучебных умений и навыков, воспитанности, социального становления, физического развития и здоровья учащихся, а также развития творческих способностей детей. Создавая такую карту индивидуального развития, учитель ориентируется на сравнение ребенка с самим собой, фиксацию индивидуальной динамики продвижения от неумений к умению. Классный руководитель 5 класса и учителя - предметники имеют возможность получить полную информацию о каждом ребенке, дать рекомендации по итогам обучения на 1 ступени. Продолжается работа по индивидуальным картам и на 2 ступени, учителя отслеживают рост индивидуального маршрута каждого ребенка в классе. Детей 2 ступени также рекомендуют классные руководители и родители. Последнее слово остается за ребенком, он принимает самостоятельное решение о зачислении в школьное лесничество. Учащиеся 10 класса, выбравшие естествен – научный профиль, автоматически зачисляются в школьное лесничество. Для учащихся 11 класса разработаны индивидуальные учебные планы. У тех ребят, у которых ориентир сделан на профессии, связанные с лесом, появится возможность быть зачисленными в лесничество.
Раздел в индивидуальных картах развития учащихся 1-2 ступени «Профориентационная работа».
1-2 классы
Профессии наших родителей
- Знакомства с профессией родителей. | - Классные часы – встречи. - Рассказы о профессиях родителей. |
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности. | - Экскурсии в Снежногорский лесхоз - профориентационные игры. - Беседы о труде. - Внеклассные мероприятия. |
3-4 класс
Мир профессий
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессии. Кто такой лесник? | - Составление каталога профессий, связанных с лесом. - Классные часы – встречи. - Экскурсии на предприятия, учреждения. - Профориентационные игры, путешествие по миру профессий |
5 класс
Кем я хочу быть?
- Формирование основ профессиональной направленности. | - Анкетирование обучающихся. - Психологическое тестирование. |
- Осознание обучающимися своих интересов | - Игры. - Классные часы. |
6 класс
Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?
- Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий. | - Психологический тренинг, тестирование. - Классные часы. - Профессиональные игры. |
7 класс
Самоопределение в области « Человек – труд – профессия»
- Формирование профессионального самосознания. - Определение личностного смысла выбора профессии. | -Классные часы. - Психологический тренинг, тестирование. |
Одновременно у учащихся школы появится поле выбора и во внеклассной работе: посещение кружков и клубов по интересам, в том числе кружки школьного лесничества «Юный лесовод», «Юннат», которые ведут специалисты лесхоза, принятые на работу в центр дополнительного образования детей отделом образования администрации Зейского района. Для этих детей созданы условия ранней предпрофильной подготовки. Учащиеся 5-7 классов, как показала практика, приходят в школьное лесничество осознанно.
Для учащихся 5-7 классов разработано направление «Я и Я», задачами воспитательной работы которой определены следующие:
1. Формировать правосознание и гражданскую ответственность. 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности, соблюдение правил поведения в школе, дома, в лесу.
3. Формировать потребность самообразования, исследовательской, проектной деятельности, воспитания морально-волевых качеств.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, любви к природе, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к самопереживанию. Приобретения навыка проведения исследований, написания проектов. Получение опыта публичного выступления, самопрезентации.
Мероприятия по реализации программы:
- Беседы: «Значение леса в природе», «Я, другие «Я» или правила поведения в лесу».
2.Викторины «Отгадай, кто наследил?», «Краснокнижные растения школьного двора».
3. Игры, тренинги на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.): «Экологический капустник», «Кто заселит биотоп», «Птичьи трели», «Экологические кубики».
4.Конкурсы: «Юные Робинзоны», «Краски леса», «Что в лукошке?», «Съедобный - несъедобный».
5. Исследовательские проекты на базе школьного питомника.
- 6. Дискуссии, диспуты: «Что мы оставим после себя?», «Прости, Земля!», «Хозяин на планете?».
- 7. Акция милосердия: «Покормите птиц», «Пожарам - заслон», «Берегите ель», «Чистое побережье».
- 8. Общешкольные мероприятия: День птиц, День Земли, День защиты окружающей среды, осенний бал.
- 9. Встреча «за круглым столом»: с работниками лесного хозяйства - «Профессия романтиков», с работниками правоохранительных органов «Закон и порядок».
Для обучающихся 8-9 классов предлагается на выбор элективные курсы. Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия элективов, основываясь на принципах поверхностного ранжирования:
- 1 четверть – «очень интересно».
- 2 четверть – «интересно».
