Авторская программа факультативного курса по дисциплине «Язык и культура татарского народа»
рабочая программа

Авторская программа факулҗтативного курса " Язык и кулҗтура татарского народа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уруссинская школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Рассмотрено»                                    «Согласовано»                             «Утверждаю»

Руководитель ШМО                               Зам.директора по УР                Директор ГБОУ                                                                  

_______Саубанова Л.Н.                      _________                              ________Дусалимов И.М.            

Протокол № 1                                      Султанова Р.Р.                              Приказ № 136  

от  27.08.2019г.                                         27.08.2019г.                             от    31.08.2019г.

 

Авторская программа факультативного курса

по дисциплине «Язык и культура татарского народа»

ГБОУ «Уруссинская школа – интернат для детей с ОВЗ»

учителя высшей квалификационной категории

Султановой Раили Ракиповны

Рассмотрено на заседании

педагогического  совета

                                                                            протокол №1 от 27 августа 2019г.

2019-2020учебный год.

Содержание                                 

  1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
  2. Новизна, актуальность программы…………………………………………..6
  3. Цель и задачи…………………………………………………………………...6
  4. Ожидаемые результаты и способы их проверки....……………………….….7
  5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.……………..........8
  6. Результаты изучения курса …………………………………………………...9
  7. Направленность образовательной программы…………………………..….13
  8. Содержание курса…………………………………………………………….16
  9. Календарно-тематическое планирование……………………………..…….20
  10.  Материально- техническое обеспечение курса…………...……………….24
  11. Список литературы …………………………………………………….…….26

Пояснительная записка.

  Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета ГБОУ «Уруссинская школа- интернат для детей с ОВЗ» Ютазинского муниципального района РТ.

   Настоящая программа предлагает минимальное комплексное обучение всем уровням татарского языка и видам речевой деятельности на базе такого образовательно – воспитательного материала, содержание которого направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся и развитие их мыслительной и познавательной активности.

   В процессе обучения родному языку большое внимание должно быть уделено воспитанию у школьников дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия, чувства доброжелательности, бережного отношения к родной природе, взаимопомощи, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, привитию интереса к татарскому языку, желательно говорить по-татарски. На занятиях следует уделять много внимания повышению уровня речевой культуры, монологической и диалогической речи учащихся, развитию познавательных интересов детей.

    Одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы является культурологическое образование. Это диктуется процессами, протекающими в современном обществе. Многонациональный состав населения России, социально-экономические и политические трансформации последних десятилетий, изменившие социально – демографическую картину нашего общества, порождают необходимость создания благоприятного этнопсихологического климата, воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма.

    Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом “культура” воспринимается абсолютно все, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность.

      Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе начального образования. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции, как носителя культурных традиций России и Татарстана. Формированию мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся, осознанию гражданской ответственности

за судьбу страны, ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы, формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку, милосердие, культуру общения и поведения.

Забыты народные традиции. Праздники. Обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.

Данная программа предназначена для учителей татарского языка и литературы коррекционных школ для русскоязычных учащихся.

В татарскую школу ребенок приходит, уже владея умениями и навыками восприятия и порождения речи на родном (татарском) языке. В русской же школе на уроках татарского языка детей еще необходимо научить слушать и понимать татарскую речь, говорить по-татарски. Основная задача обучения татарскому языку заключается в следующем:

  научить детей практически пользоваться татарским языком как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов, а также указанных в ней сфер общения.

На уроках татарского языка русскоязычные учащиеся должны научиться правильно воспринимать речь на изучаемом языке, участвовать в разговоре (диалогическая речь), рассказывать об увиденном и услышанном (монологическая речь), читать и понимать татарские тексты, а также приобретать навыки грамотного письма на татарском языке. Программа предусматривает активное усвоение минимума общеупотребительной лексики. татарского языка, которая распределяется по темам. Тематические списки слов помогут учителю организовать работу по расширению и активизации словарного запаса учащихся, проводить словарно-фразеологические упражнения, а также контролировать усвоение учащимися значения, произношения, правописания слов. Следует помнить, что в программе дана только основная лексика. В процессе обучения татарскому языку, при чтении татарских текстов, при проведении различных устных и письменных упражнений учитель сможет дополнить тематические списки новыми словами, доведя объем словаря в каждом классе до250-300 слов. Следует учесть, что лексика предыдущих классов будет повторяться и активизироваться в последующих классах.

