Предупреждение возникновения заикания у детей
консультация

Рогалева Наталья Александровна

МБДОУ «ЦРР - Д/С «Золушка»

Предупреждение возникновения заикания у детей

Учитель-логопед: Рогалёва Н.А.

 

 

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

  • соблюдение режимных моментов;
  • правильное питание;
  • избегание соматических и психических перегрузок;
  • создание благоприятного эмоционального климата в семье;
  • согласованные единообразные воспитательные воздействия;
  • соблюдать правила речевого общения с ребенком:
  1. речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
  2. нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
  3. речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
  4. речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
  5. ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
  6. ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
  • читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.

 

Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

        Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.

Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).

 

2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.

Такими условиями может быть:

  • смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
  • создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.

 

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);

→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);

→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;

→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);

→ временно убрать книги, перестать читать вслух;

→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);

→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);

→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;

→ тон общения  с ребенком должен быть ровным, спокойным;

→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;

→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;

→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.

 

Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР - Д/С «Золушка» 

Предупреждение возникновения заикания у детей

Учитель-логопед: Рогалёва Н.А.

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

  • соблюдение режимных моментов;
  • правильное питание;
  • избегание соматических и психических перегрузок;
  • создание благоприятного эмоционального климата в семье;
  • согласованные единообразные воспитательные воздействия;
  • соблюдать правила речевого общения с ребенком:
  • речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
  • нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
  • речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
  • речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
  • ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
  • читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.

Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

        Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.

Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).

2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.

Такими условиями может быть:

  • смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
  • создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);

→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);

→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;

→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);

→ временно убрать книги, перестать читать вслух;

→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);

→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);

→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;

→ тон общения  с ребенком должен быть ровным, спокойным;

→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;

→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;

→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.

Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителю по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций

Чтобы быть успешным, здоровым, как психически, так и физически, педагогу необходимо знать как разрядить напряженную ситуацию....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическ...

Предупреждение возникновения заикания.

В профилактике заикания можно выделить следующие основные направления:v Предупреждение возникновения заикания у детей.v Предупреждение хронификации заикания.v Предупреждение рецидивов заикания.v Преду...

Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....

Консультация для родителей "Причины возникновения заикания"

Консультация для родителей"Причины возникновения заикания"...

Консультация для педагогов и родителей Предупреждение заикания у детей

Консультация для педагогов и родителей  Предупреждение заикания у детей...