Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему

Бахтина Ольга Валентиновна

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе программы развития "Я - гражданин России, малой своей Родины" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx59.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс проектов развития образовательных учреждений Амурской области, реализующих инновационные программы

ПРОЕКТ

МОУ Снежногорская СОШ

п. Снежногорский

2010г


1. Название организации: муниципальное общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа.

2. Название проекта: «Школьное лесничество как модель  предпрофильной  подготовки и профильного обучения».

3. Адрес юридический, фактический:  676224, Россия, Амурская область, Зейский  район, п. Снежногорский,  ул. Набережная, д. № 1.

4. Команда проекта:

Бахтина Ольга Валентиновна  директор школы, учитель химии-биологии  (автор проекта).      

Мартыненко Марина Владимировна – заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

Белова Инна Леонидовна – руководитель школьного лесничества «Лесные Берендеи».

Щербакова Лидия Степановна – директор ГУ «Снежногорский лесхоз».

Борисов Игорь Владимирович - руководитель школьного лесничества со стороны лесхоза.

Галепо Анастасия Евгеньевна – учитель информатики и ИКТ.

Краткое описание проекта: 

Создание модели предпрофильной подготовки, профильного обучения на базе школьного лесничества как интегративной системы дополнительного экологического образования в условиях современной школы.

5. Сроки:

Продолжительность проекта 1 год.

Начало проекта 01.01.2010.

Окончание проекта 31.12.2010.

6. Запрашиваемая сумма гранта: 200000 руб.

Настоящим я подтверждаю достоверность представленной мной информации.

             

 Подпись       руководителя организации:                        О.В. Бахтина                                

м.п.                                       

Актуальность проекта

         Школа в системе дополнительного образования – это система взаимосвязанных преемственных программ одного профиля, позволяющих учащимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Школа может,  таким образом,  решать комплексные и разноуровневые задачи поэтапной  допрофессиональной  подготовки. Данное обстоятельство приводит к возможностям перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке.  

Муниципальная общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа располагается в 105 км от районного центра г. Зея. В поселке Снежногорский насчитывается 200  дворов с населением  493 человека.

Характеристика социального статуса семей учащихся

Количество семей детей, обучающихся в образовательном учреждении  53

Из них:

Полных

40

Неполных

13

Многодетных

6

Имеющих детей под опекой

3

Семей «группы риска»

4

Детей-инвалидов

2

Малообеспеченных

12

Характеристика социума

Население поселка

Окружение школы

1. Рабочие  - 80%

2. Служащие – 20 %

ООО «Селяне»; Ч.П. Войков С.Я., РУПЧС, сельская администрация, СКК, МУП ЖКХ.

ГУ Снежногорский лесхоз; ФАП, детский сад.

Основной род занятий жителей нашего поселка  связан с лесом: работа в Снежногорском лесхозе,  Зейском  лесоперевалочном комбинате, у  частных предпринимателей по лесозаготовке на территории лесхоза. Дети с самого рождения имеют представления о лесе на деле, лесниками являются их родители, старшие братья и сестры. Такие профессии, как водитель лесовоза, инженер леса, инспектор по охране лесов, охотовед, сегодня  пользуются спросом на рынке труда в нашем районе по данным службы  занятости Зейского района. Нынешнее время требует возрождения села, а чтобы это случилось, нужны люди,  которых надо обучить востребованным специальностям.  Молодежь должна оставаться на селе, ее надо превратить в мощную квалифицированную силу. Если есть такая возможность,  то ее надо реализовывать.  

