Опорные листы по теме "Глагол"
материал (8, 9, 10 класс)

Грицаева Екатерина Рудольфовна

Опорные листы по теме "Глагол": "Неопределённая форма глагола", "Изменение глаголов по временам", "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неопределённая форма глагола.

     Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? (решать, записывать) или что сделать? (решить, записать).

Задание 1. Выпиши из пословиц глаголы в неопределенной форме, поставь к ним вопросы.

Крепкую дружбу топором не разрубить.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Поставить глагол в неопределённую форму – это значит изменить глагол, чтобы он отвечал на вопрос что делать? или что сделать?

Задание 2. Поставь данные глаголы в неопределённую форму:

шью (…   …?) –

испёк (…   …?) –          

умывался (…   …?) –          

отнесла (…   …?) –            

Глаголы  в  неопределённой  форме  оканчиваются  на  -ть  (-ться),  -чь (-чься),   -ти (-тись).

Задание 3. Распредели глаголы в неопределённой форме на три группы:

    -ть (-ться)                                             -чь (-чься)                                           -ти (-тись)

     Цвести, шагать, беречь, стеречь, посидеть, везти, увлечься, скрепить, спастись, отвлечь, заплести, учиться.

             Словарная работа.

           Надевать (надеть) или одевать (одеть) – какой глагол употребить? https://www.prajavani.net/sites/pv/files/article_images/2015/03/02/kpec02Yashassinatha.jpg

Запомни:  одеть (одевать) можно кого-то (брата, сестру, куклу),

                       надеть (надевать) можно что-то (пальто, шапку, брюки).

                Одеть Надежду, надеть одежду!

             Надевать одежду, одевать Надежду!



Предварительный просмотр:

Изменение глаголов по временам.

Прочитай предложение:

Пришла весна.

Давай порассуждаем:  весна  (что сделала?)  пришла  – действие  уже  произошло. Это значит, что глагол  пришла – прошедшего времени (пр.в.).

Тает снег, бегут ручьи.

Снег (что делает?) тает, ручьи (что делают?) бегут – действие происходит сейчас.  Глаголы тает и бегут – настоящего времени (н.в.).

Скоро расцветут подснежники.

Подснежники (что сделают?) расцветут – действие произойдёт потом, поэтому глагол расцветут – будущего времени (б.в.).

С юга будут возвращаться птицы.

Птицы (что будут делать?) будут возвращаться – действие будет происходить потом. Это тоже будущее время (б.в.).

Задание 1. Запиши глаголы, определи их время.

    Зеленеет, будет прогреваться, оттаяла, капает, зажурчит, пробудились, подсыхает, расчирикаются, проклюнулись, оденутся, греется, будет просыпаться, вырастет, выпускают, потеплело.

              Чтобы изменить глагол по временам, надо правильно поставить вопрос!

     Если начальная форма глагола отвечает на вопрос что делать?, то прошедшее время будет отвечать на вопрос что делал? (что делала?, что делало?, что делали?), настоящее время что делает? (что делаю?, что делаешь?, что делаем?, что делаете?, что делают?), а будущее время что будет делать? (что будут делать?).

     Если начальная форма глагола отвечает на вопрос что сделать?, то прошедшее время будет отвечать на вопрос что сделал? (что сделала?, что сделало?, что сделали?), а будущее время что сделает? (что сделаю?, что сделаешь?, что сделаем?, что сделаете?, что сделают?). Настоящее время у таких глаголов не образуется!

Задание 2. Измени глаголы по временам (пр.в., н.в., б.в). Укажи время.

  1. Читать.
  2. Прочитать.

  1. Везти.
  2. Вести



Предварительный просмотр:

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Рассмотри таблицу и сделай выводы об окончаниях глаголов мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени.

Обрати внимание, что глаголы прошедшего времени имеют род только в единственном числе!

Задание 1. Спиши текст. Укажи род глаголов прошедшего времени.

     Трава красиво пестрела цветами. В воздухе стоял чудный аромат душистых трав. С неба глядело ласковое летнее солнышко. Оно заливало ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далёкие горы.

Задание 2. Спиши, употребляя глаголы в прошедшем времени.

     Одинокая капля дождя (упасть) в воду, и от неё (пойти) тонкие круги. Потом сразу вокруг нас (зашевелиться), (зашептать) трава. Вся вода (покрыться) маленькими кругами, и слабый, невнятный звон (поплыть) над омутом. Далеко в разрыве мягких туч (светиться) широкими лучами солнце, и степь (дымиться) и (блестеть).

(По К. Паустовскому)

Запомни!

  1. По родам глаголы могут изменяться только в прошедшем  https://www.prajavani.net/sites/pv/files/article_images/2015/03/02/kpec02Yashassinatha.jpg

         времени.

  1. Глаголы прошедшего времени имеют род только в

         единственном числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Опорные листы и сигналы"

Новая система преподавания математики...

Опорный лист по ГП Африки.

Даныный опорный лист поможет разнообразить урок или рефлексировать знания учащихся по теме....

Обществознание.Опорные листы к ЕГЭ

Обществознание.Опорные листы  к ЕГЭ...

Диалог с персонажем. Опорный лист. Метод Станиславского.

Кто вы? Имя, отчество, фамилия? Состав семьи. Общественное положение.Что делали сегодня утром, в течение дня? Какие были удачи и неудачи за день? Какие дела сделали за день, с кем повидались?Ваше отно...

Опорный лист для изучения темы "Мир звезд" 5 класс, география

Опорный лист используется при изучении темы "Мир звезд" в 5 классе. Цель: Дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца. Опираясь на конспект и текст учебн...

Опорный лист к уроку "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Данный материал, помогает обеспечить активную работу учащихся на уроке....

Опорные листы "Атомы и химические элементы"

Опорные листы используются на занятиях Детского научного клуба по программе "Химия для всех". Возраст детей – 10-12 лет. Занятие, для которого используются данные опорные листы,...