При этом имеется в виду, что в начальных классах учащиеся усваивают не всю парадигму того или иного слова, а только те словоформы, которые встречаются в предложениях-образцах или в читаемом тексте. В Последующих классах учащиеся должны уметь употреблять все словоформы данных в словарном минимуме лексем в различных ситуациях.

Необходимо обеспечить достаточную повторяемость (не менее 10-15 раз) указанных в программе и введенных учителем слов, тем более, что тематико-концентрическое построение

Программы, когда одни и те же темы повторяются и расширяются из класса в класс, позволяет сделать это.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «татарский

язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.                                                                                                                                                                                      Изучение татарского языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

В свою очередь, изучение татарского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого, изучение татарского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых "интернациональных слов" и т. д.

Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности — учебно-познавательной, практической, социальной. Данный подход реализуется при обучении по курсу “Татарский язык”.

Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения татарского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера.

Деятельностный характер предмета "Татарский язык" позволяет сочетать речевую деятельность на татарском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.

Обучение татарскому языку на первой ступени (1 – 4 классы) обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на старших ступенях обучения учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.                                   

Новизна, актуальность программы

• Актуальность   данной   программы   обусловлена   приобщением обучающихся к изучению и знания языка и культуры татарского народа, становление и развитие татарской нации на фоне развития Российской государственности в тесной взаимосвязи других народов российского пространства.

Новизна

1 Дополнительная образовательная форма обучения по изучению и сохранению татарского языка и культуры в условиях многонациональной школы с преподаванием на двуязычье.

2. Инновационная форма формирования гуманитарного и толерантного воспитания обучающихся.

3. Формирование благоприятствования иной дополнительной формы развития   этнокультурного   сотрудничества   между   музейными   и образовательными учреждениями, а также другими культуру развивающими организациями.

Цель и задачи:

Цель: Образование и нравственное воспитание обучающихся в самосознании и сохранения родного языка и культур и формирование интереса к этносодружеству с другими народами России.

Основные задачи

1. Образовательные:

- Изучение истории, быта, традиций и самобытного мировоззрения татарской культуры;

- Изучение культурного наследия выдающихся личностей татарского народа;

-Изучение и посещение музеев и исторических мест национальной культуры

2. Воспитательные:

- Формирование нравственно-поведенческих качеств и предпосылок ведения культурного образа жизни;

- Воспитание    толерантности у воспитанников, развития   дружественных взаимоотношений и чувств этносодружества.

3. Развивающие:

- Овладение навыками разговорной речи на родном языке

- Знание о становлении и развитии самобытной культуры татарского народа

- Формирование знаний и чувств причастности родного народа, как одной из   составляющей части ныне существующего Российского Отечества.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучаемые должны знать:

- Историю становления и развития татарского народа, его культуры, быта, традиций и проведение национальных праздников в рамках учебно-тематического плана;

- Выдающихся личностей татарской нации и их культурное наследие  в рамках учебно-тематического плана.

Обучаемые должны уметь:

- Различать особенности произношения звука дополнительных букв татарского алфавита;

- Использовать разговорную речь в составлении простых предложений в форме вопросов и ответов на татарском языке.

Способы проверки знаний и умений обучающегося:

- упражнения по развитию устной речи: пересказ (смысловой и дословный) пройденной темы на русском языке;

 - диалоги с использованием татарской речи.

  • формирование умения общаться на татарском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием татарского языка: знакомство младших школьников с татарским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других народов;
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению татарским языком;.

Исходя из сформулированных целей, изучение татарского языка направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений о татарском языке, как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими / пишущими на татарском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на татарском языке на элементарном уровне;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования татарского языка, как средства общения;

  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием татарского языка;
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на татарском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в группе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Татарский язык» основывается на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориал.

