Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
методическая разработка (10 класс)

Антонова Оксана Васильевна

урок по литературному чтению 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Урок по литературному чтению

                               Презентация урока с использованием ЭОР

 Учителя русского языка и литературы ГБОУ школа №17 Антоновой О.В.  

                                       для обучающихся 10 классов с ОВЗ

Тема: Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

Цель: познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».

Задачи:

• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

• формировать навыки исследовательской работы с текстом;

• развивать логическое мышление, наблюдательность,

• развивать и обогащать речь обучающихся;

• воспитывать чувство любви к природе, к человеку

Оборудование:

• толковый словарь;

• презентация

Используемые технологии:

• личностно-ориентированная;

• проблемно-поисковая;

• технология критического мышления.

                                                                           Но что может быть интересного

                                                                                   в грубом, необразованном человеке?

                                                                                  Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

Слайд № 1

  1. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника»)

Слайд № 2

  1. Актуализация знаний

-Что это за «Записки охотника»?  Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это  цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел)

- Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне)

Слайд № 3

  1. Мотивация

- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? (в крестьянах он видел таинственность)

  1. Создание проблемной ситуации

- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну) 

-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева)

  1. Постановка проблемы и темы исследования

- Кто обычно раскрывает тайны? (следователь)

- Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Слайд № 4

  1. Определение структуры урока-исследования.

-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах  помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:

  1. Выдвижение версий
  2. Поиск деталей, поясняющих ход дела
  3. Сопоставление и оценивание деталей
  4. Нахождение причины явления
  5. Раскрытие тайны

- В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка.

  1. Выдвижение гипотез

- У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ.

- Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает) 

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)

  1. Постановка цели исследования 

-  Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

  • Имя
  • Портрет
  • Отношение Бирюка к работе
  • Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
  • Отношение самого Бирюка к мужику-вору
  • Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет  нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание  качеств характера Бирюка.

Слайд № 5

  1.  Работа в группах.

-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.

Группа 1.

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком  называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

 одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы – подсказки:

  • Каково настоящее имя Бирюка?
  • Что обозначает прозвище  - Бирюк?
  • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
  • Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?

Группа 2.

Портрет

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы – подсказки:

  • Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?

В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»  задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Слайд № 6

Группа 1.

Отношение Бирюка к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы – подсказки:

  • Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
  • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Группа 2.

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы – подсказки:

  • Почему мужики ненавидят Бирюка?
  • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

Группа 1.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы – подсказки:

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?
  • Кого накажут за срубленное дерево?
  • Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

Группа 2.

Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

очень беден, несчастен, автор его жалеет

Вопросы – подсказки:

  • Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?
  • Счастлив ли Бирюк?
  • Почему от него сбежала жена?

11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть,

но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

Слайд № 7

12. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк -  КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять  приказы барина)

13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)

- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят

Слайд № 8

14. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом  деле).

- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Слайд № 15

15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

   Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.

Слайд № 16

16. Рефлексия.

-  Какое произведение мы сегодня исследовали? (Произведение И.С. Тургенева «Бирюк»)

- Образа какого героя раскрыли?    (Бирюка)

-Какая была цель исследования?     (Раскрыть тайну Бирюка.)

- мы раскрыли тайну Бирюка?            Да

- мы справились с расследованием?   Да

-Можно ли назвать И.С. Тургенева мастером в создании портретной характеристики;

-Какая его книга послужила делу освобождения крестьян от крепостного права?

- Какие знания вы сегодня получили на уроке?

17. Домашнее задание:  дать устное описание эпизода, который вы бы хотели проиллюстрировать.

18. Выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...

Урок - исследование по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"

Урок - исследование разработан в рамках новой технологии с развитием универсальных учебных действий. В приложении используется презентация "Записки охотника", история создания сборника, романс "Утро т...

Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк» (6 класс)

Учащихся, исследуя самостоятельно и вместе с учителем текст произведения И.С.Тургенева, получают знания о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания об...