В  рамках  реализации программы развития МОУ Снежногорской СОШ «Школа как социокультурный центр» в период 2006-2009 годов в школьном пространстве было организовано дополнительное образование экологического направления. Основным структурным компонентом стало школьное лесничество «Лесные Берендеи».  Прежде всего, школьное лесничество – это объединение школьников, увлеченных единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. На базе школьного лесничества сложилась интегративная система дополнительного экологического  образования в школе, в которой численность детей составляет немногим более 50 человек. Снежногорский лесхоз стал не только социальным партнером, но и равноправным участником образовательного процесса  школы. Работа ведется при наличии двустороннего договора, в котором приоритетным направлением является воспитание у учащихся бережного отношения к природе, углубление знаний детей в области лесного хозяйства и экологии, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сохранение природных функций леса. Большое количество грамот и призов районного, областного, российского уровня говорят только о большой целенаправленной работе школы и лесхоза. Наши школьники занимаются просветительской работой, направленной на пропаганду сохранения леса и его защите.  Об этом говорят ежегодные заметки в районной  газете «Зейский Вестник»,  школьной газете «Крепкий орешек».   Работа в школьном лесничестве не заканчивается с окончанием учебного года, летом наших детей ждет питомник Снежногорского лесхоза, где имеются свои гряды саженцев сосны обыкновенной, с которыми проводится исследовательская работа: дети пишут рефераты, экспериментируют, составляют проекты.  

Родители наших учеников, работники Снежногорского лесхоза,  учителя и сами ученики, проанализировав ситуацию совместной  работы школы и лесхоза, решили использовать созданную образовательную среду для  разработки модели предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.  Современный этап социально-экономического развития государства привел к резкому и глубокому распаду лесных  хозяйств, усилились экологические проблемы окружающей среды, поэтому сложность современного и особенно перспективного развития лесного хозяйства заключается в необходимости решения вопросов профессиональной подготовки, профильного обучения учащихся, развития творческих, исследовательских способностей, привития любви к лесному хозяйству. Работа школьного лесничества построена на программе развития «Я -  гражданин России, малой своей Родины», которая  была рассмотрена методическим советом Государственного учреждения дополнительного образования детей  областного эколого – биологического Центра и   отмечена как актуальная для дальнейшего совершенствования работы лесничества (выписка из решения методического совета областного эколого – биологического Центра от 01 марта 2010 года № 1).  Распоряжением главы Зейского района от 28 апреля 2010 № 214-р на базе школы открыта районная экспериментальная площадка по апробации модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе программы развития «Я – гражданин России, малой своей Родины».  

Анализ образовательных возможностей школы

Педагогический персонал школы обладает достаточным профессиональным потенциалом  и квалифицированным ресурсом для работы в современных условиях. В школе получает распространение модель внутришкольного повышения квалификации - диссиминация опыта.  Снежногорская СОШ с 2006 года работает как социокультурный центр, социальные партнеры школы  стали участниками образовательного пространства. В школе имеется оборудованный автокласс для изучения автодела, автодром для отработки практических навыков вождения. Снежногорская школа – единственная в районе и городе Зее, в которой  изучается китайский язык как иностранный. Сегодня на территории Зейского района работает большая группа граждан Китайской Народной Республики, которые заняты в лесной промышленности.   Специалисты лесхоза, родители приняты на работу в центр дополнительного образования детей районного отдела образования администрации Зейского района.  Информационные ресурсы школы позволили создать ИКТ - насыщенную среду,  они находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям. Изучается опыт работы дистанционного  обучения в режиме он-лайн.  Учителя школы занимаются самообразованием, открывают личные сайты,  посещают курсы, участвуют в областных семинарах,  многие из них осваивают модульно-накопительную систему повышения квалификации.  В тоже время имеются определенные проблемы, с которыми сегодня сталкивается школа:

  1. Уменьшение количества детей в школе из-за оттока населения  из поселка.
  2. Финансовые проблемы многих семей.
  3. Оторванность школы от районного центра и других населенных пунктов.
  4. Недостаток квалифицированных педагогических кадров для проведения элективных курсов и профилей.
  5. Недостаточная материально-техническая база для проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности.
  6. Недостаток авторских элективных курсов,  которые будут отвечать всем требованиям.
  7. В школе нет психолога.
  8. Отток специалистов из Снежногорского лесхоза.