В учебном процессе российские школьники и дети Татарстана, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.

Таким образом, содержание обучения татарскому языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Результаты изучения курса

В соответствии с требованием ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Татарский язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.

Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для предмета «Татарский язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены Примерной программой по татарскому языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета.

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений, обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностными результатами изучения татарского языка в начальной школе являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе татарского, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром сверстников из Татарстана с использованием средств изучаемого татарского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Метапредметными результатами изучения татарского языка в начальной школе являются:

-развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

-развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению татарского языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).

Предметные результаты освоения учебного предмета «Татарский язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями татарского языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на татарском языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других республиках, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Коммуникативная сфера является ведущей при обучении татарскому языку.

Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

В результате изучения татарского языка в начальной школе ученик должен

знать:

- все буквы татарского алфавита и основные буквосочетания;

- звуки татарского языка;

- основные правила чтения и орфографии татарского языка;

- интонации основных типов предложений;

- имена наиболее известных персонажей татарских детских литературных произведений;

- рифмованные произведения детского фольклора (доступные по форме и содержанию);

уметь:

в области аудирования:

- понимать речь учителя, диктора и одноклассников, содержащую фразы и выражения в   пределах изученной тематики;

- понимать основное содержание коротких, произнесенных с четкой артикуляцией текстов (объявлений, историй, сообщений), построенных на изученном языковом материале;

в области говорения:

- рассказывать о себе, описывать людей, предметы, места и сообщать о действиях / событиях, используя короткие предложения в пределах изученной тематики;

- пересказывать истории по сюжетным картинкам, составлять небольшие описания предметов по образцу;

- выражать потребность в чем-либо, просьбу сделать что-либо, выражать свое отношение к чему-либо;

- расспрашивать собеседника, задавая вопросы кто? что? где? когда? и отвечать на подобные вопросы собеседника;

- вести диалог этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

- вести диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него) в рамках предложенных тем;

- вести диалог-побуждение к действию.

в области чтения:

- читать вслух тексты, содержащие знакомый лексико-грамматический материал, соблюдая правильное произношение и интонацию;

- читать про себя небольшие тексты в пределах изученной тематики с полным пониманием прочитанного;

- читать и понимать общий смысл текста коротких объявлений и инструкций, встречающихся в повседневной жизни (указатели направления движения, этикетки т. д.);

- читать про себя и понимать тексты в пределах изученной тематики и находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.);

- читать тексты, содержащие незнакомые слова, пользуясь в случае необходимости словарем;

в области письма:

- владеть техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

- списывать текст, вставляя пропущенные слова в соответствии с контекстом;

- вписывать сведения о себе в небольшой текст (анкету, вопросник и т. д.);

- писать поздравительную открытку, письмо, объявление и т. д. по образцу;

- обмениваться короткими письменными сообщениями.

В результате изучения родного языка ученик должен

знать/понимать

  • основные единицы языка и их признаки;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;
  • основные нормы родного татарского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
  • основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя родного татарского языка;

уметь:

  • опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
  • выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений;

  • соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы татарского литературного языка; нормы родного речевого этикета;

аудирование и чтение:

  • понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);
  • читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);
  • пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;
  • создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
  • вести диалог на бытовые, учебные, темы; осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);
  • переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в жизни человека и общества; роли родного татарского языка как национального языка татарского  народа;
  • получения знаний по другим учебным предметам;
  • развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.

        Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами родного литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами татарского речевого этикета, культурой общения.

Направленность образовательной программы

Цели и задачи определяют содержание курса, построенного на концептуальных основаниях стандарта по татарскому языку:

- Программа курса построена на принципах личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению татарскому языку.

Личностная и практическая направленность выражается в учете возрастных особенностей младших школьников, их интересов, возможностей и потребностей. Это реализуется в подборе разнообразного материала для развития речевых и общеучебных навыков, отобранных с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Задания включают тексты для аудирования и чтения, игры, инструкции по выполнению поделок, страницы самоконтроля, захватывающую сквозную историю и др. Темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на татарском языке.

