Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.
статья

Наумик Наталья Сергеевна

 

Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей. Поэтому я написала статью, чтобы родители и специалисты познакомились с различными играми для развития фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.

Фонематический слух-это способность ребёнка слушать и корректно слышать звуки речи. Это врождённое качество.

Формированием фонематического восприятия мы с ребёнком занимаемся целенаправленно.

           Начнём с того, что в норме к 2-м годам ребёнок уже должен слышать ошибки в произнесении звуков взрослым человеком. К 3-м годам ребёнок может слышать ошибки уже в собственной речи. Если этого не происходит страдает звукопроизносительная сторона речи, понимание речи, фонематическое восприятие или у ребёнка диагностируется РСА (речевая слуховая агнозия). Мы должны посмотреть на каком этапе формирования фонематического восприятия находится ребёнок и начинаем чётко по онтогенезу заниматься с ребёнком.

            На I первом и очень важном этапе формирования фонематического восприятия идёт над  неречевыми звуками. Обратите внимание, даже если ребёнку 5 лет, 6 лет, но у ребёнка есть нарушения слоговой структуры слова, нарушения произношения, тем более если ребёнок после кохлеарной имплантации или ребёнок с РСА. Даже если ребёнок нормотипичен, всё равно с ним можно поиграть в эти игры, убедиться раз и навсегда, что ребёнок всё это знает и умеет и ,следовательно, мы можем переходить к более сложным играм.

Некоторые специалисты чётко разделяют неречевые звуки и музыкальные инструменты. Можно этого не делать, так ка музыкальные инструменты относятся к неречевым звукам. Соответственно работаем параллельно над неречевыми звуками и музыкальными инструментами.

                               Что же такое неречевые звуки!

           Всё,что мы произносим относится к речевым звукам. Если у ребёнка есть сильные нарушения фонематического восприятия, то он слышит речь некорректно. Например, мама пошла в лес- А У А ЭС. Естественно, в связи с этим у ребёнка страдает понимание речи. С помощью развития фонематического восприятия мы будем учить ребёнка корректно слушать речь.

            В онтогенезе ребёнок до того, как слышит звуки речи, начинает слышать неречевые звуки, т.е. всё начинается со звуков, которые происходят вокруг ребёнка. Он прислушивается, начинает дифференцировать их. К 6-ти месяцам ребёнок уже  может определять интонацию взрослых направленную к нему.

              Самое первое с чего мы начинаем-это формирование слухового внимания, так называемого УДР ( условно двигательные реакции). Учимся прислушиваться к неречевым звукам и анализировать их.

Игры, направленные на развития фонематического восприятия

( НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ).

«Определи место звучания».

          Ребёнок выходит из комнаты, взрослый на телефоне включает музыку(звуки природы, неречевые звуки). Взрослый прячет телефон в комнате, затем предлагает ребёнку определить откуда доносится звук и где источник звука.

На втором этапе ребёнку можно закрыть глаза. Мы берём какой-то музыкальный инструмент или неречевой звук( например звук связки ключей) и звоним либо над правым ухом ребёнка, либо над левым ухом, либо впереди или позади. Задача ребёнка показать, где он услышал этот звук.

     Эти упражнения прекрасно развивают слуховое внимание и относятся к первым упражнениям, направленных на формирования фонематического восприятия в работе с неречевыми звуками.

      Когда мы научились определять источник звука, то начинаем усложнять наши игры. Здесь нужно обратить внимание на такие игры:

-Пока я дую в дудочку (можно взять любой музыкальный инструмент), лей воду.

-Пока звучит музыка, беги!

        Мы учим ребёнка реагировать на звук. Лучше работать с ребёнком через тело. Так как формирование фонематического восприятия всегда идёт через тело. Ребёнок включён в процесс, он включён в игры, он активен. И только потом на этапе сложного анализа и синтеза мы можем посадить его за стол и предложить картинки.

        На этом этапе( работа с неречевыми звукми) мы работаем через игру, через движение, через тело.

