«Инклюзия: за и против»
статья

Захарова Галина Юрьевна

Выступление педагога-психолога на пленарном заседании научно-практической конференции «Формирование толерантной среды к лицам с инвалидностью и обучающимся с ОВЗ» 28.11.2019 г. (г.Киров): из опыта работы РИП (региональной инновационной площадки) "Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на пленарном заседании

научно-практической конференции

«Формирование толерантной среды к лицам с инвалидностью и обучающимся с ОВЗ» 28.11.2019 г. (г.Киров)

«Инклюзия: за и против»

Педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захарова Галина Юрьевна

СЛАЙД

Современный этап развития инклюзивного образования наполнен массой противоречий и проблем. В образовательной среде рождается множество вопросов, ответы на которые можно найти, только «начав делать инклюзию», не дожидаясь, когда кто-то «сверху» даст конкретные указания, предписания, единственно возможный образец.

Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.

Но все образовательные организации сходят в одном. Начинать инклюзию нужно с формирования инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. Ведь высокий уровень инклюзивной культуры способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом, обеспечивает поддержание и транслирование ценностей инклюзии в обществе.

СЛАЙД

В целях формирования инклюзивной культуры в нашей школе  в период работы Региональной инновационной площадки «Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский», проводился анонимный социологический опрос «Инклюзивное образование – за и против». Текст опросника подготовлен и официально опубликован Детским Советом при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге. В опросе приняли участие 25 педагогов и 176 подростков - учащихся с 5-го по 9-ый класс. 

Проанализируем полученные результаты.

СЛАЙД

1 ВОПРОС: Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?

Большинство, как педагогов, так и учащихся школы (соответственно 96% и 81% опрошенных) утвердительно ответили на данный вопрос.

15% опрошенных подростков утверждают, что никогда не сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ, тогда как на момент обследования во всех классах с 6-го по 9-ый обучались дети с ОВЗ (с ЗПР и УО). Это может говорить о том, что педагогам школы успешно удаётся сохранять конфиденциальность информации о наличии детей с ОВЗ в классе, не отделять этих детей от других, качественно и эффективно проводить работу по формированию толерантности среди учащихся.

СЛАЙД

2 ВОПРОС: Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?

Большинство ответов, как педагогов, так и учащихся, на этот вопрос сосредоточено в пункте: «В специальной школе» (48% и 58%  соответственно).

На втором месте по эффективности обучения детей с ОВЗ, по мнению педагогов, указана «общеобразовательная школа» (36%).

Ответы педагогов оказались более прогрессивными, что может свидетельствовать о положительном результате проводимых в школе различных мероприятий, направленных на повышение их квалификации в вопросе инклюзивного образования. 

Однако в обществе, как среди взрослых (педагогов и родителей), так и среди детей, которые копируют взрослых в поведении, образе мыслей, всё ещё существует множество стереотипов, тормозящих развитие инклюзии в России. Например, участники образования, недостаточно информированные о мировом опыте инклюзивной практики, ошибочно считают, что совместное обучение детей без ограничений по здоровью с детьми с ОВЗ снизит успеваемость обеих категорий детей, не позволит им достичь поставленных целей, что не подтверждается результатами многолетних научных исследований зарубежных специалистов. В сознании педагогов, особенно с большим стажем педагогической деятельности, классно-урочная система в массовой общеобразовательной школе, модель сегрегации людей с особыми потребностями и возможностями воспринимаются как единственно правильные и эффективные, поскольку долгое время удовлетворяли потребностям советского образования как одного из качественных образований в мире.

СЛАЙД

3 ВОПРОС: Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе/в совместном обучении в одном классе?

40% опрошенных педагогов и 27% подростков назвали детей с УО (умственной отсталостью) как наиболее сложную в работе либо совместном обучении категорию детей с ОВЗ.

52% педагогов и 28% учащихся отметили детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Большинство педагогов школы выражают беспокойство по поводу недостаточности у них теоретических знаний и практических умений в работе с такими детьми, не потому, что они не хотят работать, а потому что до недавнего времени изучение этих нозологий было прерогативой дефектологов, а не рядовых педагогов общеобразовательных школ.

