Сенсорное развитие детей с ТМНР
методическая разработка

Говорецкая Елена Георгиевна

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог: Говорецкая Е.Г.

Особенности сенсорного развития детей с ТМНР

Слайд 1 Сравнительно недавно дети c умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития считались «необучаемыми». Современный научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды способствуют развитию  личности особого ребенка. Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин установили, что у детей c ОВЗ развитие и формирование социокультурного опыта складывается вследствие включения ребёнка c различными нарушениями развития в мир людей, действий, отношений, чувств.

В стандарте образования закрепляется  право детей c ОВЗ на обучение: «Стандарт направлен на обеспечение: …максимального расширения доступа обучающимся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям». Дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития  отнесены к категории -обучающиеся c ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития).

Тяжелое и множественное нарушение развития является специфически целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.

Тяжелое и множественное нарушение развития – это совокупность различных психических и физических отклонений в развитии, возникших, как правило, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Тяжесть характеризуется высокой степенью выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта). Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика,  сенсорная и эмоциональная сферы человека.  

Таким образом, ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между всеми нарушениями, составляющими ее структуру.

ФГОС предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования. Основные функции, компоненты и направления деятельности для детей с ТМНР отражены в  варианте 2 ФГОС для обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 года. ФГОС вариант 2 предусматривает реализацию  коррекционного курса «Сенсорное развитие».

Слово «Сенсорный, сенсорный» имеет два значения. Сенсорный (техническое) - «реагирующий на прикосновение» (о приборе).

Сенсорное (из сферы биологии) - «относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств». Таким образом, корректно: сЕнсорный датчик, сЕнсорный экран, сЕнсорный выключатель.

Но в нашем случае: сенсОрная реакция человека, сенсОрная физиология, сенсОрное развитие.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические (ощущения, связанные с функциональными потребностями организма). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы.

Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.

Состав обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (ТМНР), весьма разнороден. Тяжелая форма интеллектуальной недостаточности может сочетаться с различной неврологической симптоматикой, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями. Наряду с недоразвитием всех психических процессов (ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, низкая познавательная активность, несформированность функций внимания и памяти, недостаточная регуляция поведения), отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие.

Слайд 2 Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами.

Цель процесса сенсорного развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Дети с ТМНР чаще вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр.), поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Слайд 3 Коррекционный курс  «Сенсорное развитие» способствует развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, а также восприятию запаха и вкуса, т.е. создает оптимальные условия познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по курсу,  развивают и формируют навыки общения, познавательной деятельности, помогают обучающимся ориентироваться в окружающем пространстве, создают условия для самостоятельных действий и закладывают основу социокультурного опыта.

Сенсорное развитие помогает в освоении уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность, элементарные математические представления.

Занятия проводятся индивидуально или в малых подгруппах, не более 2-х детей. Распределение коррекционных упражнений, заданий позволяет излагать материал несколько раз, но c элементами усложнения, расширяя и обогащая содержание новыми компонентами. Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей.

Слайд 4 Рекомендации по проведения занятий по сенсорному развитию для детей с ТМНР.

•Продвигаться вперёд маленькими шагами. Некоторые дети  с ТМНР нуждаются в обучении выполнять простые инструкции,  например: «Иди ко мне», «садись». Также нужно учить выполнять простые действия,  например: брать и выпускать, класть и бросать предметы. Овладение простыми действиями является основой для дальнейшего развития детей с ТМНР.

•Давать простые указания. Инструкция должна быть чёткой, короткой и понятной ребёнку, чаще всего сопровождаться жестом. Например: «Это вата, она мягкая, это банка, она твердая».

•При выполнении игр и упражнений необходимо демонстрировать, что нужно делать.

•Выполнять действия сопряжённо. Чаще всего в своей работе применяется фраза: «Посмотри, как я умею делать, давай вместе….» и более сложный вариант: «Сделай сам …». Многие обучающиеся  очень долго выполняют действия сопряжённо, им тяжело даётся умение подражать действиям взрослого.

•Похвалить. Любое стремление ребёнка c ТМНР к обучению должно поддерживаться положительными эмоциями.

Слайд 5-7 На занятиях по курсу «Сенсорное развитие»  применяются следующие игры и упражнения: тактильное и визуальное обследование материалов, игрушек;  игры со светящимися,  звучащими и музыкальными игрушками; упражнения с музыкальными и сенсорными ковриками (дорожками); игры и упражнения с материалами, различными по фактуре; действия с различными игрушками и предметами, например: сортировка предметов по цвету, форме, размеру; игры-имитации звуков, пальчиковые гимнастики, игры с движениями, тактильный массаж.