-Пока я звоню в колокольчик ты хлопаешь( маршируешь, приседаешь, топаешь). Как только я остановилась, прекращаешь.

Здесь мы параллельно можем учить глаголы с ребёнком, можем улучшать понимание речи. Задача этого этапа в том, что пока ребёнок слышит какой-то неречевой звук, он делает какие-то действия.

       Для детей постарше мы можем играть в некие «обманки». Например,

 -Пока я стучу в барабан, прыгай. Мы поиграли в игру, а дальше я ребёнку говорю, прыгай, но при этом в барабан не стучу. И тут мы должны посмотреть на реакцию ребёнка, будет ли он прыгать, если да, то говорим, а разве я стучала в барабан. Нет! Значит стой.

         Усложняем игру!!! Берём дудочку и погремушку. Если дую, то ты бежишь ( или стучишь по столу),если гремлю ты льёшь воду или хлопаешь.

         Здесь ребёнок должен запомнить инструкцию и удержать её, также дифференцировать два неречевых звука.

        Следующая игра « Внимательные ушки».

Кладём перед ребёнком два обруча ( зелёный, красный). Если я стучу в барабан прыгай в красный обруч, если звоню в звонок, прыгай в зелёный обруч.

         В эти игры можно играть и с неговорящими детьми. К сожалению, у неговорящих детей нам очень сложно установить нарушение фонематического восприятия. Поэтому с этими детьми мы играем в эти игры и параллельно занимаемся запуском речи.

         Как только у ребёнка сформировалось УДР, т.е. ребёнок научился себя контролировать, научился тормозить, когда слышит тишину. Мы будем переходить к следующему этапу формирования фонематического восприятия на неречевых звуках.

      2.ТЕМП!

-Делай быстро, делай медленно!!!

Мы пока серьёзных игр здесь не берём, мы просто учим детей темпу. Показываем ребёнку, что можно  делать что-то быстро ( например, быстро стучим деревянными ложками), а можно медленно.

   Под медленную музыку, мы танцуем медленно, а под быструю быстро. В звонок можно звонить медленно, а можно звонить быстро.

И на этом этапе мы ребёнка учим воспроизводить какие-либо речевые шумы быстро и медленно. Чтобы ребёнок понимал значение «медленно» и «быстро». Можно включить на телефоне быструю музыку и при этом ребёнок бегает быстро, т. е. учим ребёнка этим понятиям через тело.

       Нам всё это нужно для того, чтобы ребёнок научился вслушиваться в речь. Потому что, мы знаем, что в онтогенезе  до того как ребёнок начинает понимать обращённую речь, он учится слушать интонацию, он учится слышать ритм, он учится слышать высоту и тембр голоса. Ориентироваться на звук. есть этот звук или нет. И только потом ребёнок начинает вслушиваться  в речевые звуки.

      3.Неречевые звуки и музыкальные инструменты. Учимся дифференцировать неречевые шумы.

     Это основной этап по работе над речевыми звуками. Он идёт после того как мы сформировали УДР и поработали над темпом.

     Игры -«Что звучало?»

« Последовательность звучаний ( сделай также)».

«Слышишь бубен-прыгай, слышишь звонок-хлопай».

Мы кладём перед ребёнком музыкальные, уже знакомые по предыдущим играм, инструменты. Можно разбавить музыкальные инструменты неречевыми звуками ( связка ключей, молнию, пакет и.т.д.). Главное, чтобы вы точно знали может ли ребёнок различить (узнать) тот или иной речевой звук, поэтому заранее нужно познакомить ребёнка с этими звучащими предметами.

   Начинаем обычно с трёх звучащих предметов (погремушка, ложки и звонок или другие).Для того, чтобы убедиться, что ребёнок помнит как звучит тот или иной предмет, нам нужно провести дифференциацию. Мы ставим ширму или поворачиваем ребёнка к нам спиной, а дальше мы ребёнка просим, послушать и угадать, что звучало. Если ребёнок говорящий, он может сказать, а если неговорящий, то показать. У ребёнка может быть аналогичный набор музыкальных инструментов, что и у вас. Делаем это до тех пор пока не научимся. Как только получилось берём другие неречевые шумы.

