Главные вкладки

    СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
    материал по теме

    Рахметова Елена Анатольевна

    В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rakhmetova-statya.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ  "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Рахметова Елена Анатольевна - старший воспитатель  

    Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный Центр» села Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Василёк».

    446350, Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Чапаевская, 69

    Раб.:8(84660) 4-64-21; 4-07-03; моб.: 8(927) 208-88-11

    E-mail: erachmetova@mail.ru

    Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения – воспитывать достойного члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации уже с раннего возраста необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний [2].

      Ранний возраст - это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности [1].

    В 2013 учебном году на базе нашего детского сада "Василек" был создан Клуб раннего развития ребенка - "В большой мир вместе с мамой"¸ как  совместное с семьей образовательное пространство¸ целью которого стало создание всех необходимых условий для постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию и комфортной его адаптации к дошкольному учреждению через непосредственное общение с педагогами и другими детьми [3].

    Работа Клуба раннего развития  направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала детей раннего возраста, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие творческих способностей а также формирование у родителей высокой педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития своих детей.

    Исходя из этого, целью деятельности клуба раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.

    Задачи Клуба раннего развития:

    - Создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;

    - Всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с музыкой, физической культурой, игрой;

    - Создание условий для реализации ребенком потребности в общении н а прогулках и игровых занятиях, проводимых подгруппами, формирование у него социальных  навыков;

    - Повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств музыкально-физкультурно-образовательной деятельности.

    Для достижения целей и результативности работы Клуба раннего развития в дошкольном учреждении созданы такие развивающие центры, как музыкальная гостиная,  и центр здоровья, располагающиеся в музыкально-спортивном зале, а также  отдельная студия лепки, конструирования и рисования.

     По результатам работы Клуба была  разработана и составлена комплексная программа, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста.

    Образовательный процесс в Клубе раннего развития осуществляется специалистами детского сада в течение учебного года в соответствии с намеченными тематическими блоками, содержащими одну из сюжетных линий для раскрытия вопросов характерных для детей младшего дошкольного возраста.

    При этом  одно занятие еженедельно дублируется, т.е. содержание не меняется, а ранее разученный материал закрепляется в другом рабочем пространстве и другой атрибутикой.

    Педагоги, занимающиеся в Клубе раннего развития: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре  и педагог-психолог выстраивают свою работу с учетом интересов, возможностей и индивидуальных особенностей детей, а также в тесном сотрудничестве с родителями будущих воспитанников детского сада.

            Всю образовательную работу  Клуба условно можно разделить на 2 раздела: практический, который предполагает непосредственно работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей. С этой целью в конце каждого занятия с родителями проводят беседу или мини-лекцию специалисты детского сада.  Мини-лекции затрагивают актуальные вопросы, связанные с особенностями данного возраста, спецификой и целесообразностью раннего развития, взаимодействием родителей, конфликтами в семье и различными аспектами воспитания (Например: "Льзя" или "Нельзя"? "Ребенок и телевизор", "Основы закаливания", "Непослушный малыш", "Как много можно рассказать малышу", "Лучший возраст для чудес" и др.)

            Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с музыкальным сопровождением. Координация движений¸ мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии музыкальных подвижных игр, ритмической гимнастики, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а также с помощью познавательно-творческой деятельности [4]. В соответствии с принципами системности и последовательности в начале года с детьми проводятся занятия более простые, доступные их пониманию. Исходя из идеи природосообразности календарно-тематическое планирование проведено с соответствии со сменой времен года: осень, зима, весна, лето. В каждом  месяце проводится по 8 занятий продолжительностью по 1 часу, 2 раза в неделю, за исключением января.

    Структура развивающих занятий представлена в таблице.

                                           

    Структура развивающего занятия

    Составные части занятия

    Примечание

    Примерное

    время

    1

    Музыкальное приветствие

    Остается неизменным на каждом занятии

    2 мин.

    2

    Музыкально-пальчиковая гимнастика

    Меняется каждые 8 занятий

      3 мин.

    3

    Музыкально-ритмическая часть. Разминка (марш-бег-прыжки). Полоса препятствий.

    Меняется каждые 8 занятий

    5 мин.

    4

    Упражнения для развития координации движений, зарядка. Игры с ручками и ножками

    Меняется каждые 4-8 занятий

    5 мин.

    5

    Упражнение на развитие мелкой моторики, развитие речи

    Новый материал на каждое занятие, через некоторое время повторяется

    5-10 мин.

    6

    Музыкально-ритмическая часть (пляски, танцы, слушание песенок, запевок)

    Меняется каждые 4-8 занятий

    5-7 мин.

    7

    Игровой массаж под музыку

    Меняется каждые 8 занятий

    2-3 мин.

    8

    Инсценировка и показ сказок, стихотворений

    Новый материал на каждое занятие

    5 мин.

    Изобразительная деятельность (рисование,  лепка¸ аппликация¸ поделка) по теме

    Новый материал на каждое занятие

    5-7 мин.

    9

    Свободная деятельность детей. Консультативная беседа с родителями.

    Новый материал на каждое занятие

    15-20 мин.

    10

    Прощание с музыкальным сопровождением

    Остается неизменным на каждом занятии

    2 мин.

                  Из таблицы видно, что многие фрагменты от занятия к занятию повторяются. Такая часта повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет радость.

                Таким образом, содержание работы Клуба раннего развития "В большой мир вместе с мамой" носит комплексный характер. Педагоги используют все  виды деятельности, доступные детям раннего возраста [5]. Занятия проходят в спокойной, положительно окрашенной атмосфере. Этому способствуют и присутствие родителей на занятии и их активное взаимодействие на занятии, и музыкальное сопровождение, которое создает положительный настрой на занятии.

    Педагоги неоднократно представляли опыт работы (систему работы) Клуба раннего развития на семинарах, методических объединениях, а также на открытой окружной педагогической конференции и Всероссийской научной конференции.  

    ЛИТЕРАТУРA

    1.Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста: Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. СПб.: ИРАВ, 2009

    2. Борисенко М.Г. Ползаем, ходим, бегаем¸ прыгаем. - СПб.: Паритет, 2009

    3. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. - М.: Просвещение, 2010

    4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

    5. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль: Академия, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

    В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...

    «Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».

    Цель: расширение  знаний педагогов о нетрадиционных способах  гармоничного развития детей с использованием игр с песком....

    Предлагаю вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

    Данные конспекты были проведены в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия, во время которых ...

    Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

    В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

    Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"

    Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

    Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста

     При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...


     

    Комментарии

    Бирюкова Татьяна Александровна

    Замечательная статья, близкая любой МАМЕ!!!