Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))
рабочая программа

Кононова Софья Игоревна

Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР разрабатывается на основе особенных психофизических и интеллектуальных возможностей индивида, направлен на  достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено на заседании ПМПк

ГБПОУ КСУ № 10

  1. “___”__________2019 г.
  2.  

“Утверждаю”

Руководитель учебного корпуса,

расположенного по адресу:

г. Москва ул. Тимирязевская,   д.21

ГБПОУ КСУ №10

___________________ Мазорук Е.Д

“___”___________20_______г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(с динамическим отслеживанием возможных результатов)

  1.                                                                      
  2. I. Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка:

 

Дата рождения:

Возраст ребенка: 9 лет 9 месяцев

Статус: ребенок-инвалид до

Год поступления в ГБПОУ КСУ № 10: 31 августа 2017

Место жительства:

Мать:  

Отец:

Класс:  3-ий год обучения

II. Психолого- педагогическая характеристика

По окончании 2-ого класса специалистами ПМПк ГБПОУ КСУ № 10 было проведено диагностическое обследование. На основании ИПР развития, рекомендаций ЦПМПК г. Москвы, медицинской выписки от 31.10.2016 г. и полученных диагностических данных была создана следующая психолого-педагогическая характеристика.

Внешний вид и физическое развитие. Соответствует возрастной норме. Отмечаются необычные движения (мелкий тремор, хаотические движения конечностей); ходьба на негнущихся ногах; косоглазие. Вследствие генетического нарушения девочка испытывает большие трудности при выполнении различных двигательных  упражнений.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Формируются: старается принимать пищу и пить из чашки самостоятельно; моет руки перед едой под контролем взрослого. Требуется помощь педагога.

Игровая деятельность. Наблюдаются манипулятивные действия с игрушкой. Интереса, как к игрушкам, так и к действиям с ними не наблюдается. Предметно-игровые действия может выполнять только сопряжено со взрослым. С интересом наблюдает за игровыми действиями детей.

Контакты. Коммуникация с окружающими ограничена: испытывает большие сложности в общении с другими людьми; к новым людям относится с опаской, тревогой; продуктивность взаимодействия снижена.

Познавательная деятельность. На низком уровне. Механический способ действия с материалом. На индивидуальных занятиях может проявлять интерес, но часто отвлекается, чувствует себя неуверенно.

Мышление. Собирает пирамидку из 3-4 колец без учета величины; 3-х составную матрешку сопряжено. Обобщающие понятия отсутствуют. Исключение 4-го лишнего не сформировано. Наглядно-действенное мышление значительно ниже возрастной нормы.  Обобщающие понятия отсутствуют. Внимание неустойчиво, объем сужен.

Представления о себе и окружающем мире ограничены личным опытом. Знает свое имя, фамилию; имена одноклассников и педагогов.

Сенсорное развитие. Процессы восприятия на низком уровне: зрительное сосредоточение сформировано минимально; слуховое сосредоточение на низком уровне; тактильно-двигательное – развито очень слабо. Знает основные цвета спектра, при помощи может соотнести.  Может выделить большой предмет при ярком контрасте и не большом количестве.  

Речь.  Состояние артикуляционного аппарата: широкий рот, редко расположенные зубы, выдающийся вперед подбородок, высунутый наружу язык. Отмечается спастическая симптоматика в артикуляционной мускулатуре. Обращенную речь понимает в рамках известных социальных ситуаций

Мелкая моторика. Резко ограничена. Возможна работа только при использовании метода «рука в руке».

Эмоциональное состояние. Регуляция на бытовом уровне сформирована недостаточно, отмечается сниженный уровень критичности. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения и деятельности. В контакт вступает с трудом; часто отказывается от деятельности, проявляет негативизм.

        Готовность к учебной деятельности:

  • количественные представления – «много – мало»;
  • графомоторные навыки – закрашивает без соблюдения границ;
  • уровень овладения чтением и письмом – узнает некоторые буквы алфавита;
  • особенности внимания – рассеянность, быстрая утомляемость;
  • особенность памяти – выборочная, кратковременная;
  • особенности аффективной сферы – лабильность, незрелость.

