Игры для развития фонематического слуха
учебно-методический материал

Елена Федоровна Курочкина

для детей 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Полиморфное нарушение звукопроизношения при стёртой дизартрии оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования фонем. У детей недоразвивается фонематический слух, что ведёт к расстройствам фонематического восприятия. Отсутствие чёткого восприятия и слухового контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.

Исследование Л. О. Бадаяна, Л. В. Лопатиной,    С. И. Маевской, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой отмечают у детей со стёртой дизартрией, наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи, нарушение внимания, памяти, эмоционально – волевой сферы и замедленное формирование пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие чёткого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе. Дети не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определённый звук, проанализировать звуковой состав слова.

Внимание детей характеризуется пониженным уровнем устойчивости и переключаемости. Они не могут длительно концентрировать внимание. Дети со стёртой дизартрией моторно неловки, плохо развита мелкая моторика пальцев рук.

Составляя игры для развития фонематического развития детей, я учитывала все вышеперечисленные нарушения. Предлагаемые игры многофункциональны. Многие из них могут быть использованы и для автоматизации поставленных звуков.  

1.»Живые звуки».

Оборудование: система символов гласных звуков, разработанная Т. А. Ткаченко.

Описание игры. У каждого ребёнка один из символов звуков. Логопед называет звукосочетание (УАИ). Дети должны встать в той последовательности, в которой прозвучали звуки. Один из детей – контролёр. Он проверяет правильность построения цепочки, «читая» получившееся созвучие по символам.

2.»Утки и Окуни».

Описание игры. Дети делятся на две команды – «утки» и «окуни». Они двигаются произвольно по комнате. Логопед произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [О], то с ударным звуком [У]. Дети «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком [О], а «утки» со звуком [У]. Кто не останавливается, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

3.»Подскажи Петрушке звук».

Оборудование: Петрушка.

Описание игры. Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет произносить слова, но в некоторых словах будет недоговаривать последний звук. (Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию). Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтобы прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухий котёно(к). На него смотрел белоухий щено(к).

В зоопарке жили ено(т), бегемо(т), крокоди(л).

4.»Пропускаем мы во двор слов особенный набор».

Описание игры. Логопед предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова  со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают «ворота» (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончанию игры дети вспоминают все слова, которые они пропустили

во двор.

5.»Чудесная удочка».

Оборудование: самодельная удочка, на конце нитки которой прикреплён магнит. Картинки, к которым прикреплены металлические зажимы. Ширма.

Описание игры. Ребёнок опускает удочку за ширму, где лежат несколько картинок. Достаёт картинку и называет первый, последний звук.

6.»Замкни цепочку».

Оборудование: мяч.

Описание игры. К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Во время игры дети перекидывают друг другу мяч.

7.»Волшебный поезд».

Оборудование: картинка паровоза, картинки – вагончики.

Описание игры. Детям предлагается составить поезд из вагончиков – карточек. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия

8.»Орешек или подушечка».

Оборудования: синий твёрдый шарик, зелёный мягкий помпон.

Ход игры. Логопед называет слова. Если в слове звучит твёрдый заданный звук, то дети сжимают в ладони и поднимают синий шарик, произнося звук. Если мягкий, то сжимают в ладони и поднимают зелёный помпон, произнося звук.

9.»Звуковая дорожка».

Оборудование: синий твёрдый шарик, зелёный мягкий помпон, красный картонный кружок, картинка.

Ход игры. Перед детьми кладётся картинка, называется, отчётливо произнося каждый звук. (Например: тигр). Дети выкладывают звуковую «дорожку». Называют поочерёдно каждый звук слова. Сжимают в ладони помпон, красный кружок, шарик, шарик.

10.»Найди нужную дорожку».

Оборудование: прямоугольные коробочки, в которых выложены звуковые схемы слов: мягкие согласные – зелёный поролон, твёрдые согласные – синие кубики, гласные – красный картон. Картинки.

Ход игры. Ребёнку предлагается медленно произнести слово – название картинки и положить её к нужной коробочке. «Прошагать слово» указательным и средним пальцами по дорожке, медленно проговаривая слово. Например: мишка. Ребёнок нажимает пальцем на мягкий поролон, произнося [М’], красный кружок – [И], твёрдый кубик – [Ш], твёрдый кубик [К], красный кружок [А]. Тактильно ребёнок ощущает мягкость и твёрдость.

11.»Телеграфисты».

Оборудование: картинка.

Ход игры. Играют двое детей, они – телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся логопедом, который скрытно от второго играющего показывает картинку первому играющему. Тот должен передать содержание телеграммы: произнести слово – название картинки по звукам. Второй играющий принимает телеграмму – называет слово слитно. Затем играющие меняются ролями.

12.»Разноцветная гусеница»

Оборудование: крышки синего, зелёного и красного цветов, шнурок, картинка.

Ход игры. Ребёнок медленно произносит слово – название картинки и нанизывает на шнурок крышку определённого цвета. Когда звуковая схема составлена, ещё раз проговаривает медленно слово, сжимая рукой каждую крышку.

13.»Телефон».

Оборудование: картинки расположенные по кругу, наборный диск игрушечного телефона, где вместо цифр стоят буквы.

Ход игры. Ребёнок медленно называет картинку  и набирает последовательно буквы на телефонном диске. Если последовательность букв правильная, стрелочка показывает на данную картинку.

11.»Мореплаватели».

Оборудование: изображение трёх корабликов с тремя окошками, у которых закрыты разные окошки: первое, второе, третье. Картинки.

Ход игры. Ребёнок называет картинку и определяет позицию заданного звука. Ставит в тот кораблик, где слышится звук: в начале, середине, конце. Нужно поместить всех «пассажиров» в нужные кораблики.

12.»Непоседливая бусинка».

Оборудование: прямоугольная дощечка, на которой натянута леска с бусинкой. Картинка.

Ход игры. Ребёнок медленно называет картинку, передвигая бусинку. Бусинка останавливается там, где ребёнок произнёс заданный звук: в начале, в середине, в конце.

13.»Бусинка учится считать».

Оборудование: прямоугольная дощечка, на которой вверху написаны цифры, а под ними натянута леска с бусинкой. Картинка.

Ход игры. Ребёнок медленно называет картинку, передвигая бусинку. Бусинка останавливается под той цифрой, где ребёнок произнёс заданный звук. Ребёнок называет какой по счёту стоит звук. Цифры подбираются по количеству звуков в слове.

14.»Поймай звук».

Оборудование: мяч.

Ход игры. Дети стоят в кругу, у логопеда мяч. Он произносит слово. Бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен назвать. Например: «сыр» - второй звук. Ребёнок ловит мяч и отвечает «Ы», возвращая мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Детям очень нравится играть в эти игры, что позволяет решать коррекционные задачи более успешно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...

Игры для развития фонематического слуха.

Материал предназначен для закрепления навыков восприятия и правильного произношения звуков в собственной речи, умения различать звуки на слух....

игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет

фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем  его нужно развивать и чем  опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...

игры на развитие фонематического слуха

К старшему дошкольному возрасту ребенок  уже вполне может определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове.Он способен  самостоятельно подобрать слова на заданные звуки...

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...