Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
материал

 «Сенсорное развитие ребёнка –

 это развитие его восприятия и

формирование представлений о

внешних свойствах предметов:

 их форме, цвете, величине,

положении в пространстве,

а также запахе, вкусе и т.п.»

 Венгер Л.А.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие ребёнка –

 это развитие его восприятия и

формирование представлений о

внешних свойствах предметов:

 их форме, цвете, величине,

положении в пространстве,

а также запахе, вкусе и т.п.»

 Венгер Л.А.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Малыш стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Необходимыми  для умственного развития маленьких детей являются и дидактические игры.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Но если усвоение происходит стихийно, без  педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие малыша  с первых дней его жизни является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат  в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством зрения, осязания, мышечного чувства, ребёнок начинает различать форму, величину, цвет предметов.  

Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие  планомерно, систематически включалось в  жизнь ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет огромное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.  

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, вызывать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достигнуть различными приемами. Используя: потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал.

Готовя пособия, дидактические игры, надо опираться на  эталонную систему основных цветов спектра. Сначала знакомить детей с двумя контрастными цветами. В этом помогут игры: «Ленточки для шариков», «Ленточки красивые – красные и синие»,  «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом используя каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила).

На первых занятиях цвета предметов не называть. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» - «не такой», используя прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

Затем, когда дети усвоили эти  цвета, предложить детям игры с ориентировкой на четыре основных цвета. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, карандаши, др).

Для формирования представлений о форме предметов нужно различать предметы с помощью приёма сравнения. Побуждать детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произнести фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагается детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

В играх на определение величины используется самое большое количество предметов. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие », «Подари зайчику морковку», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький) » способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек»,др.

Особое значение, на мой взгляд,  имеет организация дидактической игры педагогом, которая осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Работая с детьми раннего возраста, организация дидактической игры  имеет свои особенности. Надо хорошо знать и учитывать  возрастные особенности детей: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво, он быстро отвлекается. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы.

Большую требовательность педагогу нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя.  

Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм. Например, детям говорить: «Сегодня мы с вами хорошо играли  пирамидками,  а в следующий раз в  коробке будут другие игрушки».  

В конце игры  спрашивать у  детей, понравилась ли она им, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Подводя итоги игры с детьми раннего возраста,  отмечать только положительные стороны (играли дружно, научились делать (указать конкретно что), др.)

Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры осуществляю через различные виды деятельности (в совместной деятельности, в режимных моментах), как часть в НОД.

В познавательно-исследовательской деятельности знакомство детей со свойствами и качествами природного материала, например, камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Детям очень интересно играть в такие игры-эксперименты,

Экспериментируя - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.

Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Проблемная ситуация,  замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить). Специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.

 В продуктивной деятельности: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий ),  игры с конструктором лего (крупным и мелким), игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др. Благодаря дидактическим играм по лепке, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения, закрепляются основные цвета спектра, др.

Игровая деятельность: Игры с машинками: «Прокати по дорожке» ,«Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Куклы собираются на прогулку»,  «Оденем куколок на праздник» и др.

Дидактические игры в игровой деятельности также способствуют запоминанию сенсорных эталонов, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, др.

Двигательная  деятельность: игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, колясками, катание с горки, др). Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, ходьба по «Дорожкам здоровья». В двигательной деятельности у детей развивается ориентировка в пространстве, координация движений, др.

Коммуникативная деятельность: игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, шестигранный карандаш). Пальчиковые игры «Чудесный мешочек» и др.    

Музыкальная деятельность: игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка). Игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры, народная игрушка (неваляшки, свистульки, др).

Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группой комнате, приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.

Чтение художественной литературы: детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Здесь я использую книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров, др.

Для успешного формирования сенсорных представлений у детей, придерживаться следующих принципов:

• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.

• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяется поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

•Принцип активности – придерживаясь данного принципа,  предоставлять детям высокую степень самостоятельности и инициативы.

• Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.

• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.

• Принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей.

Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Консультация для воспитателей. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в простран...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»

Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...

Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ   ИГРУ...

План по самообразованию "Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру"

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру»....