Отбор содержания и методика обучения позволяют осуществлять деятельностную направленность обучения татарскому языку в начальной школе.

Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению татарского языка и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

- Программа курса построена с учетом особенностей татарского языка как предмета, в число которых входят:

межпредметность (содержанием речи на татарском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

полифункциональность (татарский язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знания).

-Воспитательный и развивающий потенциалы реализуются в программе:

в целенаправленной постановке задач воспитания и развития личности ученика средствами татарского языка, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств;

в социокультурной, /культуроведческой направленности предметного содержания речи, в нацеленности содержания на развитие позитивных ценностных ориентаций, чувств и эмоций, на развитие творческих способностей и реализацию личностного потенциала ученика.

- Структурной особенностью программы являются три основные содержательные линии, которые тесно взаимосвязаны. Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй - языковые знания и навыки оперирования ими, третьей - социокультурные знания и умения. Основной

линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения татарским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные, метапредметные результаты освоения данного курса

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  • Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы:
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий (далее УУД) включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Одним из главных принципов, который находит свое отражение в данной программа – это принцип природосообразности. Проблемно-ценностное общение школьников должно воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное решение. Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам. Принцип коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, даже юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

К учащимся предъявляются следующие требования:

  • знать методику работы с произведениями устного народного творчества;
  • знать обычаи, обряды и традиции своего народа;
  • знать лучшие произведения устного народного творчества;
  • знать особенности цветовой гаммы татарского орнамента, в частности вышивки;
  • знать простейшие музыкальные инструменты;
  • знать композицию татарской национальной одежды;
  • знать об историческом прошлом своего народа;
  • уметь выразительно читать и инсценировать сказки, легенды, стихи, песни;
  • уметь вышивать, учитывать цветовую гамму татарского орнамента.

Возникает ансамбль всех видов народного и профессионального искусства. Это даёт возможность активного участия всех детей в художественной деятельности (чтение, инсценирование сказок, исполнение танцев, песен, игра на народных инструментах и изготовление их, плетение, вышивание и тд.)


Содержание курса «Язык и культура татарского народа»

Факультатив «Язык и культура татарского народа» рассчитан на 4 года обучения (1 час в неделю), 1 год обучения - 35 часов, 2 год обучения - 35 часов, 3 год обучения - 35 часов, 4 год обучения - 35 часов.

1 год обучения включает следующие разделы:

- Беседа о родном языке;

- Татарский алфавит;

- Устное народное творчество;

- Жизнь в городе и в деревне;

- Профессия;

- Обычаи, праздники, традиции;

- Пространственные и временные представления;

- Защита творческих проектов.

2 год обучения включает следующие разделы:

- Как появился татарский язык;

- Дружба татар с другими народами;

- Татарская одежда.

- Устное народное творчество;

- Татарская кухня. Рецепты татарской кухни;

- Материальная культура;

- Защита творческих проектов.

3 год обучения включает следующие разделы:

- История культуры;

- Речь и культура общения;

- Татарский этикет;

- Обычаи, обряды, традиции;

- Защита творческих проектов.

4 год обучения включает следующие разделы:

- Моя малая Родина;

- Традиции татарского народа

- Моя родословная;

- Материальная культура;

- Поселения и жилища;

- Пища и посуда;

- Защита творческих проектов

  1. Введение (2 часа)

Главное богатство татарского народа сто тысяч слов, песен, вышивок (народное искусство).

  1. Как появился татарский язык (2 часа)

Татарский язык – родной язык (национальный) татарского народа. История его развития.

Требования к знаниям:

Знать определения терминов «язык», «народ»,

«национальный», «родной»;

Знать особенности родного (татарского) языка и историю его развития;

Требования к умениям:

Уметь анализировать и использовать в речи определения «язык» «народ», «национальный», «родной».

Дидактические единицы:

«Язык», «народ», «родной», «национальный».

Самостоятельная работа:

Составление рассказов на темы «Мой родной язык», «История моей семьи».