Приоритетные области педагогической работы с ребёнком:

  1. Способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  2. Формировать умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.
  3. Расширять представления о себе, осознание общности и различий с другими.
  4. Поддерживать способность к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Коррекционные программы,                                                                                   разработанные специалистами для реализации СИПР

ФИО специалиста

Название коррекционных программ

Направленность программы                                              

психолог

«Предметно-практическая деятельность»

Адаптированная рабочая программа по данному курсу разработана для обучающихся 1-3х классов (с умственной отсталостью) по ФГОС  на 2018-2019 учебный год и направлена на:

  1. активизацию познавательной деятельности, высших психических функций у обучающихся;
  2. освоение простых действий с предметами и материалами;
  3. развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  4. развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
  5. формирование элементарных общих трудовых умений и навыков;
  6. овладение навыками самообслуживания и личной гигиены.

«Сенсорное развитие»

Адаптированная рабочая программа по данному курсу для обучающихся 1-4-х классов (с умственной отсталостью) по ФГОС направлена на:

  1. обогащение опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
  2. умение классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  3. умение составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  4. умение узнавать предметы по заданным признакам;
  5. формирование навыка сравнения предметов по внешним признакам;
  6. умение практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  7. умение определять последовательность событий;
  8. ориентирование в пространстве;
  9. целенаправленное умение выполнять действия по инструкции;
  10. умение согласовывать свои движения и действия.

логопед                   Кононова                Софья Игоревна

«Логопедическое сопровождение»

Адаптированная рабочая программа  направлена на развитие устной обращенной речи и формирование навыков коммуникации обучающихся 1-3-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) (вариант 2, СИПР).

«Формирование и развитие устной и письменной речи  у обучающихся с РДА при интеллектуальных нарушениях»

Рабочая коррекционная программа по логопедии по данному курсу разработана для обучающихся 1-4-х  классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) с системным недоразвитием речи и направлена на:

  1. формирование умений пользоваться жестовой речью,
  2. развитие коммуникативной функции речи, мелкой и речевой моторики, пластику;
  3. воспитание у обучающихся потребности в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками.

дефектолог

«Развитие пространственно-временных представлений»

Адаптированная рабочая программа по данному коррекционному курсу разработана для обучающихся    1-9-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, ТМНР, РАС). Программа рассчитана на 3 уровня овладения программным материалом и направлена на формирование:

- элементарных представлений о пространстве и времени  

- умение применять полученные навыки в повседневной жизни вербально или с использованием средств альтернативной коммуникации.

«Социально-бытовая ориентировка»

Адаптированная рабочая программа по данному коррекционному курсу разработана для обучающихся    1-9-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, ТМНР, РАС).

Программа рассчитана на 3 уровня овладения программным материалом и направлена на формирование необходимых жизненных компетенций, в том числе умение делать выбор, сообщать о своих желаниях и умение обращаться за помощью.

III. Содержательные линии академической и жизненной компетенций, отслеживание возможных результатов обучения

Общее психофизическое развитие

F 71.02      Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность  

                   нарушения поведения

Q 93.5        Другие делеции части хромосомы/Синдром Ангельмана

G 80            ДЦП

  1. Содержательные линии

1-й триместр

2-й триместр

Язык и речевая практика (логопед)

Коммуникация

выражение своих желаний с использованием  указательного жеста

выражение согласия и несогласия, благодарность

реагирование на жесты, изображения, речь

Импрессивная речь

применение согласованных движений рук при речевых высказываниях

понимание смысла и умение выполнять 2-х сложное задание или действия, обозначаемых с помощью предлогов – в – и – на -

умение подбирать картинку к слову

по признакам

по действию

понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.)

понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов

понимание слов, обозначающих действия объектов

понимание слов, обозначающих количество объектов/ субъектов

понимание слов, указывающих на объекты/субъекты

я

ты

Экспрессивная речь

Речевое дыхание

развитие фонационного выдоха

произнесение нараспев звука на выдохе

Артикуляционная моторика

выполнение артикуляционной позы при произношении звуков с использованием  визуальной опоры

Просодические компоненты речи

развитие силы голоса

громко

тихо

Фонематический слух, звуковой анализ и синтез

узнавание неречевых звуков

Звукоподражание

произнесение звука  в ответ на реплику взрослого

выражение  эмоций звуками

подражание  неречевым (бытовым) звукам

подражание звукам животных

Произношение звуков

знание правильной артикуляции звука

А

О

У

закрепление произношения изолированного звука

А

О

У

закрепление звука в слоге

А

О

У

Связная речь

понимание слов,  противоположных по смыслу (антонимы)

умение подбирать точные по смыслу слова и картинки для конкретной речевой ситуации

умение подбирать 1-2 картинки к рассказу

понимание смысла детских сказок и рассказов с опорой на 

иллюстративный материал

игровое сопровождение

Развитие высших психических процессов (психолог)

Внимание

фиксация  внимания на лице говорящего

концентрация внимания на крупных предметах, рассыпанных на S=20 см

рассматривание картинок в книжке    

поиск предметов по образцу среди множества

2

Мышление

соотнесение плоскостных изображений с объемными формами

обобщение по существенным признакам

поиск парного предмета (элементы логического мышления)

Память

запоминание 2-х предметов

запоминание и называние (показ) открытых и закрытых изображений: «Что изменилось?», «Что пропало?»

запоминание и воспроизведение 2-х неречевых звуков

IV. Условия реализации потребности в присмотре и уходе

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

10.00 – 10.20

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

13.30 – 14.00

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

сопряженная работа  при приеме пищи, выполнении

гигиенических процедур

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

  • влажные салфетки,
  • бумажные полотенца,
  • мыло,
  • салфетки.

V. Нравственное развитие

  • формирование доброжелательного отношения к окружающим;
  • формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
  • развитие доверительных отношений и желания взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
  • умение выражать свои желания, делая выбор.

VI. Формирование экологической культуры,                                                               здорового и безопасного образа жизни

  • готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
  • ежедневное выполнение видов гимнастики: дыхательная, зрительная, артикуляционная, пальчиковая;
  • экскурсии в парк и лесополосу.

VII. Внеклассная деятельность (праздничные мероприятия и досуг)

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка на мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

1

День знаний

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций

2

Краски Осени

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса; изготовление поделок из природного материала

3

Новогоднее представление «Школа волшебников»

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток;
участие в новогоднем празднике

4

Масленица

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии

5

Пасха

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла

6

Веселые старты

участие в спортивных эстафетах

7

Игры

"Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, игры с мячом, подвижные игры,

8

Прогулка

игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк

VIII.  Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

1

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
- консультации родителей по темам:                        "Организация свободного времени дома",                

"Двигательное развитие ребенка",                   "Формирование предметно-практической деятельности"

2

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке СИПР
- посещение родителями уроков/занятий
- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы
- домашнее визитирование

3

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- информирование электронными средствами
- личные встречи, беседы

4


Организация участия родителей во внеурочных и внеклассных  мероприятиях

- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:- Краски Осени
- Новогоднее преставление «Школа волшебников»- экскурсии

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Условные обозначения

Представление отсутствует (или выяснить невозможно), пассивное участие (или) отказ от деятельности

0

Представление в стадии формирования и пассивное  соучастие  (действие выполняется взрослым, а ребёнок позволяет выполнить действие с помощью полной физической подсказки со стороны педагога) 

1

Представления частично сформированы, и действие выполняется ребёнком:

  • частично с помощью взрослого  
  • по подражанию
  • по словесной инструкции
  • по образцу

2

Представления сформированы, и действие выполняется ребёнком самостоятельно  (в разных условиях, с разными людьми)

3

   

Кл. рук. ___________/ _______________________  

Логопед _____________/_______________________

                                        Психолог _____________/________________________

                                     Дефектолог _____________/________________________

Родители (законные представители)  _____________/________________________

                                       _____________/________________________

Лист изменений/дополнений

Дата

Предметная

область

Содержательная

линия

Причина

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ реализации специальной индивидуальной программа развития, по итогам I полугодия 2017-2018 учебного года

Ожидаемые предметные результаты освоения специальной индивидуальной программы развитияПрограмма направлена на реализацию предметных и личностных результатов, поскольку именно они обеспечивают овладени...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...