Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».
статья

Слинкина Лариса Анатольевна

Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития фонематического восприятия и

дифференциации звуков «С-Ш».

Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фонематический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем, и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Ниже приведены игры и упражнения для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

1. Вариации игр «Слушай, звуки различай и движения выполняй».

Логопед закрывает губы листом бумаги, чтобы ребенок ориентировался на слух, и предлагает ребенку выполнить следующие задания:

- Послушай ряд звуков. Если услышишь звук «С» - топни правой ногой, а если звук «Ш» - хлопни в ладоши: С-Ш-Ш-С-С-Ш-С-Ш

- Послушай ряд слогов. Если в слоге услышишь звук «С», топни левой ногой, если звук «Ш» -хлопни в ладоши: СА-ША-ША-СА-СО-ШО-ШО-СО-СУ-ШУ

- Скажи наоборот: СА-ША, СО-..., АС-АШ, ОС-...

- Послушай слова. Если слышится «С» -сделай хлопок перед грудью, если «Ш» - сделай хлопок за спиной: Сайка-шайка, сок-шок, суд-шут, шутки-сутки, мишка, миска, каска-кашка.

- Полслушай слова. Подними руки вверх и помаши, если в слове встречаются оба звука «С» и «Ш»: Сад, шум, оса, уши, суша, кокос, солнышко, пастушок, кошка, шоссе, миска.

- Найди лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков «С» и «Ш»: машина, усы, кошка, крышка, самолет, самокат, шкаф,  сумка.

- Повторить за логопедом пару слов: сила-шило, сапер-шофер, миска-мишка, маска-Машка, касса-каша.

- Заменить звук «С» в словах на звук «Ш», придумать с каждой парой слов предложение: сутки -..., споры - ..., вас - ..., нас - ..., крыса - ...

- Составить предложение из «разбросанных» слов. Найти в них звуки «С» и «Ш»:

Саша, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на.

Шура, собака, видеть, скамейка, под.

2. Игра «Смотри и называй»

Для игры нужно приготовить 2 карточки со стрелочками. Логопед показывает ребенку карточки и напоминает, что при произношении «С» нужно опустить кончик языка вниз, за нижние зубы (карточка со стрелкой вниз), а при произношении звука «Ш» -поднять язык вверх, в виде чашечки (карточка со стрелкой вверх). Карточки нужно показыывать в любой последовательности 10-15 раз.

- Присядь на корточки и произнеси «С», если увидишь стрелку, направленную вниз. Поднимись на носочки и произнеси «Ш», если увидишь карточку со стрелкой, направленной вверх.

3. Игры с мячом «Выбери звук».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово, не называя последний звук. Ребенок возвращает мяч, заканчивая слово подходящим звуком «С» или «Ш»:  ду...(ш), коко...(с), малы...(ш), фин и...(ш), матро...(с), крепы...(ш), реди...(с), коло...(с), выигры...(ш).

4. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит начало слова, задача ребенка - закончить слово походящим слогом «СА» или «ША»: Са...(ша), колба...(са), копу...(ша), небе...(са), о...(са), Да...(ша), поло...(са), лап...(ша).

- Послушай начало слова и закончи его слогом «СЫ» или «ШИ»: мы...(ши), вопро...(сы), калош...(ши), подно...(сы), коко...(сы).

- Та же вариация с слогами «СО» и «ШО»: коле...(со), хоро...(шо), мя...(со).

5. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед кладет в мешочек равное количество кружков разного цвета (например, желтые, фиолетовые). Ребенок вытаскивает кружки из мешка по очереди. Если он достает желтый кружок, оо ему нужно придумать слово, начинающееся на «С», если фиолетового, то с «Ш».

6. Игра «Назови звуки по порядку».

Логопед предлагает ребенку послушать слово и сказать, в каком порядке в слове встречаются звуки «С» и «Ш».

- Послушай и повтори слова, в каждом из которых спрятались «хитрые»звуки - «С» и «Ш». Определи, какой слог мы слышим первым, а какой вторым. На звук «С» ударь кулачком левой руки, а на звук «Ш» -кулачком правой: Саша, сушка, спешка, сынишка, шелест.

- Произнеси слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый слог: Са-ша, су-ша, шест, шерсть, ша-лость, спеш-ка, суш-ка.

7. Игра «Улавливай шепот».

Логопед предлагает ребенку присесть и закрыть глаза, а затем шепотом произносит предложение. Задача ребенка - понять и запомнить предложение, открыть глаза, встать и правильно его повторить.

 - Присядь, закрой глаза и внимательно слушай предложение. Если ты его запомнил, открой глаза, встань и повтори: Маша ест сушку. Машина едет по шоссе. Лиса видит петушка. Саша нашел шишку. Миша принес шашки. У Антошки большая ложка.

8. Разучивание чистоговорок.

Разучивание и быстрое вопроизведение ребенком чистоговорок:

а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

б) На дворе - травушка, в сундуке - Савушка.

в) Шесть мышат к миске спешат.

г) Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре страушки,

Все четыре - большие болтушки.

9. Игра «Отыщи слова».

Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Когда услышишь слова, в которых встречаются оба «хитрых» звука «С» и «Ш», хлопни в ладоши над головой и повтор  эти слова.

- Прослушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью вопросов (ребенок должен отвечать на вопросы полным ответом).

Кошка Лушка.

У Саши есть кошка Лушка. У Лушки есть усы и ушки. Усами шевелит Лушка. Ушками внимательно слушает. У кошки пушистый хвост. Когда Лушка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Лушке сметану и кашу.

Вопросы:

1. Кто есть у Саши?

2. Что есть у Лушки?

3. Что она делает ушками?

4. Какой хвост у Лушки?

5. Что Лушка делает, когда сердится?

6. Что Саша дает Лушке?

Итак, мы привели примеры нескольких игр на развитие фонематического слуха у детей. Игры связаны с выполнением различных движений, это позволяет не только закреплять навыки различения звуков, но и поддерживать физическую активность ребенка. Сначала дети учатся различать два смешиваемых в произношении звука в ряду звуков, потом в слогах, а затем в словах и словосочетаниях. Эти навыки последовательно закрепляются на материале предложений, чистоговорок и текстов.

Использованная литература:

1) Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителя. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематичекой стороны речи у страших школьников». - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.

2) Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе». - М.: Издательство Гном, 2018.

3) Позднякова Л.А. «Учимся различать звуки, которые дети часто путают». - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

Картотека дидактических игр. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы...

Картотека игр по формированию фонематического восприятия

Картотека игр по формированию фонематического восприятияМараховская Ольга Анатольевна учитель-логопед  Картотека игр по формированию фонематического восприятия Картотека игр по формированию ...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.

Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не ф...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...