На долю остальных нозологий, представляющих наибольшие трудности в обучении и общении для педагогов и учащихся, приходится около четверти либо трети ответов опрошенных.

Удивило значительное количество педагогов (32%), для которых наибольшую трудность в работе представляют дети с ЗПР. Хотя, в нашей школе среди детей с ОВЗ преобладают именно дети этой нозологии, опыт у школы большой, результаты положительные, прогнозы для коррекции ЗПР благополучные при грамотном сопровождении. Возможно, это связано с тем, что многие педагоги на практике столкнулись с необходимостью оформления соответствующей документации, что увеличивает временные, интеллектуальные затраты в работе педагога при неизменности уровня заработной платы; а также необходимостью работы с родителями ребёнка с ОВЗ, которые не всегда разделяют точку зрения специалистов школы по поводу особенностей развития таких детей.

Наименьшее количество голосов были отданы в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (16% педагогов и 10% подростков).

Радуют ответы 10% подростков, указавших, что для общения и совместного обучения с ними в одном классе никакие виды нарушений в здоровье сверстников не могут быть препятствием.

СЛАЙД

4 ВОПРОС: Как Вы отнесетесь к тому, что в классе, в котором Вы преподаете/ учитесь, будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?

Большинство педагогов (48%) затруднились ответить на этот вопрос. Но радует, что среди учителей нет безразличных к этому вопросу и уже, как минимум, 40% из них морально принимают идею инклюзии и психологически готовы к реализации её на практике. К ним присоединяются большинство опрошенных школьников (47%).

Настораживают ответы «Мне безразлично» среди 37% опрошенных подростков. Вот над чем нам всем стоит задуматься и поработать даже не с целью продвижения инклюзивного образования, а с целью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в целом.

Настораживают ответы 12% педагогов, отметивших «отрицательное» отношение к необходимости своего личного участия в образовании и воспитании детей с ОВЗ в своём классе. Даже среди ответов учащихся не выявлено такого отрицания, как среди педагогов. Вероятно, это опять же связано с увеличением нагрузки на педагога общеобразовательной школы, со слабым представлением учителей о результатах инклюзии в более глобальном масштабе для всего общества за пределами школы.

СЛАЙД

5 ВОПРОС: Что плохого, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?

Большинство педагогов и учащихся (60% и 61% соответственно) не видят ничего плохого в том, что ребёнок с ОВЗ будет учиться инклюзивно в условиях массовой общеобразовательной школы.

Основным опасением среди педагогов были названы следующие: «он будет тормозить обучение всего класса» и «может не справиться с учебной программой» (по 16% на каждый пункт).

Однако, давайте порассуждаем. Если речь идёт о ребёнке с ОВЗ, значит по определению, этот ребёнок уже прошёл ПМПК, имеет заключение ПМПК и рекомендации по адаптации общеобразовательной программы. Программа для того и адаптируется образовательной организацией, чтобы ребёнок с ОВЗ успешно её осваивал. Если программа подобрана правильно с учётом психических и физических особенностей ребёнка, в образовательной организации созданы все условия для адаптации программы (учтены особенности ребёнка, проведён весь положенный объём коррекционно-развивающих занятий, осуществлён контроль за посещением ребёнком занятий со специалистами, адаптированы формы подачи учебного материала и формы промежуточной аттестации); то наши опасения в отношении того, что ребёнок с ОВЗ не справится с адаптированной программой, не обоснованы и ничем не подкреплены. 24% подростков, присоединившихся к опасению педагогов, не знакомы с тонкостями методического обеспечения инклюзивного образования, поэтому под учебной программой, скорее всего понимают ту, по которой обучаются сами.

Большинство опасений подростков: «над ним все будут смеяться» (25%), «у него не будет друзей» (16%),  связано скорее не с отношением к детям с ОВЗ в частности, а с наличием проблем во взаимоотношениях в подростковом коллективе в целом. Вопрос формирования умения конструктивно реагировать на обиды, насмешки, разрешать конфликтные ситуации, расширять позитивный опыт социального взаимодействия актуален во все времена, в любом детском коллективе, не только в условиях инклюзивного образования.

СЛАЙД

6 ВОПРОС: Что  хорошего, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?