Средства обучения:

Рассказы на темы: «Мой родной язык», «История моей семьи»; сюжетные картины по теме «История моей семьи»; фонохрестоматия, - магнитофон, стихи о родном (татарском) языке.

3. Дружба татар с другими народами (2 часа)

Знание татарского языка другими народами мира.

Требования к знаниям:

Знать определения терминов «язык», «народ», «дружба народов»;

Знать особенности родного (татарского) языка и историю его развития;

Знать о значении и роли дружбы татарского народа с другими народами.

Требования к умениям:

Уметь анализировать и использовать в речи определения «дружба» «народ»,  «родной».

Дидактические единицы:

«Язык», «народ», «родной», «национальный».

Самостоятельная работа:

Составление рассказов на темы «Мой родной язык», «Моя семья».

Средства обучения:

Рассказы на темы: «Мой родной язык», «Моя семья»; сюжетные картины по теме «Моя семья»; фонохрестоматия, - магнитофон, стихи о родном (татарском) языке.

4.Татарская одежда (6 часов)

Татарская одежда важнейший элемент материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и их украшений: калфак, яулык, чулпы, белэзек, колакалка, тоймэ, йозек и т.д.

Верхняя одежда женщин и мужчин. Деление одежды по временам года. Обувь. Особенности плетения обуви.

Требования к знаниям:

Знать об особенностях национальной одежды татар, отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса;

Знать женские украшения;

Знать типы верхней одежды по временам года. Особенности плетения обуви;

Знать композицию головных уборов.

Требования к умениям:

Уметь выделять особенности традиционной национальной одежды татар;

Уметь выделять оригинальность женских головных уборов и украшений.

Уметь выделять верхнюю одежду женщин и мужчин, делить их по временам года.

Дидактические единицы

Калфак, яулык, чулпы, беләзек, колакалка, төймә, йөзек и т.д. Самостоятельная работа:

Сбор этнографического материала для музея, рисование орнамента вышивки на одежде, рисование национального костюма.

5.Устное народное творчество (3 часа)

Фольклор как искусство слова. Его отношение к другим видам искусства. Коллективность творчества и её формы.

Общественное значение фольклора, эстетическая и воспитательная ценность.

Требования к знаниям:

Знать определения терминов «фольклор» и «язык»;

Знать о значении устного народного творчества в жизни народа.

Требования к умениям:

Уметь анализировать и использовать определения «фольклор», «язык».

Дидактические единицы:

«фольклор», «язык», «народ», «устное народное творчество», «сказка», «легенда», «стих», «загадки», «пословица», «поговорка», «песня», «традиция» и т.д.

Средства обучения:

Выставка сборников произведений фольклора, музыкальные инструменты, фонохрестоматия, магнитофон.

6.Татарская кухня. Рецепты татарской кухни (10 часов).

Пища,         посуда.

а) Растительная        пища татар. Блюда из муки (губадия, борма, бавырсак.)

б) Жидкие        первые блюда. (аш- токмач и другие)

в) Молочные продукты. (катык,айран).

Требования к знаниям:

знать особенности татарской кухни;

иметь представление о различных татарских блюдах.

Требования к умениям:

Уметь анализировать различные виды татарских национальных блюд;

Уметь выделять особенности традиционной национальной кухни.

Дидактические единицы:

губадия, борма, бавырсак, катык,айран, аш- токмач.

Самостоятельная работа:

Найти и поделиться рецептами национальной татарской кухни с другими учащимися.

7.Материальная культура (8 часов).

Татарская детская литература. Её тесная связь с целями и задачами педагогики. Татарские детские писатели и поэты: М.Джалил, Г.Тукай, А.Алиш, Р.Миннуллин. Ш.Галиев Дидактические произведения Г.Тукая и А.С.Пушкина, общее в этих произведениях.

Газеты и журналы, выпускаемые в Татарстане: «Салават купере».

Детские писатели и поэты:А.Алиш, М.Джалиль, Г.Тукай и  др.

Композиторы и артисты. З.Хайретдинов, Салават. Х.Фэрхи, Э.Рамазанова. Р.Садыйков.

