Сенсорное развитие детей с ОВЗ
методическая разработка

Тихомирова Наталья Леонтьевна

В разработке говорится о сенсорных способностях детей с ОВЗ, о том, как происходит знакомство с сенсорными эталонами, даны рекомендации и описание коррекционных игр для использования на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_s_ovz.docx81.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

D:\Iris\Desktop\ljMDctNGV.jpg

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста

 «Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением» - это положение было обосновано Ф.Бэконом в его философской концепции.

        Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Ребёнок активно накапливает информацию об окружающем мире путём живого общения с этим миром. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения. Психологи определили: человек запоминает 10% того, что он слышит,  50% того, что видит,  почти 90% того, что делает. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для формирования его познавательной и личностной сферы.

В идеале у человека должны одинаково хорошо функционировать все сенсорные каналы. Но на деле эта аксиома работает не всегда. Как правило, один или два канала восприятия у человека оказываются притупленными.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает по срокам, проходит неравномерно и имеет особенности. Дети испытывают трудность в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, что сдерживает развитие всей познавательной деятельности ребёнка.

Чувствительность и острота восприятия всех  сенсорных каналов   поддается тренировке. Особенностью сенсорной организации человека является и  то, что она складывается на протяжении всей его жизни. Это формирование его впечатлений о внешних качествах предмета:  форма,  цвет,  вкус,  запах,  размер, положение предмета в пространстве.

Сенсорные способности - это возможности организма, которые помогают обеспечивать ощущения человеку и принятие человеком мира, окружающей среды, а также самого себя. Развитие сенсорных способностей, включает в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение способам исследования предмета (умение различать формы, размер, цвет); обучение и развитие аналитического восприятия (умение разбираться в сочетаниях цветов, определять форму предметов, выполнять отдельные измерения величины).

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки. В качестве эталонов формы – геометрические фигуры.

Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею.

Овладение эталонами величины происходит несколько труднее. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому её определение производится посредством условных мер. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом. Эти представления могут обозначаться словами «маленький», «большой», «самый маленький».овладение эталоном величины предполагает обучению умению выделять длину, ширину и высоту предметов.

Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала знакомят с основными образцами, а затем с их разновидностями.

После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Обучение обследованию формы предмета – это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор – прямоугольный, тарелка – круглая ит.д.)

На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться приём обведения контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая  один к другому. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины – научиться пользоваться простейшей меркой (например, полоска бумаги).

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Тактильные образы возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

Ведя пальцем по шероховатой бумаге, ребёнок создаёт образ буквы, который соединяет в себе зрительный раздражитель и раздражитель тактильных рецепторов.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков

В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладет в коробку круглые предметы, синие цветочки, маленькие яблочки ит.д.)

Большой интерес у детей вызывают дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.

(«Чудесный мешочек», «Кладоискатели» (Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы) и ищет спрятанный предмет)

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

       На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 «Отгадай цифру/букву»

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют эффективность формирования навыков письма и чтения. Подбирая зрительные образы к уроку, четко продумываю, какое воздействие они должны оказать, использую систему дидактических игр и упражнений.

«Запомни и нарисуй»

Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

«Буквы»

Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): все буквы И; все гласные; одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

«Найди букву»

В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть, например букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

«Что изменилось?»

Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

«Найди ошибку»

 Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:

слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др. предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).  Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

 «Найди отличия»

Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

«Знаковая таблица»

       Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

«Наложенные изображения»

Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»

 Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения

Очень важным считаю развивать у детей фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Начинаю работу с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие, в дальнейшем наращивая  сложность.

«Тихо и громко»

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

«Высокий и низкий звук»

Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.

«Далеко — близко»

У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

«Слушай и выполняй»

Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например, повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.

«Что слышно?»

По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Работа по формированию сенсорных представлений не должна ограничиваться каким-то определённым видом занятий. Во время упражнения нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности.

Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться.

сенсорный развитие школьник



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...

Игры направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Семинар для воспитателей ДДИ№1: «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюДата проведения семинара:04.05.2012г.» Цели семинара:1.  Закрепить понятия ...

Сенсорное развитие детей с ДЦП в домашних условиях

В статье даются рекомендации родителям по организации развивающих занятий в домашних условиях, направленных на развитие сенсомоторной сферы детей с ДЦП...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Введение Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Статья. «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ....

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.

laquo;Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия иформирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,а так...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»

Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...