Некоторые из этих проблем преодолимы при планомерной и целенаправленной работе администрации школы, всего педагогического коллектива в сотрудничестве с родителями, социальными партнерами. Владение знаниями в области естественных наук становится социально необходимым, и школа должна создавать все возможные условия для реализации потребностей школьников в их получении.

Ресурсные возможности школы для реализации проекта

К ресурсам образования мы относим: квалифицированный ресурс персонала, систему школьного управления, информационные ресурсы, возможности образовательной среды, материально-техническую базу школы и финансовые ресурсы.

 Цель проекта

Создать модель   предпрофильной подготовки, профильного обучения на базе школьного лесничества, как структурного компонента дополнительного экологического образования в условиях современной школы.

Задачи проекта

1.Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями окружающего общества.

2.Создать систему специализированной подготовки обучающихся 5-11 классов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в единой образовательной среде, созданной школой и школьным лесничеством, как компонента дополнительного образования.

3.Создать условия для осознанного  раннего профильного самоопределения учащихся  2 ступени на основе индивидуальных карт развития.

4.Разработать положение  о портфолио лесника.

5.Открыть в 2010-2011 учебном году профильный  10 класс естественно - научного   направления. Разработать индивидуальные учебные планы для учащихся 11 класса.

6. Повысить мотивацию обучения школьников через применение в процессе предметного преподавания в школе специфических приемов школьного лесничества (экскурсия, мозговой штурм, исследование, эксперимент).

6..С помощью лесхоза приобрести  специализированную форму для лесников школьного лесничества.

7.Создать совместно с работниками лесхоза и участниками школьного лесничества «Зеленый патруль», звено лесоводов для практической деятельности на территории Снежногорского лесхоза.

8.Создать сайт  МОУ Снежногорской СОШ «Юный лесник».

9. Повышать престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Участники проекта

Профориетационная  подготовка -  обучающиеся  5-7 классов.

Предпрофильная подготовка -  обучающиеся  8- 9 классов.

Профильное обучение - обучающиеся 10- класса.

Статус проекта – экспериментальная  площадка муниципального уровня.

Тип проекта–  социальный.

Партнеры

Государственное учреждение Снежногорский лесхоз, Государственное учреждение дополнительного образования детей  областной эколого-биологический  Центр, Малая сельскохозяйственная академия при  ДальГАУ, ГУ Амурской области «Центр занятости города Зеи», районный отдел образования администрации Зейского района.  

Ожидаемый результат

Разработанная  на базе школьного лесничества модель предпрофильной подготовки и профильного обучения, расширяет возможности  учеников  для осознанного профессионального самоопределения  в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Развивая дополнительное образование в рамках школьного лесничества, школа станет по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики. У родителей появятся гарантии будущего своих детей, успешного их трудоустройства.

План действий

  1. Диагностико - организационный (январь- февраль 2010):
  • Создание команды по разработке и реализации проекта.
  • Проведение общешкольного родительского собрания, заседания Управляющего совета.
  • Проведение общего собрания членов школьного лесничества и работников лесхоза.
  • Утверждение плана работы по проекту.
  • Выбор руководителей  проекта.
  • Проведение диагностик с учащимися, с целью определения предпрофильной  подготовки  в 8-9 классах.
  • Работа с картами индивидуального развития учащихся 1 ступени для выявления степени развития ребенка по направлениям.
  • Подбор детей в школьное лесничество по рекомендациям классных руководителей 4 класса, классных руководителей 5-11 классов, желанию родителей, желанию самого ребенка.
  • Разработка положения о портфолио лесника.
  1. Практический (март-ноябрь 2010):
  • Подготовка учителями школы, работающими  в 8-9 классах, программ элективных курсов, до 1 июня 2010 года.
  • Экспертиза программ в отделе образования, до 1 августа 2010 года.
  • Предпрофильная подготовка:  определение профиля учащихся 9 класса совместно с классным руководителем, учащимися, педагогами, родителями,  работниками  лесхоза, до 1 июня 2010 года.
  • Создание учебного плана для профильного класса. Создание индивидуальных учебных планов для учащихся 11 класса,  до 1 сентября 2010 года.
  • Определение плана школьного лесничества на основе программы развития «Я -  гражданин России, малой своей Родины», до 1 сентября 2010 года.
  • Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, до 1 сентября 2010 года.
  • Расширение сети дополнительного образования в школе: создание клуба «Юный турист», до 1 июня 2010 года.
  • Создание отдельного сайта «Юный лесник», до 1 сентября 2010 года.
  • Практическая деятельность лесников на базе Снежногорского лесхоза.
  • Привлечение сотрудников лесхоза в качестве руководителей кружков на базе школьного лесничества: «Юный лесовод».
  1. Аналитический (декабрь 2010):
  • Проведение мониторинга работы.
  • Результаты предпрофильной подготовки.
  • Определение эффективности профильного обучения на 3 ступени.
  • Диагностика предпрофильной и профильной подготовки учащихся 2 и 3 ступени обучения.