Требования к знаниям:

знать определения «Этноним», «искусство», «культура»;

знать историю своих родителей, родословную своей семьи;

знать историю своего родного (татарского) народа через произведения фольклора;

знать детские стихи, рассказы и сказки местных авторов, их отличительные черты, нравственное и эстетическое значение;

Требования к умениям:

уметь анализировать и применять в разговорной речи термины «искусство», «культура», «нравственность», «эстетика»;

уметь выразительно читать и анализировать произведения Г.Тукая, А.Алиша и местных авторов;

уметь исполнять знакомые песни, соответствующие сюжетам изученных сказок и танцевальные произведения.

Дидактические единицы:

«искусство», «культура», «песня», «сказание», «сказка», инсценировка.

Самостоятельная работа

чтение произведений Г.Тукая, А.Алиша, инсценирование сказок;

Практическая работа:

иллюстрирование сказок.

Средства обучения:

произведения авторов, учебники, альбомы: «Композиторы»,

«Писатели и поэты».

Татарское прикладное искусство.

Резьба по дереву. Контурная работа - старый тип резьбы. Глухая трехгранно- выемчатая резьба. Скульптурная резьба (деревянные ковши и черпаки). Резьба на жилище. Барельефная резьба. Пропильная резьба. Накладная резьба.

Своеобразное сочетание различных приемов резьбы и росписи. Материалы для резьбы.

Шитьё бисером. Материалы для шитья бисером. Головные уборы и украшения.

Их конструирование. Формы использования цветного бисера в украшениях.

Орнаменты бисерного шитья и расцветка.

Требования к знаниям:

знать особенности художественной обработки дерева у татар;

знать типы резьбы и породы деревьев, используемых для разного рода вида резьбы; знать материалы для шитья бисером;

знать формы использования бисерного шитья и виды орнамента.

Требования к умениям:

уметь проводить простую резьбу по дереву и подбирать материал для резьбы: уметь конструировать головные уборы и украшения;

уметь шить бисером, используя орнамент, соблюдая цветовую гамму.

Дидактические единицы:

«резьба», «контурная», «трехгранно-выемчатая», «скульптурная», «барельефная», «пропильная», «накладная», «бисер». «орнамент», «цветовая гама», «конструкция».

Практическая работа:

шитьё бисером головного убора и украшений, резьба (деревянные доски и ложки) на уроках труда.

Средства обучения:

бисер, породы дерева, предметы утвари, альбом «Татарское народное изобразительное искусство», экскурсия в краеведческий музей с. Каракашлы

8.Защита творческих проектов (2 часа)

Представление презентаций, проектов, творческих работ учащимися по заранее выбранной теме.

Календарно-тематическое планирование.

1 год обучения

Название темы.

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение.

2

2

Как появился татарский язык.

2

3

Родной язык (татарский язык)

2

4

Татарский алфавит

Буквы

Звуки

Произношение на татарском языке

12

5

Устное народное творчество

Татарские        сказки.

Авторские        сказки.

Инсценирование сказок.

Игры татарского народа

8

6

Татарский язык в нашем поселке

2

7

Обычаи,традиции,праздники  татарского народа

5

8

Защита творческих проектов. Презентация на праздник «Сабантуй».

2

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование дисциплины.

2 год обучения

Название темы.

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение.

2

2

Как появился татарский язык.

2

3

Дружба татар с другими народами. Татарская одежда.

2

4

Татарская одежда

1.Костюмы.

2.Женские украшения.

3.Верхняя одежда.

4. Мужская одежда.

5.Обувь.

6.Головные уборы.

6

5

Устное народное творчество

Татарские        сказки.

Народные        сказки.

Авторские        сказки.

Инсценирование сказок.

Легенды        и мифы.

Малые        жанры.

а) Дразнилки, потешки, считалки.

б) Пословицы        и поговорки.

в) Колыбельные        песни.

г) 3агадки.

д) Игры.

7

6

Татарская кухня. Рецепты татарской кухни

6

7

Материальная культура

Жилище. Орнамент, узоры. Пр.работа.

Строения        вокруг дома.

Улицы.

Селения.

Ткачество.

Вышивка. Элементы татарской вышивки.

