Мастер-класс для педагогов на тему :«Сенсорное развитие детей с ТМНР через дидактические игры»
методическая разработка (7 класс)
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Сенсорное развитие детей с ТМНР через дидактические игры»
Цель мастер-класса:
Познакомить педагогов с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей с ТМНР.
Задачи мастер-класса:
Познакомить учителей с понятием «сенсорное развитие»;
познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать на уроках;
Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение узнавать и показывать, называть цвета, формы, запахи.
Учить выполнять простые движения по подражанию за педагогом.
Закреплять умение различать и соотносить цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
Коррекционно-развивающие:
Активизировать речь ребенка
Развивать умение сосредотачивать и удерживать внимание.
Развитие тактильно-двигательного восприятия через игровые упражнения.
Воспитательные:
Воспитывать умение самостоятельно выполнять доступные задания.
Тип занятия: обобщающий (формирование и закрепление знаний).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.48 МБ | |
| 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция «Цветная»
Станция «Фигурная»
Станция «Ароматная»
Станция «Музыкальная»
Станция «Тактильная»
зеленый круглый сладкий фрукт
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Особенности развития сенсорной сферы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития проявляются в следующем: сенсорный опыт накапливается только в специальных условиях обучения; чем более выражена тяжесть интеллектуального нарушения, тем значительнее роль чувственного опыта: ощущений и восприятий, в познании и ориентировке в окружающем мире.
Наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Сенсорное развитие детей с ТМНР направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависят от качества сенсорного опыта, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.
Цель обучения: активизация чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического коррекционно-педагогического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
В основу содержания каждого раздела заложен принцип от простого к сложному - расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности, формирование сенсорно-перцептивных действий.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания. На основе сенсорно-перцептивных действий ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Использование дидактических игр расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Мастер-класс для родителей
Ход мастер класса:
- Добрый день, Уважаемые коллеги!
- Каждый из нас был маленьким, и наверное помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, погладить, попробовать - т. е. изучить предмет со всех сторон. И поэтому проведём нашу встречу не совсем обычно, а в форме игры.
- Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движения рук и глаз, Вы согласны со мной?
Создание проблемной ситуации (выносится мешочек).
4 слайд
Сейчас я Вам предлагаю угадать, что находится в этом мешочке?
(выслушиваются предложения).
- Вы попали в затруднительную ситуацию, не так ли?
Я предлагаю Вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным предметом. Я познакомлю Вас с дидактическими играми, направленными на усвоение сенсорных эталонов и тогда Вы легко догадаетесь, что же находится в этой коробке. А так как Вы особенных детей, а все дети любят играть, предлагаем Вам забыть на время о том, что вы взрослые - превращаемся в детей и немного поиграем. Готовы?
5 слайд
-Мы отправимся с вами в путь на паровозике (Проводится игра «Паровозик»)
Первая Станция «Цветная».
6 слайд
На этой остановке мы познакомимся с цветом и научимся чередовать цвета.
Игра «Цветные бусы»
Смотрите, наши куклы порвали свои бусы. Давайте поможем нашим куклам вернуть все на свои места.
- В благодарность за нашу помощь, куклы оставили нам подсказку (карточку с зеленым цветом).
Едем дальше.
7 слайд
Остановка «Фигурная».
Здесь нас встречает почтальон, но он вез так много посылок, что все перепутал.
Игра «Разложи фигуры».
Почтальон говорит нам «Спасибо» и дает нам еще подсказку (круг).
Теперь мы знаем, что предмет в мешке зеленого цвета и он круглой формы.
Поехали дальше.
8 слайд
Остановка «Ароматная».
Какие здесь запахи! Давайте попробуем угадать, чем же пахнет?
Угадывают запах кофе, чеснок, апельсин.
И здесь мы тоже получаем подсказку: (конфету).
Конфета какая? Сладкая.
Станция «Музыкальная»
Это была конечная остановка. Мы весело поиграли и получили четыре подсказки. Давайте вспомним. Предмет в коробке зеленый, круглый и сладкий и это фрукт. Пройдя через все остановки, нам стали известны некоторые свойства неизвестного объекта. Но мы еще не можем догадаться, что там, пока не потрогаем. Давайте попробуем определить наощупь какой он (гладкий).
Теперь мы наверно можем догадаться, что же спрятано в нашем сенсорном мешочке? (Яблоко).
И так мы с Вами подтвердили тот факт, что у взрослых и у детей познание неизвестного проходит по одному пути : через восприятие сенсорных свойств и качеств. Наиболее полный образ объекта ребенок получает тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Спасибо за внимание!
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Сенсорное развитие детей с ТМНР через дидактические игры»
Цель мастер-класса:
Познакомить педагогов с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей с ТМНР.
Задачи мастер-класса:
Познакомить учителей с понятием «сенсорное развитие»;
познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать на уроках;
Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение узнавать и показывать, называть цвета, формы, запахи.
Учить выполнять простые движения по подражанию за педагогом.
Закреплять умение различать и соотносить цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
Коррекционно-развивающие:
Активизировать речь ребенка
Развивать умение сосредотачивать и удерживать внимание.
Развитие тактильно-двигательного восприятия через игровые упражнения.
Воспитательные:
Воспитывать умение самостоятельно выполнять доступные задания.
Тип занятия: обобщающий (формирование и закрепление знаний).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей через дидактические игры
Введение Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

План самообразования педагога по теме:"Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Подобрана литература по познавательному развитию с использованием сказок детей 3-4 лет, разработана программа работы...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
laquo;Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия иформирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,а так...

Сенсорное развитие детей с ТМНР
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Консультация для родителей...

"Развитие речи у детей с ТМНР через пальчиковые, дидактические игры и попевки».
Пальчиковые игры, зачем они нужны, как они могут помочь ребенку в речи. Пальчиковые игры помогают ребенку сконцентрировать внимание на взрослом, учат повторять за взрослым движения и слова. Хорошо раз...
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру"
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру»....