Риски проекта

  • Реструктуризация   Снежногорского   лесхоза.
  • Уменьшение количества детей в школе.
  • Отсутствие  психолого-педагогического сопровождения в профильном классе, при организации предпрофильной подготовки, создании индивидуальных учебных планов.
  • Снижение социальной  значимости профессии лесника.

Содержание проекта

 Проект   включает следующие направления деятельности:

  1. Профориентационная работа, ранняя предпрофильная подготовка.
  2. Предпрофильная подготовка.
  3. Профильное обучение.

                Проект реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной работы на базе школьного лесничества «Лесные Берендеи»  как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей,   Снежногорским лесхозом,  Малой сельскохозяйственной академии при ДальГАУ, областным эколого-биологическим Центром, ГУ Амурской области «Центр занятости города Зеи»,  отделом образования администрации Зейского района, предприятиями, нуждающимися в специализированных кадрах.  Проект осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся, социальным заказом общества поселка,  Зейского района, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

                Набор учащихся в школьное лесничество начинается с 5 класса.  Ученики 5 класса пришли из начальной школы, где учителя работают с учащимися по индивидуальным картам развития. Функции индивидуальных карт развития состоят в том, что происходит отслеживание общеучебных умений и навыков, воспитанности, социального становления,   физического развития и здоровья учащихся, а также развития творческих способностей детей. Создавая такую карту индивидуального развития, учитель  ориентируется на сравнение ребенка с самим собой, фиксацию индивидуальной динамики продвижения от неумений к умению. Классный руководитель 5 класса и учителя - предметники имеют возможность получить полную информацию о каждом ребенке, дать рекомендации по итогам обучения на 1 ступени.  Продолжается работа по индивидуальным картам и на 2 ступени, учителя отслеживают рост индивидуального маршрута каждого ребенка в классе. Детей 2 ступени также рекомендуют классные руководители и родители. Последнее слово остается за ребенком, он принимает самостоятельное решение о зачислении в школьное лесничество.  Учащиеся 10 класса, выбравшие естествен – научный  профиль,  автоматически зачисляются в школьное лесничество. Для учащихся 11 класса разработаны индивидуальные учебные планы. У тех ребят, у которых ориентир сделан на профессии, связанные с лесом, появится возможность быть зачисленными в лесничество.

                Раздел в индивидуальных картах развития учащихся 1-2 ступени    «Профориентационная работа».  

1-2 классы

Профессии наших родителей

- Знакомства с профессией родителей.

- Классные часы – встречи.

- Рассказы о профессиях родителей.

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

- Экскурсии  в Снежногорский лесхоз

- профориентационные игры.

- Беседы о труде.

- Внеклассные мероприятия.

3-4 класс

Мир профессий

- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессии. Кто такой лесник?

- Составление каталога профессий, связанных с лесом.

- Классные часы – встречи.

- Экскурсии на предприятия, учреждения.

- Профориентационные игры, путешествие по миру профессий

5 класс

Кем я хочу быть?

