СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
материал по теме

Рахметова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rakhmetova-statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ  "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Рахметова Елена Анатольевна - старший воспитатель  

Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный Центр» села Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Василёк».

446350, Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Чапаевская, 69

Раб.:8(84660) 4-64-21; 4-07-03; моб.: 8(927) 208-88-11

E-mail: erachmetova@mail.ru

Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения – воспитывать достойного члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации уже с раннего возраста необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний [2].

  Ранний возраст - это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности [1].

В 2013 учебном году на базе нашего детского сада "Василек" был создан Клуб раннего развития ребенка - "В большой мир вместе с мамой"¸ как  совместное с семьей образовательное пространство¸ целью которого стало создание всех необходимых условий для постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию и комфортной его адаптации к дошкольному учреждению через непосредственное общение с педагогами и другими детьми [3].

Работа Клуба раннего развития  направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала детей раннего возраста, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие творческих способностей а также формирование у родителей высокой педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития своих детей.

Исходя из этого, целью деятельности клуба раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.

Задачи Клуба раннего развития:

- Создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;

- Всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с музыкой, физической культурой, игрой;

- Создание условий для реализации ребенком потребности в общении н а прогулках и игровых занятиях, проводимых подгруппами, формирование у него социальных  навыков;

- Повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств музыкально-физкультурно-образовательной деятельности.

Для достижения целей и результативности работы Клуба раннего развития в дошкольном учреждении созданы такие развивающие центры, как музыкальная гостиная,  и центр здоровья, располагающиеся в музыкально-спортивном зале, а также  отдельная студия лепки, конструирования и рисования.

 По результатам работы Клуба была  разработана и составлена комплексная программа, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста.

Образовательный процесс в Клубе раннего развития осуществляется специалистами детского сада в течение учебного года в соответствии с намеченными тематическими блоками, содержащими одну из сюжетных линий для раскрытия вопросов характерных для детей младшего дошкольного возраста.

При этом  одно занятие еженедельно дублируется, т.е. содержание не меняется, а ранее разученный материал закрепляется в другом рабочем пространстве и другой атрибутикой.

Педагоги, занимающиеся в Клубе раннего развития: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре  и педагог-психолог выстраивают свою работу с учетом интересов, возможностей и индивидуальных особенностей детей, а также в тесном сотрудничестве с родителями будущих воспитанников детского сада.

        Всю образовательную работу  Клуба условно можно разделить на 2 раздела: практический, который предполагает непосредственно работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей. С этой целью в конце каждого занятия с родителями проводят беседу или мини-лекцию специалисты детского сада.  Мини-лекции затрагивают актуальные вопросы, связанные с особенностями данного возраста, спецификой и целесообразностью раннего развития, взаимодействием родителей, конфликтами в семье и различными аспектами воспитания (Например: "Льзя" или "Нельзя"? "Ребенок и телевизор", "Основы закаливания", "Непослушный малыш", "Как много можно рассказать малышу", "Лучший возраст для чудес" и др.)

        Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с музыкальным сопровождением. Координация движений¸ мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии музыкальных подвижных игр, ритмической гимнастики, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а также с помощью познавательно-творческой деятельности [4]. В соответствии с принципами системности и последовательности в начале года с детьми проводятся занятия более простые, доступные их пониманию. Исходя из идеи природосообразности календарно-тематическое планирование проведено с соответствии со сменой времен года: осень, зима, весна, лето. В каждом  месяце проводится по 8 занятий продолжительностью по 1 часу, 2 раза в неделю, за исключением января.

Структура развивающих занятий представлена в таблице.

                                       

Структура развивающего занятия

Составные части занятия

Примечание

Примерное

время

1

Музыкальное приветствие

Остается неизменным на каждом занятии

2 мин.

2

Музыкально-пальчиковая гимнастика

Меняется каждые 8 занятий

  3 мин.

3

Музыкально-ритмическая часть. Разминка (марш-бег-прыжки). Полоса препятствий.

Меняется каждые 8 занятий

5 мин.

4

Упражнения для развития координации движений, зарядка. Игры с ручками и ножками

Меняется каждые 4-8 занятий

5 мин.

5

Упражнение на развитие мелкой моторики, развитие речи

Новый материал на каждое занятие, через некоторое время повторяется

5-10 мин.

6

Музыкально-ритмическая часть (пляски, танцы, слушание песенок, запевок)

Меняется каждые 4-8 занятий

5-7 мин.

7

Игровой массаж под музыку

Меняется каждые 8 занятий

2-3 мин.

8

Инсценировка и показ сказок, стихотворений

Новый материал на каждое занятие

5 мин.

Изобразительная деятельность (рисование,  лепка¸ аппликация¸ поделка) по теме

Новый материал на каждое занятие

5-7 мин.

9

Свободная деятельность детей. Консультативная беседа с родителями.

Новый материал на каждое занятие

15-20 мин.

10

Прощание с музыкальным сопровождением

Остается неизменным на каждом занятии

2 мин.

              Из таблицы видно, что многие фрагменты от занятия к занятию повторяются. Такая часта повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет радость.

            Таким образом, содержание работы Клуба раннего развития "В большой мир вместе с мамой" носит комплексный характер. Педагоги используют все  виды деятельности, доступные детям раннего возраста [5]. Занятия проходят в спокойной, положительно окрашенной атмосфере. Этому способствуют и присутствие родителей на занятии и их активное взаимодействие на занятии, и музыкальное сопровождение, которое создает положительный настрой на занятии.

Педагоги неоднократно представляли опыт работы (систему работы) Клуба раннего развития на семинарах, методических объединениях, а также на открытой окружной педагогической конференции и Всероссийской научной конференции.  

ЛИТЕРАТУРA

1.Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста: Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. СПб.: ИРАВ, 2009

2. Борисенко М.Г. Ползаем, ходим, бегаем¸ прыгаем. - СПб.: Паритет, 2009

3. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. - М.: Просвещение, 2010

4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль: Академия, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...

«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».

Цель: расширение  знаний педагогов о нетрадиционных способах  гармоничного развития детей с использованием игр с песком....

Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста

 При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.

laquo;Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия иформирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,а так...


 

Комментарии

Бирюкова Татьяна Александровна

Замечательная статья, близкая любой МАМЕ!!!