Эту же задачу мы постепенно усложняем и даём ребёнку последовательность. Мы берём неречевые шумы и музыкальные инструменты, ставим ширму, звучим сначала одним музыкальным инструментом, а потом другим. Просим ребёнка сказать, что он слышал сначала, а что потом. И так мы доходим до трёх последовательно звучащих инструментов и неречевых шумов.

      Можно записать на диктофон различные неречевые звуки, найти соответствующую картинку или предмет на определённый неречевой звук и музыкальный инструмент. Включаем их по очереди и просим ребёнка назвать, что звучало?

       4. Ритм. Сначала одноударный, потом, согласно ритмическим рядам:

1(удар по барабану-удар по столу);

1(2 удара по столу-удар по коленям);

Три удара по ложкам, далее пауза;

Здесь же подключаем логоритмику;

           До этого мы учились темпу( быстро-медленно), а сейчас  ребёнка будем учить ритмам. Ритмам мы учимся на доречевом этапе! Не уметь воспроизводить ритм -это всегда нарушение слоговой структуры слова, ребёнок не будет слышать речь корректно, а ,следовательно, нам будет сложно работать дальше. Потому что речь наша – ритмична.

           Сначала берём самый простой ритм . У ребёнка такой же комплект и он стучит вместе с нами. И когда ребёнок уже ритм почувствовал, мы задачу усложняем 1-1,2-1,1-2,1-1-1. Бьём один раз по бубуну, один по столу. Ребёнок должен повторить этот ритм. Скорее всего на первых этапах он будет сбиваться. Когда научились берём более сложный ритм 2-1,ребёнок повторяет заданный ритм. Если ребёнок говорящий подключаем речь( тук-тук-стол; хлоп-хлоп-колени). И так далее усложняем программу 1-2(бум-бам-бам).

Логоритмику лучше реализовывать на групповых занятиях!

     Детей учат соблюдать определённый ритм и темп под музыку. Можно взять логоритмические песенки, например Железнову и выполнять движения в определённом ритме и темпе под музыку.

      5. Определение количества звучаний.

-Сколько раз я постучи, столько и ты стучишь;

-Соотнеси количество звуков с цифрой.

           Здесь не просто, чтобы ребёнок повторил за вами, но и чтобы он знал цифры от 1до 5 и чтобы ребёнок пытался посчитать сколько звуков он услышал.

Самое простое игра : «Один и много».

      Можно взять лист бумаги, разделить его на две части. На одной нарисовать одну точку, на второй много точек. Послушай и положи камушек на соответствующее поле. Предварительно у ребёнка спрашиваем здесь сколько точек-одна, а здесь-много. Прячем под стол руки и стучим. Послушай, сколько раз я постучала(один), а сейчас (много).

        После того как мы с ребёнком освоили один много, мы начинаем расчерчивать лист на четыре поля. Вверху пишем цифры. Под цифрами можно нарисовать кружочки соответственно с определённой цифрой. Прячем наши ложки и говорим, послушай, сколько раз я постучала и положи камушек на соответствующую цифру или количество кружочков.

         Можно взять кубики с цифрами, а ребёнку дать барабанную палочку. Кидаем кубик, определяем какая цифра выпала и столько раз стучим. Либо берём карточки с цифрами, просим ребёнка поднять карточку и постучать столько раз сколько написано на карточке.

6.Короткий,длинный, прерывистый звук.

-Машинки и дорожки;

Мы ребёнку объясняем, что звуки могут быть длинными, короткими и прерывистыми. Изображаем на листе длинный, короткий и прерывистый звук. И играем в игру. Берём машинку. Пока машинка по дороге едет(длинная дорожка) мы произносим этот звук. Затем едем по короткой дорожке, а потом по прерывистой и при этом также повторяем звук соответственно дорожке по которой едем.