- Формирование основ профессиональной направленности.

- Анкетирование обучающихся.

- Психологическое тестирование.

- Осознание обучающимися своих интересов

- Игры.

- Классные часы.

6 класс

Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?

- Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.

- Психологический тренинг, тестирование.

- Классные часы.

- Профессиональные игры.

7 класс

Самоопределение  в области  « Человек – труд – профессия»

- Формирование профессионального самосознания.

- Определение личностного смысла выбора профессии.

-Классные часы.

- Психологический тренинг, тестирование.

Одновременно у учащихся школы появится поле выбора и во внеклассной работе: посещение кружков и клубов по интересам, в том числе кружки школьного лесничества «Юный лесовод», «Юннат», которые ведут специалисты лесхоза, принятые на работу в центр дополнительного образования детей  отделом образования администрации Зейского района.  Для этих детей созданы условия ранней предпрофильной подготовки.  Учащиеся 5-7 классов, как показала практика,  приходят в школьное лесничество осознанно.

Для учащихся 5-7  классов разработано направление «Я и Я», задачами  воспитательной работы которой определены следующие:

1. Формировать правосознание и гражданскую ответственность.             2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности, соблюдение правил поведения в школе, дома, в лесу.

3. Формировать потребность самообразования, исследовательской, проектной деятельности, воспитания морально-волевых качеств.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, любви к природе, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к  самопереживанию. Приобретения навыка проведения исследований, написания проектов. Получение опыта публичного выступления, самопрезентации.

Мероприятия по реализации программы:

  1. Беседы: «Значение леса в природе», «Я, другие «Я» или правила поведения в лесу».

2.Викторины «Отгадай, кто наследил?», «Краснокнижные растения школьного двора».

3. Игры, тренинги на развитие произвольности психических процессов   (внимания, памяти, воображения и т.д.): «Экологический капустник», «Кто заселит биотоп», «Птичьи трели», «Экологические кубики».

4.Конкурсы:  «Юные Робинзоны»,  «Краски леса», «Что в лукошке?»,  «Съедобный - несъедобный».

5. Исследовательские проекты на базе школьного питомника.

  1. 6. Дискуссии, диспуты: «Что мы оставим после себя?», «Прости, Земля!», «Хозяин на планете?».
  2. 7. Акция милосердия:  «Покормите  птиц», «Пожарам - заслон», «Берегите ель», «Чистое побережье».
  3. 8. Общешкольные мероприятия: День птиц, День Земли, День защиты окружающей среды, осенний бал.
  4. 9. Встреча «за круглым столом»:  с работниками лесного хозяйства -  «Профессия романтиков», с работниками правоохранительных органов «Закон и порядок».

Для обучающихся 8-9 классов предлагается на выбор элективные курсы. Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия элективов, основываясь на принципах поверхностного ранжирования:

  1. 1 четверть – «очень интересно».
  2. 2 четверть – «интересно».
  3. 3 четверть- «это в жизни пригодится».
  4. 4 четверть- «лес - мое призвание?».

В течение года каждый ребенок «примеряет» на себя ту или иную профессию, изучает особенности сфер и видов деятельности, познает себя: определяет ту профессиональную область, которую он бы хотел изучать более глубоко с целью профессиональной ориентации, а открытость образовательной системы школьного лесничества, дает ему эту возможность.

         Основные задачи:

  1. Расширение, углубление знаний о мире профессий лесников.
  2. Формирование умений соотносить цели выбора сферы деятельности со своими личностными возможностями.
  3. Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения естественно-технического  направления.
  4. Знакомство с достижениями профессионального успеха работников  на примере  Снежногорского и Зейского лесхозов.
  5. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса учащихся.  

