«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
статья по литературе (6 класс)

«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogdanova._statya.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»

Богданова Галина

Анатольевна

учитель русского языка и чтения

ГОКУ СКШ № 6

г. Нижнеудинск

      Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам –

 он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит на лету.

Константин Дмитриевич Ушинский

Главная ценность человечества - память. Бытует мнение – хорошая память либо есть, либо ее нет. Но это не так. Память — один из самых удивительных и загадочных психических процессов. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать. Мы всю жизнь пытаемся что-то запоминать, совершенно не понимая при этом, почему одно запоминается легко, а другое нет.   Людей, которые не могут что-то запомнить нет, есть люди, которым не объяснили, как это сделать.

Медицинская и специальная психология располагают рядом исследований, посвященных изучению как личностных особенностей, так и отдельных психических функций детей с умственной отсталостью. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Как отмечает В.Г. Петрова (1959) слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у детей с нарушением интеллекта слабо развита.

 Одним из эффективных приёмов в процессе развития памяти детей  с ОВЗ является использование мнемотехники. Мнемотехника абсолютно безвредна для психического здоровья человека; более того она может быть превосходным средством профилактики и коррекции различных нарушений в развитии и протекании психических процессов. Мнемотехника, как на стадии обучения, так и на стадии использования не требует никакого оборудования и каких-либо иных материальных затрат. Использование мнемотехнических приемов не связано с вторжением в бессознательные сферы человека.

  Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

  Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

    МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания
 информации.
            Мнемотехника, как средство запоминания, возникла еще в  древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить разные ассоциации.  Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.
            Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному в игровой форме.
   Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

1. Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.  Работа с мнемоквадратами дополняется артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями, что позволяет сделать ее более интересной, творческой.

2. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.  Мнемодорожка несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

3. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей произведений, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведений. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие.

Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

              Итак, где же можно использовать мнемотаблицы:
 -  для обогащения словарного запаса;
 - при обучении составлению описательных рассказов;
 - при обучении пересказу;
 - при отгадывании и загадывании загадок;
 - при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
            Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

1. Кодирование в образы.

2. Запоминание (соединение двух образов).

3. Запоминание последовательности.

4. Закрепление в памяти.

       Этапы работы по запоминанию           стихотворений (скороговорок, чистоговорок)

1. Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.
2. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.
4.Разобрать непонятные слова и определения.
5. Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.
6. Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Рассказать стихотворение.

Алгоритм работы с текстом

1. Чтение взрослым текста.

2. Рассматривание мнемотаблицы.

3. Ответы на вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц,  когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

  Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо:

-предлагать небольшое количество материала;

-неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом;

-заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
           Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.        Благодаря использованию мнемотехники, у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Мнемотехника  помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, дети получают навыки коммуникации и общения.

 Список литературы:

  1. Акимова Г. Е. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). Екатеринбург: «У-Фактория», 2006. 272 с.
  2. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.: Педагогика, 1988. 122с.
  3. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1939. 64 с.
  4. Зиганов М. А., Козаренко В. А.  Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2000. 173 с.
  5. Подлиняев О.Л. Эффективная память.: учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.ун-та, 2009. 199 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Данная работа поможет Вам научить ребенка "искусству запоминания"....

Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...

"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...

«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»

laquo;Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»...