- 3 четверть- «это в жизни пригодится».
- 4 четверть- «лес - мое призвание?».
В течение года каждый ребенок «примеряет» на себя ту или иную профессию, изучает особенности сфер и видов деятельности, познает себя: определяет ту профессиональную область, которую он бы хотел изучать более глубоко с целью профессиональной ориентации, а открытость образовательной системы школьного лесничества, дает ему эту возможность.
Основные задачи:
- Расширение, углубление знаний о мире профессий лесников.
- Формирование умений соотносить цели выбора сферы деятельности со своими личностными возможностями.
- Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения естественно-технического направления.
- Знакомство с достижениями профессионального успеха работников на примере Снежногорского и Зейского лесхозов.
- Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса учащихся.
Основой воспитательной работы учащихся 8-9 классов является направление программы развития школьного лесничества «Я и наши дела в лесничестве», которое решает задачи:
- Воспитание бережного отношения к «зеленому другу», родной природе.
- Формирование дисциплины, культуры поведения, сознательного отношения к поручению.
- Укрепление и расширение знаний по биологии, лесоведению, географии.
- Закрепление практических знаний по охране и защите лесов Зейского района, Амурской области.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- активная работа в пожароопасный период в «зеленом патруле» как совместном объединении школы и лесхоза,
- проведение практических исследований по заданию лесхоза на питомнике школы и лесхоза,
- определение в выборе профессии, связанной с лесом.
Мероприятия по реализации программы:
№ п/п | Дата занятий | Темы занятий | Кол-во часов | Практические занятия |
1. | Лес – наш друг | 2 | Экскурсия №1 «Краски осени» Выпуск газеты ко Дню лесника | |
2. | Значение леса в природе Беседа «Значение леса в природе» | 2 | Сбор природного материала | |
3. | Патрулирование совместно с работниками лесхоза | 12 часов | Пост – 17 км; | |
4. | Сезонные изменения в лесу | 2 | Практическая работа №1 Проект для учащихся 8 класса: «Наблюдения за сезонными изменениями в лесу» | |
5. | Для чего нам лес? | 2 | Экскурсия №2 «Знакомство с редкими растениями своей местности», работа с краеведческой литературой. | |
6. | Лес – наш друг. Понятие о лесе | 2 | Поход Акция «Чистое побережье» | |
7. | Составные части леса | 2 | Экскурсия №3- выезд в лесничество- «Составные части леса» | |
8. | Распространение и разнообразие лесов Амурской области | 2 | Работа в лесхозе: с картой растительности Амурской области и гербарным материалом | |
9. | Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам | 2 | Лабораторная работа №1 «Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам», подготовка к областному конкурсу «Юннат» | |
10. | Неделя биологии | 2 | Поле чудес «В гостях у Берендея» | |
11. | Определение лиственных пород Амурской области | 2 | Экскурсия в лесничество №4 «Лиственные породы нашей местности» Лабораторная работа в лесхозе №3 «Морфологические признаки лиственных пород » | |
12. | Морфологические признаки листьев | 2 | Лабораторная работа №4 «Морфологические признаки листьев». Работа с гербарным материалом | |
13. | Игра «Лесной аукцион» Выпуск листовок и аншлагов. | 2 | Экологический капустник «Лесной аукцион». Акция «Берегите ель» | |
14. | Лесная типология | 2 | Работа со словарями и энциклопедиями | |
15. | Лесоводственная характеристика и хозяйственное значение других пород | 2 | Работа со словарями и энциклопедиями | |
16. | Виды пользования лесом. Рубки ухода за лесом | 2 | Беседа с главным лесничим Снежногорского лесхоза | |
17. | Побочное пользование лесом. Лесоводственные проблемы и их разрешение | 2 | Беседа с главным лесничим лесхоза | |
18. | «Лес – наш друг» | 2 | Отчет по работе кружка | |
19. | Следопыт | 2 | Проект «Школьный двор» | |
20. | Заготовка корма для птиц. Изготовление и ремонт кормушек | 2 | Изготовление и ремонт кормушек (совместная работа с кружком «Юный столяр») | |
21. | Раскладка кормов в кормушки Выпуск листовок и плакатов | 2 | Акция «Покормите птиц» | |
22. | Очистка леса от валежника, захламления Выпуск листовок и аншлагов | 2 | Очистка лесных насаждений на школьном дворе от валежника, захламления. Акция «Сохраним зеленые легкие планеты» | |
23. | Сбор лекарственных растений. Сбор, переработка, хранение семян и плодов | 2 | Экскурсия №5 «Подготовка семян к посеву в Снежногорском лесничестве» | |
24. | Лесоразведение. Плодоношение древесных пород Анализ лесокультурного фонда. | 2 | Экскурсия №6 «Анализ лесокультурного фонда Снежногорского лесничества» Беседа с главным лесничим | |