                Основой воспитательной  работы учащихся 8-9 классов является направление   программы развития  школьного лесничества «Я и  наши дела  в лесничестве», которое решает задачи:

  1. Воспитание бережного отношения к «зеленому другу», родной природе.
  2. Формирование дисциплины, культуры поведения, сознательного отношения к поручению.
  3. Укрепление и расширение знаний по биологии, лесоведению, географии.
  4. Закрепление практических знаний по охране и защите лесов Зейского района, Амурской области.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- активная работа в пожароопасный период в «зеленом патруле»  как совместном объединении школы и лесхоза,

-  проведение практических исследований по заданию лесхоза на питомнике школы и лесхоза,

- определение в выборе профессии, связанной с лесом.

Мероприятия по реализации программы:

п/п

  Дата

занятий        

              Темы   занятий

Кол-во

часов

    Практические занятия

1.

Лес – наш друг

2

Экскурсия №1 «Краски осени»

Выпуск газеты ко Дню лесника

2.

Значение леса в природе

Беседа «Значение леса в природе»

2

Сбор природного материала

3.

Патрулирование совместно с работниками лесхоза

12 часов

Пост – 17 км;

4.

Сезонные изменения в лесу

2

Практическая работа №1

Проект для учащихся 8 класса:

 «Наблюдения за сезонными изменениями в лесу»

5.

Для чего нам лес?

2

Экскурсия №2 «Знакомство с редкими растениями своей местности», работа с краеведческой литературой.

6.

Лес – наш друг. Понятие о лесе

2

Поход

 Акция «Чистое побережье»

7.

Составные части леса

2

Экскурсия №3- выезд в лесничество- «Составные части леса»

8.

Распространение и разнообразие лесов Амурской области

2

Работа в лесхозе:  с картой растительности Амурской области и гербарным материалом

9.

Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам

2

Лабораторная работа №1

«Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам», подготовка к областному конкурсу «Юннат»

10.

 Неделя биологии

2

Поле чудес «В гостях у Берендея»

11.

Определение лиственных пород Амурской области

2

Экскурсия в лесничество №4 «Лиственные породы нашей местности»

Лабораторная работа в лесхозе №3 «Морфологические признаки лиственных пород »

12.

Морфологические признаки листьев

2

Лабораторная работа №4 «Морфологические признаки листьев». Работа с гербарным материалом

13.

Игра «Лесной аукцион»

Выпуск листовок и аншлагов.

2

 Экологический капустник     «Лесной аукцион».

Акция «Берегите ель»

14.

Лесная типология

2

Работа со словарями и энциклопедиями

15.

Лесоводственная характеристика и хозяйственное значение других пород

2

Работа со словарями и энциклопедиями

16.

Виды пользования лесом. Рубки ухода за лесом

2

 Беседа с главным лесничим Снежногорского лесхоза

17.

Побочное пользование лесом. Лесоводственные проблемы и их разрешение

2

Беседа с главным лесничим лесхоза

18.

«Лес – наш друг»

2

Отчет по работе  кружка

19.

Следопыт

2

Проект «Школьный двор»

20.

Заготовка корма для птиц. Изготовление и ремонт кормушек

2

Изготовление и ремонт кормушек (совместная работа с кружком «Юный столяр»)

21.

Раскладка кормов в кормушки

Выпуск листовок и плакатов

2

Акция  «Покормите птиц»

22.

 Очистка леса  от валежника, захламления

Выпуск листовок и аншлагов

2

Очистка лесных насаждений на школьном дворе от валежника, захламления.

Акция «Сохраним зеленые легкие планеты»

23.

Сбор лекарственных растений. Сбор, переработка, хранение семян и плодов

2

Экскурсия №5 «Подготовка семян к посеву в  Снежногорском лесничестве»

24.

Лесоразведение. Плодоношение древесных пород Анализ лесокультурного фонда.

2

Экскурсия №6 «Анализ лесокультурного фонда  Снежногорского лесничества»

Беседа  с главным  лесничим

25.

Лесные питомники. Виды, структура

2

 Организация школьного питомника

26.

Охрана леса от пожара. Патрулирование

12

Пост на 17 км

Акция «Пожарам заслон»

27.

Характеристика и классификация лесных почв.

