Статья на тему: "Преемственность в использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ"
статья

Покровская Елена Сергеевна

Oбследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в  использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ.

Учитель-логопед Покровская Е.С.

Опыт нейропсихологических исследований позволил отечественным психологам (Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова и др.) перейти от работы с болезненными нарушениями психической деятельности человека к изучению психики здоровых людей. Оказалось, что в помощи специалиста, владеющего методами нейропсихологии, нуждаются не только дети с локальными поражениями мозга, но и дети без органических патологий.

Как правило, те или иные проблемы в обучении возникают и у школьников с нормальным психическим развитием - это неуспеваемость, конфликты с одноклассниками или учителями, трудности адаптации к школьной деятельности. 

Школьники испытывают сложности при обучении письму, чтению, счету, решению арифметических задач. Кроме того, определенные трудности возникают при усвоении самых разных понятий. При этом не следует забывать, что одним из самых сложных этапов в развитии человека, этапом, который провоцирует всевозможные нарушения, является начальный период обучения в школе. Из литературы известно, что одной из возможных причин школьной неуспеваемости может быть недостаточная сформированность тех  или иных психических структур. Например, плохо развитый фонематический слух может привести к невнимательности на уроках, грубым ошибкам при письме, так как ребенок не выделяет те или иные фонемы из речевого потока, особенно на фоне шума. Он просто не слышит некоторые слова или фразы или слышит их с искажением.

Таким образом, делаем вывод, что позаботиться об успешности ребенка в школе необходимо еще с детского сада. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводит к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе.

Нейропсихологическое исследование сформированности психических функций у старших дошкольников, проведенное под руководством Л. С. Цветковой, показало, что, вследствие гетерохронности созревания мозга и формирования функциональных систем, у детей к моменту обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их звенья. Наиболее часто оказываются недостаточно сформированными динамика моторных процессов, пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, произвольная организация, программирование и контроль деятельности в целом.

Нейропсихологический синдромный анализ психических функций у старших дошкольников и младших школьников позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить школьную неуспеваемость, в силу чего нейропсихологический компонент диагностики готовности к школьному обучению становится все более актуальным.

В нашей работе, мы решили уделить внимание  возможностям динамической и ритмической организации серийных движений и действий, которые  составляют двигательную основу процессов чтения, письма, большинства трудовых навыков и тесно связаны с речевой функцией. Поэтому значительный интерес представляют исследования организации серийных движений как в зрелой ЦНС, так и, особенно, у младших школьников - в период, когда происходит активное формирование центральных механизмов управления произвольными движениями.
        Любая высшая психическая деятельность представляет собой сложную сознательную форму психической деятельности и обладает
динамическими характеристиками. Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серийных движений, а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в зависимости от сложности и контекста серийного  движения. Динамические характеристики психических процессов являются общими неспецифическими характеристиками. Они могут проявляться при выполнении любого вида деятельности. Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности: регуляторный и энергетический.

К числу первого относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. К числу второго – процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями как скорость, длительность, равномерность, продуктивность [Лурия: 1956, 1957, 1959]

Двигательная реализация стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности актов. Нейропсихологические исследования последних лет показывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без которой действие распадается [Хомская: 1995, Курганский, Ахутина: 1996 и др.]

Серийная организация движений

Всякое действие представляет собой серию плавно сменяющих друг друга движений. Нормальное выполнение двигательных актов невозможно без сукцессивной моторной программы (последовательности двигательных команд), иначе плавное автоматизированное движение замещается разорванным, поэлементным, где каждый следующий компонент требует особой команды (Лурия, 1969).

Чем грозит несформированность этого компонента школьной успешности?

 Отчетливее всего она отражается на письме:

- двигательные навыки письма не автоматизируются,

- каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно,

- нередки ошибки по типу инертности (лишние элементы),

упрощения программ (пропуски букв),

-антиципации (более сильный, «выдающийся» звук записывается раньше)

     Одновременно такое письмо требует постоянного сознательного контроля, поэтому на преодоление орфографических трудностей ресурсов внимания не остается, и ребенок делает много подобных ошибок, число которых увеличивается по мере того, как он устает. (Лурия, 1950)

     Серийная организация движений необходима и для речи. Произнесение каждого слова — это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным.

     Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ребенка мы увидим:

- нарушение звукослоговой структуры слова,

- сокращение словаря (в первую очередь за счет трудных в моторном отношении слов),

- бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции),

- трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими.

Для этого нами проведено обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий, где перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического
  2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей.
  3. Определение динамики обучения ритмизации, по  построению и удержанию серийно организованных  движений в процессе обследования.

Прежде всего мы проанализировали то, как ребенок овладевает новой для него серией движений, для этого используются пробы. Мы смотрим, может ли ребенок овладеть плавным (слитным, а не поэлементным) автоматизированным выполнением движения, нет ли у него инертности, трудности переключения с одной программы на другую.

  Изучение сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволяет определить условия оптимизации процесса коррекции двигательных навыков письма и извлечения и  реализации артикуляторных программ у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении

Презентация к выступлению  "Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении" на РМЦ ....

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Статья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда".

Опубликовано 04.02.2018 - 14:34 - Майорова Елена ВалерьевнаСтатья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда". Сборник "Актуальные...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методы и приемы коррекционной работы на  логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....