«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
материал по теме

 

     Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на педсовет.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пю Киевский

«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

                Учитель: Новокщенова М.В.

     «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

           

 Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

     Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

1) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов      программы полного общего образования;

2) создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3) способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

На начальном этапе реализации профильного обучения школа может остановить свой выбор на реализации одного или нескольких профилей, которые являются наиболее востребованы учащимися.

   

Общеобразовательное учреждение создает возможность для разнообразных комбинаций учебных предметов (базовых, профильных и элективных), тем самым обеспечивая достаточно гибкую систему профильного обучения.

Базовые курсы в системе профильного обучения составляют фундамент общей подготовки учащегося и включают: математику, историю, русский и иностранные языки, физическую культуру, а также интегрированные курсы обществоведения или естествознания.

Профильные общеобразовательные предметы позволяют на повышенном уровне сложности изучить предметы, определяющие профиль обучения.

Элективные курсы позволяют поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным  стандартом уровне.

Среди базовых образовательных предметов предполагаются: русский язык, литература, ин. язык, история, обществознание, физ-ра, естествознание. Перечисленные базовые предметы являются обязательными для всех учащихся, обучающихся на профиле.

Следующей составляющей профильного обучения являются профильные общеобразовательные предметы, позволяющие ученикам на повышенном уровне изучить материал программ, в которых будет отражена направленность профиля.

Еще одним обязательным компонентом системы профильного обучения являются элективные курсы. Ученикам в процессе обучения на профиле нужно выбрать 3 курса из 5-6 предлагаемых  образовательными учреждениями. Количество курсов, которые школа предлагает в составе профиля, должно быть избыточным по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

 

 Реально оценить свои возможности учащимся помогут курсы по выбору, организованные в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе школы.

 

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности ученика, его профессиональных интересов. Для того чтобы у учащегося была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным. Содержание курсов по выбору не должно дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие или углубляющие базовый курс по математике, дающий возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами.

          В целях реализации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в нашей школе проводились элективные курсы.

                    Элективный курс «Квадратные уравнения»

             Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся девятых классов посвящен одной из самых важных тем: «Квадратные уравнения». При решении многих задач на старшей ступени обучения, например, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств, приходиться обращаться к нахождению корней квадратного трехчлена, области значений квадратичной функции, разложению трехчлена на множители, определению знака квадратного трехчлена. В последнее время в материалах итоговой аттестации, ЕГЭ по математике и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения, предлагаются уравнения и неравенства  второй степени, другие виды уравнений, содержащих параметр или знак модуля. Задачи такого вида вызывают затруднения   учащихся, так как выходят за рамки школьной программы.

             В программе данного курса задачи с параметром или знаком модуля рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний учащихся о квадратичной функции, а задачи о существовании корней квадратного уравнения, как пропедевтика изучения комплексных чисел.    Основная цель курса – повышение математической культуры учащихся, выходящей за рамки школьной программы, способствующей мотивации дальнейшего математического образования, самостоятельному определению в выборе профиля обучения  на старшей ступени.

.

                 Элективный курс «Тайны квадратных уравнений»

поможет учащимся подготовиться к итоговой аттестации за курс основной школы, оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. То есть, можно отметить, что данный элективный курс является курсом обобщения и систематизации знаний учащихся по названной теме, а также пропедевтическим и предпрофильным курсом.

                  Названный курс рассчитан на  учащихся, работающих по учебному пособию под редакцией С. А. Теляковского в условиях школы гуманитарного профиля.

Курс предполагает 16 занятий по одному часу в неделю.

Прикладная направленность в обучении математике,

Прохорова Тамара Викторовна

           Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по решению текстовых задач. Курс «Практическое применение математики» знакомит учащихся с развитием математики, связывает предмет с выбором профессии. Темы и формы организации занятий элективного курса позволяют учащимся осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих математике.

           Программа ориентирована на массовую общеобразовательную школу. Обучение построено таким образом, чтобы оно обеспечивало участие ребёнка в учебном процессе не как объекта обучения, а как сознательного субъекта учения.

                Материал данного курса отобран в соответствии с общими целями образования и направлен на развитие логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

             Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто за их кажущейся простотой скрывается непростой компьютерный алгоритм, позволяющий использовать нетрадиционный подход к решению задачи или создать сразу несколько разнообразных алгоритмов решения. Все это позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает возможность проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода, которая обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.

       Особое внимание стоит обратить на оценивание предпрофильного курса в 9 классе. Система должна быть безотметочной, построенной на мотивировании, без фиксирования успешности (не выполнено, не значит плохо). Возможные варианты отметок:

Прослушан курс,

Разработан проект,

Выполнено творческое задание.

     Возможность выполнять задания разной степени трудности обеспечивает всем учащимся развитие мышления, это служит основой для умственного развития, формирования познавательного интереса, создание “ситуации успеха”, что позволяет им чувствовать радость, моральное удовлетворение и обретать уверенность в своих силах.

       Так, сильные учащиеся в большей степени развивают свои творческие и исследовательские способности, а слабые учащиеся выполняют посильные задания. Кроме того, в ходе систематической работы по активизации мыслительной деятельности, творчеству и исследованию различных проблем, у учащихся не только развиваются мыслительные процессы и формируются познавательные интересы, но и такие качества личности как выдержка, трудолюбие, настойчивость, самоорганизованность, объективность и другие. Это обусловлено и характером заданий и тем, что задания могут выполняться разными способами.

      Организация на занятиях элективных  курсов  несколько отличается от урочной. Ученику необходимо давать время на размышления, учить рассуждать, выдвигать гипотезу.

     Присутствие таких курсов в учебном плане повышает вероятность того, что выпускник после девятого класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.

            Данные элективные  курсы органически вписываются в новую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивая творческое и профессиональное самоопределение выпускника 9 класса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...

Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...

Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся

Система работы школы по предпрофильной и профильной подготовки учащихся....

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...