Слайд 8-14 Многие игры и упражнения направлены на развитие нескольких  сенсорных анализаторов. Например: упражнение «Посмотри» позволяет развивать зрительное восприятие и учит концентрировать внимание  ребёнка на объекте,  способствует обогащению знаний об окружающем мире;  тактильный массаж способствует развитию умения называть и показывать части тела и лица на себе; игры со звуковыми предметами способствуют развитию слухового восприятия и координации движений. В первом классе для облегчения процесса адаптации к школе включаются игры и упражнения на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, на формирование  предпосылок к общению со сверстниками. Для реализации этих задач применяются следующие  игры («Делаем вместе», «Передай игрушку», «Вместе веселее», «Покружились, обнялись»).

Основной трудностью при реализации курса «Сенсорное развитие является материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующей коррекционно-развивающей среды и подборка игр и упражнений,  соответствующих образовательным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР.

Слайд 15,16 Для преодоления данных трудностей приобретаю и изготавливаю пособия для проведения занятий. На слайдах представлены материалы и оборудование, которые уже приобретены, изготовлены или еще предстоит сделать.

Слайд 17 Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. Успехов вам в дальнейшей работе.

  1. Брюс Л. Путь к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам: Помощь детям России 1997
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники : Ростов- на-Дону : Феникс, 2007. — 349, с. — (Психологический практикум).
  3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:  для родителей и педагогов дошкольных учреждений,  под редакцией Стребелева Е.А., Мишиной.Г.А. Москва:  Изд-во «Экзамен»., 2004., 137с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599
  5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: рекомендована для образовательных учреждений , под редакцией  Баряевой. Л.Б., Яковлевой.Н.Н.Санкт-Петербург: Изд-во « ЦДК проф. Л.Б.Баряевой»., 2011.,479с
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся  с умственной отсталостью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности сенсорного развития у детей с особыми образовательными потребностями «Стандарт направлен на обеспечение: …максимального расширения доступа обучающимся c интеллектуальными нарушениями к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, Вариант 2 ФГОС) Учитель-дефектолог: Говорецкая Е.Г.

Слайд 2

Коррекционный курс «С енсорное развитие» Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами. Цель процесса сенсорного развития: – научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков; – помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Курс «Сенсорное развитие» предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Слайд 3

Зрительное восприятие Коррекционный курс «С енсорное развитие» Слуховое восприятие Кинестетическое восприятие Восприятие запаха Восприятие вкуса Игры и упражнения, применяемые на занятиях по курсу, развивают и формируют навыки общения, познавательной деятельности, помогают обучающимся ориентироваться в окружающем пространстве, создают условия для самостоятельных действий и закладывают основу социокультурного опыта.

Слайд 4

Рекомендации по проведению занятий с детьми • Продвигаться вперёд маленькими шагами: учить выполнять простые действия, простые инструкции. • Давать простые указания. Инструкция должна быть чёткой, короткой и понятной ребёнку, чаще всего сопровождаться жестом. • При выполнении игр и упражнений необходимо демонстрировать, что нужно делать. • Выполнять действия сопряжённо: «Посмотри, как я умею делать, давай вместе….» и более сложный вариант: «Сделай сам …». • Похвалить. Любое стремление ребёнка к обучению должно поддерживаться положительными эмоциями.

Слайд 5

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Форма, цвет, размер: упражнения с геометрическими фигурами, крышками, палочками, мячиками и т.п.

Слайд 6

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Форма, цвет, размер: логические кубы с геометрическими фигурами Форма, цвет, размер: упражнение «Подбери по цвету»

Слайд 7

Материалы, оборудование в кабинете для занятий

Слайд 8

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Муляжи, р азрезные фрукты, овощи, иллюстрации: Подбери - соотнеси по цвету, форме, размеру; составь из частей.

Слайд 9

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Найди одинаковые по звучанию бутылочки Нанижи на шнурок Шнуровка: подбери по цвету, форме

Слайд 10

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Разная фактура материала: гла д кое, шершавое, мягкое, жесткое, теплое, холодное.

Слайд 11

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Пирамидки, мозаики Светящиеся, звучащие игрушки

Слайд 12

Материалы, оборудование в кабинете для занятий Оденься по сезону Звучащие игрушки Детская посуда

Слайд 13

Материалы, оборудование в кабинете для занятий

Слайд 14

Материалы, оборудование в кабинете для занятий

Слайд 15

Сделать пособия своими руками: игры с крышками игры с крышками игры с геометрическими фигурами (цвет, форма, размер)

Слайд 16

Сделать пособия своими руками: подбери по цвету

Слайд 17

Спасибо за внимание, уважаемые взрослые! Говорецкая Елена Георгиевна, учитель-дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...

Игры направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Семинар для воспитателей ДДИ№1: «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюДата проведения семинара:04.05.2012г.» Цели семинара:1.  Закрепить понятия ...

Статья "Эмоциональное развитие детей с ТМНР"

Это статья об эмоциональном развитии детей с ТМНР. Эмоциональное   развитие детей  с ТМНР  не зависит  от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворен...

«Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность социально-коммуникативного развития детей с ТМНР в условиях стационарного учреждения»

Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения....

Сенсорная интеграция детей с ТМНР

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями физического и или психического развития. Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции. Восприятие сиг...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»

Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...