Благодаря инклюзивному образованию в школе воссоздастся модель реального мира, в котором есть люди с ОВЗ. О том, что большинство педагогов и подростков имеют представления о позитивных последствиях инклюзии на развитие духовно-нравственной стороны человека, демонстрируют их ответы. Причём в процентном соотношении они довольно схожи, что может свидетельствовать о схожести принятых в обществе социальных установок.

Среди них следующие: «Ученик с особыми образовательными потребностями «будет учиться рядом с домом,  сможет не отрываться от своей семьи, детей своего дома, двора, будет учиться со здоровыми детьми». «Его одноклассники станут добрее, станут помогать слабым, научатся общаться с людьми не такими как все, научатся сочувствовать людям, нуждающимся в помощи».

Полученные результаты проведённого соцопроса указывают на постепенное развитие осознания педагогами и учащимися инклюзии как огромного ресурса личностного и профессионального роста,  источника творчества, делающего нас более гибкими, способными к быстрой и эффективной адаптации к существующей реальности.

При этом работа по формированию инклюзивной культуры в нашей школе будет продолжена по следующим направлениям, указанным на слайде:

  • продолжить изучение положительного практического опыта инклюзивного образования в России и за рубежом посредством участия педагогов в семинарах, практикумах, конференциях и пр. различного уровня, изучения Интернет-ресурсов, содержащих информацию;
  • продолжить знакомить участников образования с более конкретными случаями, историями из жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством просмотра документальных, художественных фильмов, информирования на общешкольных линейках, собраниях, классных часах и педсоветах, кружках и пр.;
  • расширять опыт совместной деятельности детей с ОВЗ с детьми без ограничений по здоровью и взрослыми в урочной и внеурочной деятельности через проведение круглых столов, квестов, практических мини-заданий;
  • оказывать психолого-педагогическую, методическую поддержку педагогам в процессе внедрения инклюзивной практики в образовательной организации на консультациях и семинарах.

Соответственно, будет востребована работа службы психолого-педагогического сопровождения в разработке сценариев, конспектов проводимых мероприятий как для детей в соответствии с ведущими видами деятельности по возрасту, так и для взрослых.

Электронные ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области Захарова Г.Ю. ИНКЛЮЗИЯ: ЗА И ПРОТИВ

Слайд 2

« Неважно, как Вы понимаете ИНКЛЮЗИЮ , важно начать этот процесс»

Слайд 3

Региональная инновационная площадка «Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский» (с 05.03.2018 г .) Ц ель РИП: через соорганизацию ресурсов муниципальной системы образования городского округа ЗАТО Первомайский создать условия для качественного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Социологический опрос «Инклюзивное образование – за и против» ( Детский Совет при Уполномоченном по правам ребенка, г.Санкт -Петербург) Педагоги – 25 человек Подростки (учащиеся 5-9-х классов) -176 человек

Слайд 4

1 ВОПРОС: Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ?

Слайд 5

2 ВОПРОС: Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья ?

Слайд 6

3 ВОПРОС: Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе/в совместном обучении в одном классе ?

Слайд 7

4 ВОПРОС: Как Вы отнесетесь к тому, что в классе, в котором Вы преподаете/ учитесь, будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья ?

Слайд 8

5 ВОПРОС: Что плохого , по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы ?

Слайд 9

6 ВОПРОС : Что хорошего , по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы ?

Слайд 10

Направления формирования инклюзивной культуры в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский продолжить изучение положительного практического опыта инклюзивного образования в России и за рубежом продолжить знакомить участников образования с более конкретными случаями, историями из жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья расширять опыт совместной деятельности детей с ОВЗ с детьми без ограничений по здоровью и взрослыми в урочной и внеурочной деятельности оказывать психолого-педагогическую, методическую поддержку педагогам в процессе внедрения инклюзивной практики в образовательной организации

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"

В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...

Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4

Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе.  Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...

От интеграции к инклюзии: почему тема инклюзии так актуальна?

В последние годы педагоги слышат много рассуждений об инклюзивном образовании в ходе обучения на курсах повышения квалификации, на педсоветах, в радиоэфире, с экранов телевизоров, от представителей об...

Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ

Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...