       Можно взять молнии различной длины и также поиграть с ребёнком. Сначала лучше взять две молнии длинную и короткую. Пока ребёнок растёгивает и застёгивает эту молнию, он произносит этот звук.

      Помимо темпа и ритма нужно показать ребёнку, что есть и конец. И про это мы тоже не забываем.

7.Высота и сила голоса. Громко-тихо.

-Самолёт летит высоко и низко;

-Убаюкиваем и будим голосом;

-Прячемся от волка;

-Животные и их детёныши;

-Линии или молнии;

      Мы учим ребёнка воспроизводить звуки тихо и громко. Если ребёнок не говорящий, то он воспроизводит неречевые звуки громко и тихо. Ребёнок стучит, топает, хлопает громко и тихо. Сначала ребёнок ориентируется на вас, а затем самостоятельно по инструкции это делает. Если ребёнок говорящий, то мы учим ребёнка управлять силой голоса.

     Можно взять лесенку и маленькую игрушку к ней. Если котёнок на первой лесенке( нижней) он говорит тихо и постепенно поднимаясь он говорит всё громче и громче. А потом сделает наоборот. На верхней лесенке громко и постепенно котёнок спускаясь по лесенке говорит всё тише и тише.

   Тихо убаюкиваем игрушку, а потом громко её будим голосом.

   Заблудились в лесу. Давай громко кричать, чтобы нас нашли (АУ-АУ) и тут из-за куста серый волк выбегает. Прячемся, но мы всё равно будем кричать, чтобы нас нашли, кричим тихо, чтобы волк не услышал. Когда мы показываем ребёнку волка, он начинает кричать тихо. Когда волка убираем, ребёнок кричит громко.

    Можно на листе бумаги нарисовать дорогу волнообразную. Когда мы пальчиком поднимаемся вверх, мы громче говорим и меняем интонацию. Вниз тише и меняем интонацию.

     У мамы коровы низкий голос, а у телёнка высокий. Покажи, кто это сказал?

8.Работа над интонацией.

-«ААА»-девочка плачет, убаюкивает, показывает язык, поёт.

     Мы ребёнку показываем и демонстрируем, что у нас один звук  может носить абсолютно разный интонационный оттенок и учим ещё в дорнчнвом периоде. Выкладываем перед ребёнком картинки где девочка, плачет, поёт, показывает язык и убаюкивает.

Просим посмотреть и сказать, как девочка плачет, как девочка язык показывает, поёт и качает куклу. Мы до ребёнка хотим донести, что один звук может произноситься с абсолютно разной интонацией. Когда мы будем просить ребёнка угадать, кто так говорит, необходимо будет закрыть рот ширмой, чтобы ребёнок не ориентировался на артикуляцию. А нам нужно, чтобы он ориентировался только на слух!

     Работайте над слухоречевой памятью! Удержание в голове любой инструкции направлено на развитие слухоречевой памяти. Работаем в параллельно и над фонематическим восприятием, и над слухоречевой памятью.

9. Тембр

-Кто это сказал (папа, мама, малыш)?

-Сказка «Три медведя».

     Ребёнок должен научиться различать голос мужчины, женщины и ребёнка. Начать можно с различия голосов папы, мамы и самого ребёнка. Перед ребёнком можно положить фотографии родителей и его самого. Записывайте на диктофон голоса. Можно говорить разное, можно говорить одно и тоже. Главное, чтобы ребёнок послушал и мог определить кому принадлежит этот голос.

      Также можно проиграть это в сказке «Три медведя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Онтогенетические развитие и этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно ч...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников

Информационный листок для родителей....

Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников

Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников

Учитель-логопед в коррекционной работе часто сталкивается с тем, что у детей не развит фонематический слух, что влечёт ряд проблем, как с постановкой звуков, так и в дальнейшем овладении детьми навыка...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие фонематического восприятия у дошкольников",

Консультация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой...

Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ "Солнышко"....