2

Лабораторная работа №5 «Определение типа лесной почвы»

28.

Способы сева, нормы, глубина посева

12

 Практическая работа № 2 «Посев семян  сосны» на питомнике школы;

29.

Уход за сеянцами

12

Выезд на питомник Снежногорского лесничества

30.

Заготовка посадочного материала

12

Выезд на питомник Снежногорского лесничества

31.

Посадка декоративных растений в дендрарии Снежногорского лесхоза;

2

Практическая работа №3

«Посадка декоративных растений»

32.

Работа на экологической тропе

2

Конкурс «Юные Робинзоны»

33.

Поведение итогов работы

2

Отчет звеньев о работе

Интегративная работа учебной и внеурочной системы образования на базе школьного лесничества должна вывести учеников 9 класса  на осознанный выбор экзамена по предмету за курс основной школы, подготовить его для освоения предмета на повышенном уровне, реализовать свой интерес к будущей профессии.  Между Снежногорской школой и областным эколого-биологическим Центром налажены многолетние  тесные связи. В текущем учебном году все девятиклассники поступили на заочную форму обучения в Малую сельскохозяйственную академию при ДальГАУ, профиль определился сам собой:  естественно – научный.  До 1 сентября 2010 года будет разработан учебный план  для 10 профильного класса, индивидуальные учебные планы для учащихся 11 класса, которые помогут социализации выпускникам школы в дальнейшем, увеличит их стартовые возможности при поступлении в учебные заведения.

Все учащиеся школьного лесничества будут отслеживать результат своей работы, создавая  портфолио лесника по разработанному положению.  Школой разработаны критерии степени успешности учащихся, которые лежат в основе  подпрограммы «Интеллект» - это один из реализованных проектов школы из  предыдущей программы развития. Введена бонусная система оценки деятельности каждого участника лесничества.  Бонусы заносятся в дневник, который ведут лесники.   В конце каждого возрастного порога учащимся,  набравшим более 80% бонусов от общего количества, будет выдаваться сертификат знаний и умений. Учащиеся 9 класса, получившие сертификат знаний и умений, получают право быть зачисленными  автоматически  в профильный 10 класс или иметь индивидуальные учебные планы по определившемуся направлению.    С завершением проекта, не закончится работа в школьном лесничестве по отработке модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Трехлетний период экспериментальной площадки районного уровня даст возможность заявить об организации  сетевого взаимодействия с другими образовательными  учреждениями района.    

Оценка результатов проекта

Количественная:

  1. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования: три педагога пройдут переподготовку в Амурском областном  ИПК и ППК.
  2. Максимальное привлечение детей, родителей, общественности к управлению школой.
  3. Расширение сети взаимодействия с социальными партнерами: Тихоокеанским государственным университетом, Иркутским техническим университетом.
  4. Приобретение  туристического снаряжения  для клуба «Юный турист».
  5. Закупка специализированной формы для учащихся.
  6. Обновление лабораторного оборудования для кабинета физики, биологии.
  7. Создание лаборатории леса.
  8. Расширение участка школьного питомника  в Снежногорском лесхозе.
  9. Привлечение двух соседних школ в сетевое взаимодействие с конкретным   профилем.
  10. Создание отдельного сайта «Юный лесник».
  11. Обновление кабинета информатики для эффективной работы в режиме дистанционного обучения.

Качественная:

  1. Прохождение курсовой подготовки педагогов дополнительного образования на базе Амурского областного  ИПК и ППК.
  2. Издание методического пособия.
  3. Оборудование лаборатории леса.
  4. Формирование модели выпускника школьного лесничества (атрибутика, девиз,  специализированная форма, традиции).
  5. Расширение возможностей кабинетов - лабораторий биологии и физики.
  6. Вовлечение учащихся, учителей в сетевое информационное поле взаимодействия с участниками образовательного пространства других школ и учебных заведений через дистанционное общение в «живом режиме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...

Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...

Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся

Система работы школы по предпрофильной и профильной подготовки учащихся....

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...