Главные вкладки

    «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»
    методическая разработка

    Новикова Марина Борисовна

    Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika.docx20.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принято:

    На педагогическом совете

     МБДОУ «Детский сад №18»

    Протокол №_____от «____»_____2020г.

    Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ «Детский сад №18 г. Красноармейска Саратовской области

    __________________С.В.Глухова

    Приказ по МБДОУ «Детский сад№18»

    №___От «___»_________2020 года 

    «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»

                                                                                       

                                                                                       Выполнила: учитель-логопед

    Новикова Марина Борисовна

                                                   

                                                г. Красноармейск

    Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ.

         Как известно, характерными особенностями детей ОВЗ являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями. Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.

    Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

     Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

    Мнемотехника помогает развивать:

    1. Ассоциативное мышление.
    2. Зрительную и слуховую память.
    3. Зрительное и слуховое внимание.
    4. Воображение.
    5. Связную речь.
    6. Мелкую моторику рук.

           В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

           Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

            Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОВЗ. Я их использую для:


    1.​ Для формирования фонетической стороны речи.

    2.​ Для развития связной речи:
    Описательные рассказы по лексическим темам.
    Обучение пересказу.
    Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    3.Самостоятельное составление мнемосхем.

           Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам.

             В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

    Работая с интернет – ресурсами я познакомилась и изучила живые мнемотаблицы.

    Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в  таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

    Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.

    Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных,  слуховых анализаторов обучаемых.

    Работу с живыми мнемотаблицами провожу поэтапно:

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществление  перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

    3 этап: Пересказывание сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

    В начале работы с живыми мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

    В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц я использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым  мнемотаблицам.


          Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень . Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений".

    Описание этапов работы. Примеры речевого материала....

    «Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»

    «Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

    Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

    Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

    Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

    Данная работа поможет Вам научить ребенка "искусству запоминания"....

    Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка

    Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...

    Доклад "Использование мнемотехники в работе с детьми с ТНР"

    Приёмы мнемотехники помогают  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. С их помощью дошколятам легче составлять предложения, пересказывать небольшие тексты, заучивать стихи....