Узорное        ткачество.

Вязание        крючком.

Вязание        спицами.

Плетение.

8

8

Защита творческих проектов. Тема: «Татарская национальная одежда»

2

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование дисциплины.

3 год обучения

Название темы.

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение.

2

2

История культуры.

4

3

Речь и культура общения.

4

4

Татарский этикет.

Что такое        этикет?

Татарский        этикет.

Разговорная        речь.

Приветствие.

В гостях.

3а столом.

Поздравления.

Поздравительная         открытка папам.

Поздравительная         открытка мамам.

8

5

Обычаи, обряды, традиции.

1.Что такое обычай, обряд и традиция.

2.Мусульманские праздники.

3.Обрядность зимнего цикла.

4.Обрядность весеннего цикла.

5.Обрядность летнего цикла.

6.Обрядность осеннего цикла.

7.Практическое занятие.

7

6

Практические работы вне школы (во время сезонных работ) Повторение, обобщение.

7

7

Защита творческих проектов по теме: «Культура и этикет татар».

3

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование дисциплины.

4 год обучения

Название темы.

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение.

2

2

Моя малая Родина.

2

3

Моя        родословная. Происхождение и расселение татарского народа

История        про государство Волжская Булгария.

Исторические        этапы формирования татарского народа.

Татарская        диаспора. Прослеживание за историческим движением предков татар до берегов Волги.

6

4

Материальная культура.

4

5

Земледелие и животноводство.

а) Обряды        и обычаи во время жатвы.

б) Урожай        и природа. Мельницы.

в) Орудия        труда татарского народа.

г) Животноводство.        Домашние животные. Чтение сказок о животных.

д) Пчеловодство.

Промыслы        и ремёсла.

а) Охота. Рыболовство.

6

6

Ремесла

а) Деревообработка.

б) Металлообработка.

в) Кирпичное        производство.

г) Обработка        волокна, прядение, ткачество.

д) Обработка        шерсти и приготовление шерстяных изделий.

е) Обработка        кожи и меха.

ж) Крашение        пряжи, холста, сукна и меха.

з) Вышивание.        Элементы татарской вышивки. Пр. работа.

8

7

Поселения        и жилища.

а) Быт        татар. Историческое развитие жилища предков.

б) Типы        жилищ и строительная техника. Строительные обряды.

в) Интерьер        жилища.

г) Архитектура        жилища. Орнамент, узоры. Элементы татарского орнамента. Пр.работа с помощью цв. бумаги.

4

8

Защита творческих проектов. Виртуальная экскурсия: «Жизнь и быт татар».

3

Итого:

35

Материально - техническое обеспечение курса

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Язык и культура татарского народа» предусмотрено использование следующих видов технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение /преподавание учебного курса «Язык и культура татарского народа» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая /справочная литература учителя и др.);

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

Список литературы:

  1. Бакиева Г.Т. Пословицы и поговорки татар. – 2016. – 126 с.
  2. Габдельганеев Г.Г. Учебные руководства в системе татарской книги XIX-начала ХХ ВВ. – 2017. – 37- 40 с.
  3. Гибатдинов М.М. Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования: история, современность и перспективы. – 2015. - 108 с.
  4. Закирова К.В. Уйный - уйный үсәбез. – 2015. – 233 с.
  5. Латфуллина Л.Г. Татарский язык начальный курс. – 2019. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса по ОБЖ "Займёмся собой".

В структурном соотношении программа факультатива "Займемся собой" состоит из 4 разделов. Каждый раздел учит понимать важность здоровья людей. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья, ...

Авторская программа факультативного курса «Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции»

Факультативный курс предназначен для учащихся 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Перед современной биологической наукой стоит задача колоссальной значимости - найти условия равновесия в ...

"Язык и культура татарского народа"

Презентация к программе "Язык и культура татарского народа"...

Авторская программа факультативного курса "Лексика и фразеология русского языка"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Факультатив спланирован для уч-ся 7-8 классов....

Язык и культура татарского народа 2-5 классы

Рабочая программа "Язык и культура татарского народа" 2-5 классы...