25. | Лесные питомники. Виды, структура | 2 | Организация школьного питомника | |
26. | Охрана леса от пожара. Патрулирование | 12 | Пост на 17 км Акция «Пожарам заслон» | |
27. | Характеристика и классификация лесных почв. | 2 | Лабораторная работа №5 «Определение типа лесной почвы» | |
28. | Способы сева, нормы, глубина посева | 12 | Практическая работа № 2 «Посев семян сосны» на питомнике школы; | |
29. | Уход за сеянцами | 12 | Выезд на питомник Снежногорского лесничества | |
30. | Заготовка посадочного материала | 12 | Выезд на питомник Снежногорского лесничества | |
31. | Посадка декоративных растений в дендрарии Снежногорского лесхоза; | 2 | Практическая работа №3 «Посадка декоративных растений» | |
32. | Работа на экологической тропе | 2 | Конкурс «Юные Робинзоны» | |
33. | Поведение итогов работы | 2 | Отчет звеньев о работе |
Интегративная работа учебной и внеурочной системы образования на базе школьного лесничества должна вывести учеников 9 класса на осознанный выбор экзамена по предмету за курс основной школы, подготовить его для освоения предмета на повышенном уровне, реализовать свой интерес к будущей профессии. Между Снежногорской школой и областным эколого-биологическим Центром налажены многолетние тесные связи. В текущем учебном году все девятиклассники поступили на заочную форму обучения в Малую сельскохозяйственную академию при ДальГАУ, профиль определился сам собой: естественно – научный. До 1 сентября 2010 года будет разработан учебный план для 10 профильного класса, индивидуальные учебные планы для учащихся 11 класса, которые помогут социализации выпускникам школы в дальнейшем, увеличит их стартовые возможности при поступлении в учебные заведения.
Все учащиеся школьного лесничества будут отслеживать результат своей работы, создавая портфолио лесника по разработанному положению. Школой разработаны критерии степени успешности учащихся, которые лежат в основе подпрограммы «Интеллект» - это один из реализованных проектов школы из предыдущей программы развития. Введена бонусная система оценки деятельности каждого участника лесничества. Бонусы заносятся в дневник, который ведут лесники. В конце каждого возрастного порога учащимся, набравшим более 80% бонусов от общего количества, будет выдаваться сертификат знаний и умений. Учащиеся 9 класса, получившие сертификат знаний и умений, получают право быть зачисленными автоматически в профильный 10 класс или иметь индивидуальные учебные планы по определившемуся направлению. С завершением проекта, не закончится работа в школьном лесничестве по отработке модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Трехлетний период экспериментальной площадки районного уровня даст возможность заявить об организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями района.
Оценка результатов проекта
Количественная:
- Повышение квалификации педагогов дополнительного образования: три педагога пройдут переподготовку в Амурском областном ИПК и ППК.
- Максимальное привлечение детей, родителей, общественности к управлению школой.
- Расширение сети взаимодействия с социальными партнерами: Тихоокеанским государственным университетом, Иркутским техническим университетом.
- Приобретение туристического снаряжения для клуба «Юный турист».
- Закупка специализированной формы для учащихся.
- Обновление лабораторного оборудования для кабинета физики, биологии.
- Создание лаборатории леса.
- Расширение участка школьного питомника в Снежногорском лесхозе.
- Привлечение двух соседних школ в сетевое взаимодействие с конкретным профилем.
- Создание отдельного сайта «Юный лесник».
- Обновление кабинета информатики для эффективной работы в режиме дистанционного обучения.
Качественная:
- Прохождение курсовой подготовки педагогов дополнительного образования на базе Амурского областного ИПК и ППК.
- Издание методического пособия.
- Оборудование лаборатории леса.
- Формирование модели выпускника школьного лесничества (атрибутика, девиз, специализированная форма, традиции).
- Расширение возможностей кабинетов - лабораторий биологии и физики.
- Вовлечение учащихся, учителей в сетевое информационное поле взаимодействия с участниками образовательного пространства других школ и учебных заведений через дистанционное общение в «живом режиме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...
Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...
Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся
Система работы школы по предпрофильной и профильной подготовки учащихся....
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....