Фонетическая ритмика. 1"А" класс
план-конспект

Полозова Оксана Анатольевна

Упражнения благоприятно влияют на речевое дыхание и слитность речи. В процессе занятий происходит формирование умений изменять силу и высоту голоса, выражать эмоции простыми интонационными средствами. Дети учатся правильно воспроизводить звуки и их сочетания в заданном темпе, различать и воспроизводить ритмические рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozova_o.a._fonet.ritmika.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна»

Технологическая карта фронтального занятия

по фонетической ритмике

с учащимися 1 класса «А»

учителя-дефектолога

Полозовой О.А.

Москва, 2020

Ученики 1 «А» класса – I отделение

Предмет

Фонетическая ритмика

Тема

Работа над речевым дыханием и слитностью речи. Текст «Дождик».

Цель

  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Учить пользоваться голосом основного тона.
  • Работать над развитием речевого слуха.

Задачи:

Коррекционно -развивающие

  • Воспроизводить слитно на одном выдохе слоги, слова, короткие фразы;
  • Членить фразы на синтагмы;
  •  Формировать голос приближенный к норме (тренировать в умении использования голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра);
  • Проводить коррекцию дефектно произносимых звуков;
  • Формировать и развивать слуховое восприятие и воспроизведение основных интонационных структур: паузации, темпа, громкости, ритма; мелодики (изменение высоты  и тембра);
  • Использовать остаточный и сниженный слух для развития слухового восприятия речевых и неречевых звуков, музыки.

Образовательные

  • Работать над словесным и логическим ударением;
  • Осуществлять связь между развитием слухового восприятия и произношением;
  • Развивать двигательные навыки детей, в сочетании с речью (речевой материал проговаривается с движениями);
  • Вырабатывать навыки самоконтроля при произнесении звуков, в речевом материале занятия;

Воспитательные

  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • воспитывать навыки готовности вести диалог с учителем, сверстниками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные

Предметные

Личностные

• формирование культуры речевого общения;

• развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить правки в ее выполнение; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать новые эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• развитие умений выражать в устной форме трудности при восприятии устной речи.

• нормализация речевого дыхания и слитности речи;

•  формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

•  восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

• восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или стационарной звукоусиливающей аппаратуры речевой материал, содержащий слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты по теме занятия.

• желание вступать в устное общение для взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности (умения участвовать в диалоге);

• умения выражать собственные мысли и чувства в форме простых речевых конструкций, грамматически правильно оформленными, достаточно внятно и членораздельно.

• развитие желания и умений пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОСТРАНСТВА

Метапредметные связи

Оборудование, ресурсы

Формы работы

- формирование слухового  восприятия и формирования произношения

-уроки развития речи;

- уроки чтения;

- музыкально-ритмические занятия;

-физическая культура

-музыкальные инструменты,

«ИНТОН - М»

Фронтальная

Ход занятия:

Учитель

Обучающийся

Методический комментарий

 Физиологическое дыхание

1) вдох

 выдох

Ф___

Речевое дыхание

2) па-па-па  па___

    по-по-по по___

    пу-пу-пу пу___

    пи-пи-пи пи___

    пэ-пэ-пэ  пэ___

папопупипэ (прием наращивания слогов).

3) Саша, Вова, Маша, Ира, Даня – (прием наращивания слов – имена детей)

4)Зима, весна, лето, осень - …

Зима, весна, лето, осень – времена года (произносят слитно, допускается небольшие паузы).

Голос. Сила голоса.

5) м__м__М__М__

    М__М__м__м__

м__м__М__М__м__м_

м__аМ__АМ__АМ_аМ_м

- М_ычит корова: «М__у! М_олока кому_у?»

- М_ы хотим_ м_олока.

М__ы любим_м_олоко!

Звуки: М__; Ч; К; Х; Л

Высота голоса. Работа над речевым слухом

6) Вот иду я вверх

    Вот иду я вниз

Утром просыпаюсь, рано одеваюсь в школу собираюсь.

Работа над логическим ударением; Словесное ударение; Интонация

7) ДОЖДИК

ДОЖДИК, ДОЖДИК, кап-кап-кап.

Мокрые дорожки.

Нам НЕЛЬЗЯ гулять,

МЫ намочим НОЖКИ

Работа над текстом «ДОЖДИК»;

8) ДОЖДИК

ДОЖДИК, ДОЖДИК, кап-кап-кап.

Мокрые дорожки.

Нам НЕЛЬЗЯ гулять,

МЫ намочим НОЖКИ

ТАта  ТАта,

ТА  ТА   ТА

ТАтата таТАта

ТА  таТА   таТА

ТА   таТАта   ТАта

Побежали, побежали,

Ш____агом,ш____гом.

Побежали, побежали,

Ш____агом,ш____гом.

Побежали – стоп!

Звучит музыка песни.

Подведение итогов

Вдох

выдох

    па-па-па  па___

    по-по-по по___

    пу-пу-пу пу___

    пи-пи-пи пи___

    пэ-пэ-пэ  пэ___

Саша, Вова, Маша - …..

   

Зима, весна - …..

 

 

м__м__М__М__ М__М__м__м__

м__м__М__М__м__м_

м__аМ__АМ__АМ_аМ_м

- М_ычит корова: «М__у! М_олока кому_у?»

- М_ы хотим_ м_олока.

М__ы любим_м_олоко!

М__; Ч; К; Х; Л – движения звуков из фонет.ритмики.

   

ДОЖДИК

ДОЖДИК, ДОЖДИК, кап-кап-кап.

Мокрые дорожки.

Нам НЕЛЬЗЯ гулять,

МЫ намочим НОЖКИ

ТАта  ТАта,

ТА  ТА   ТА

ТАтата таТАта

ТА  таТА   таТА

ТА   таТАта   ТАта

Побежали, побежали,

Ш____агом,ш____гом.

Побежали, побежали,

Ш____агом,ш____гом.

Побежали – стоп!

Дождь идет на улице!

Мне нельзя гулять.

И решил я капельки на окне считать.

Капельки, капельки

Три, четыре, пять!

Капельки, капельки

Мне нельзя гулять!

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Формировать навыки самоконтроля

Движения произносятся слитно

(помогают себе дирижированием рук)

   

Тихо-громко; громко-тихо

Рука на груди – ощущаем вибрацию; контролируем голос; используем речевой тренажер «ИНТОН - М»

Движения звуков слитно сочетаются с проговариванием речевого материала. материалом.

На слух предъявляются музыкальные фрагменты

Выделенные слова произносятся громким голосом

Громко- тихо

Вырабатывать навыки самоконтроля – правильное произношение звуков; контроль над голосом

Ритм – подбираются слова; слова – подбирается ритм. Работа ведется на слух+ проигрывание музыкальных интервалов – подбор строк

Дети поют! Играют на музыкальных инструментах (колокольчики, бубен, треугольники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.

В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти ...

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.

Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...

Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа для внеурочной деятельности по фонетической ритмике для работы в 3 (специальном) коррекционном классе 7 вида...

"Фонетическая ритмика"

Комплекс упражнений по фонетической ритмике....

Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.

Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....

Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи

В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....