Игры для развития слухового внимания
учебно-методический материал

Елена Федоровна Курочкина

Для детей 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razv_rechev_vnimaniya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития слухового внимания

Игра "Кто что услышит?"

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра "Где звенит?"

Цель. Развитие слухового внимания. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Игра "Узнай по звуку"

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.),

Ход  игры. Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.

Игра «Дятел»

 Цель.  развитие слухового внимания.

 Ход игры. Педагог отстукивает  разные  ритмы в быстром темпе

 (…  …  .;  …  ..  …  и  т. д.), а  дети  повторяют  за  ним.

Игра «Найди  картинку»

 Цель. Развитие  слухового  внимания  и  восприятия.

 Ход игры. Логопед  раскладывает  перед  ребенком  или перед детьми  ряд  картинок  с  изображением  животных (пчела, жук, кошка, собака,  петух,  волк  и  др.)  и  воспроизводит соответствующие звукоподражания.  Далее  детям  дается задание определить по звукоподражанию  животного  и  показать картинку с его изображением. Губы логопеда закрываются.

Игра «Кто  летит»

 Цель.  развитие  слухового  внимания.

 Ход игры. Логопед  сообщает  детям,  что  он  будет говорить слово  «летит»  в   сочетании  с  другими  словами (птица  летит, самолет  летит).  Но  иногда  он  будет  ошибаться (например: собака летит).  Дети  должны  хлопать  только  тогда, когда два слова употребляются  правильно.  В  начале  игры  логопед  медленно произносит  фразы,  делает  паузы  между  ними. В дальнейшем темп речи  ускоряется.

Игра «Будь  внимателен»

 Цель. Развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать  на  звуковые сигналы.

 Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает  команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять  движения  в  соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

Игра«Послушай  и  повтори»

 Цель. Развитие  слухового  внимания.

 Ход игры. Педагог  шепотом  за  экраном произносит слова  по  теме  урока, а дети вслух  повторяют их.

Игра "Возьми игрушку"

Оборудование. Игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Игра "Наседка и цыплята"

Цель.  Закрепление понятий о количестве. Развитие речевого внимания и восприятия.

Оборудование. Маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Ход игры. У детей карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Логопед стучит по столу, а дети слушают. Если логопед, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Игра: "Дождик льёт и капает".

Цель игры. Учить различать темп звучания (частое и редкое звучание звукоподражаний); воспроизводить звукоподражания; развивать ассоциативное мышление.

Оборудование. Картинка с изображением летнего дождя.

Ход игры. Логопед предлагает ребёнку рассмотреть сюжетную картинку и изобразить, как разговаривает дождик: кап-кап.

Прочитать рифмовку:

Дождик капнул на ладошку: кап - кап!

На цветы, на Мурку - кошку: кап - кап!

А потом он разыгрался, лил да лил,

Во всю старался: кап - кап - кап - кап.

Предложить ребёнку показать как медленно идёт дождь (стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки, произнося: "Кап - кап!")

Затем предложить ребёнку показать, как дождик идёт быстро (действия аналогичны предыдущим, но удары пальцем более быстрые и звукоподражание произносится в более быстром темпе: "Кап - кап - кап - кап!")

Предложите ребёнку поиграть в эхо: " Повторяй, как я!" Из-за экрана произносите звукоподражания. А затем предложите ребёнку повторить его:

1. Кап - кап - кап.

2.Кап.

3.Кап - кап.

Усложнение: увеличьте количество звукоподражаний до пяти.

Игра "Кто внимательный?"

Цель. Развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым они произносят.

Оборудование. Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры. Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:

—Возьми мишку и посади в машину.

—Возьми мишку из машины.

—Посади в машину куклу.

—Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.

Игра «Исправь  ошибки»

 Цель. Развить  слуховое  внимание.

 Ход игры. Логопед  читает  стихотворение,  намеренно  делая  ошибки  в  словах.

 Назвать  правильно  слова.

       1.  Куклу  выронив  из  рук,

         Маша  мчится  к  маме:

         - Там  ползет  зеленый  лук

         С  длинными  усами    (жук).

        2. Закричал  охотник:  «Ой!

         Двери  гонятся  за  мной!»  (звери).

        3. Эй,  не  стойте  слишком  близко.

         Я  тигренок,  а  не  миска     (киска).

       4. Ехал  дядя  без  жилета,

        Заплатил  он  штраф  за  это      (билета).

        5. Сели  в  ложку  и  айда!

        Покатили  вдоль  пруда      (лодку).

        6. Тает  снег,  течет  ручей,

        На  ветвях  полно  врачей      (грачей).

       7.  Мама  с  бочками  пошла

        По  дороге  вдоль  села   (дочками).

        8. На  поляне  весной  

        Вырос  зуб  молодой   (дуб).

       9.  На  пожелтевшую  траву

        Роняет  лев  свою  листву   (лес).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на развитие слухового внимания

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации  неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, с...

Игры на развитие слухового внимания

Слуховое внимание- это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека....

Игры, способствующие развитию слухового внимания.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из к...

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

"Игры с игрушками на развитие слухового внимания"

С детства ребенка окружает множество игрушек. По мере того как ребенок растет, они меняются, становятся всё сложнее. Но оказывается, любые, даже самые простые, игрушки можно использовать для того, что...

Игры для развития слухового внимания

Предлагаю  игры для развития слухового внимания, такие как:«Отгадай, что звучит»Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, к...