Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
календарно-тематическое планирование на тему

Шавлова Наталия Васильевна

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия

и навыков фонематического анализа и синтеза

I год обучения

(старшая логопедическая группа)

II год обучения

(подготовительная логопедическая группа)

СЕНТЯБРЬ

Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

ОКТЯБРЬ

  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков

(звучащие игрушки, предметы, хлопки).

  1. Развивать слуховое восприятие на материале неречевых звуков.
  2. Упражнять  в воспроизведении различных ритмических рисунков.
  3. Учить различать звукокомплексы по тембру и громкости.
  4. Учить самостоятельно, произносить звукокомплексы с различным тембром и громкостью.
  5. Учить дифференцировать на слух правильно и неправильно произнесённые слова.
  6. Учить детей выделять гласные (а, о, у, и) на фоне других звуков.
  7. Учить детей выделять гласные (а, о, у, и) на фоне слова.
  8. Учить детей выделять ударный гласный в начале слова, затем безударный.
  9. Проводить анализ и синтез звукосочетаний ау, ау и т. д.
  1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и их признаках.
  2. Упражнять детей в дифференциации пройденных звуков.
  3. Упражнять детей в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  4. Закрепить умение выделять звук из слова. Определять место звука в слове.
  5. Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализы слов типа: слон, мост, лист, блин, каток.
  6. Закрепить навыки слогового анализа слов.
  7. Закрепить навыки анализа предложений без предлога и предложений с простыми предлогами, составлять их графические схемы.

НОЯБРЬ 

  1. Учить подбирать слова в рифму.
  2. Учить воспроизводить слоговые ряды со сменой ударного слога.
  3. Учить воспроизводить слоговые сочетания с одним согласным и разными гласными звуками.
  4. Учить подбирать слова на гласные звуки.
  5. Продолжать закреплять умение определять наличие звука в слове (на материале изученных звуков).
  6. Учить определять конечный гласный в словах.
  7. Дать представление о гласных и согласных звуках, и их различиях.
  8. Учить выделять согласные  «п», «т» из ряда звуков, затем из ряда слогов.
  9. Учить выделять из слова первый и последний согласный (на материале изученных звуков).
  10. Учить проводить анализ и синтез обратного слога типа АП (на материале изученных звуков).
  11. Дать понятия: звук, гласный, согласный, слово.
  1. Закрепить представление детей о твердости – мягкости согласных, дать понятие звонкости – глухости.
  2. Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализа  слов.
  3. Познакомить детей с согласным «й», учить определять место этого звука в слове, упражнять в подборе слов с этим звуком.
  4. Закрепить навыки слогового анализа слов.
  5. Продолжать изучать простые предлоги, учить анализировать предложения с ними и составлять их графические схемы.

ДЕКАБРЬ

  1. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками.
  2. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по звонкости \ глухости  (сначала по 2 слога, потом по 3).
  3. Закрепить понятия:  начало, конец слова. Дать понятие: середина слово.
  4. Познакомить детей с согласными звуками «н», «м», «к».
  5. Учить определять место звука в слове: начало, середина, конец.
  6. Учить детей проводить анализ и синтез прямых слогов типа: ПА.
  7. Учить детей проводить полный звукобуквенный анализ слов типа: кот.
  8. Дать понятие: предложение.
  1. Упражнять детей в различении твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.
  2. Познакомить детей с j-тированными гласными (е, е, ю, я).
  3. Учить детей проводить полный звукобуквенный анализ слов типа: кошка, мишка, Наташа.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

ЯНВАРЬ

  1. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по мягкости \ твёрдости.
  2. Учить детей воспроизводить слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков.
  3. Дать понятие: твёрдый - мягкий согласный звуки.
  4. Познакомить детей с согласными звуками: «б», «д» и их мягкими вариантами.
  5. Учить детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в изолированном положении, в слогах.
  6. Продолжать совершенствовать навык определения места звука в слове.

  1. Продолжать упражнять детей в различении согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
  2. Продолжать детей знакомить с j- тированными гласными. Познакомить с ролью j-тированных гласных в смягчении согласных.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

ФЕВРАЛЬ

  1. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными.
  2. Познакомить  детей с согласными звуками: «г», «ф», «в», «х» и их мягкими вариантами.
  3. Продолжать дифференцировать изученные твёрдые и мягкие согласные в слогах и словах.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Учить детей полному звукобуквенному анализу слов типа: осы, мак, нога, вата.
  6. Дать представление о гласных звуках, как слогообразующих.
  7. Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трёхсложных слов. Ввести понятие: «слово», «слог».
  8. Ввести понятие: «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.
  1. Познакомить детей с согласными звуками «ц», «ч», «щ».  Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
  2. Продолжать учить детей дифференцировать согласные звуки по изученным признакам.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  8. Познакомить детей с правилами правописания: ча-ща, чу-щу.

МАРТ

  1. Учить детей воспроизводить слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
  2. Познакомить детей с согласными звуками «с», «з» и их мягкими вариантами, гласным звуком «ы».
  3. Упражнять детей в определении места звука в слове, на материале пройденных звуков.
  4. Учить детей полному звукобуквенному анализу слов типа: стол, каток.
  5. Продолжать дифференцировать изученные согласные.
  6. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
  7. Закреплять навыки слогового анализа слов.
  8. Закреплять навыки анализа предложений без предлогов.
  9. Познакомить детей с некоторыми правилами правописания:

Раздельное написание слов в предложении;

Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных;

Точка в конце предложения.

10.Учить детей составлять детей графические схемы предложений.

11.Закреплять понятия: «звуки: гласные – согласные, твёрдые – мягкие», слово, предложение.

  1. Познакомить детей с согласными звуками «л», «р» и их мягкими вариантами. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
  2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина.
  3. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  4. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  5. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  6. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  7. Учить детей анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  8. Закрепить знания известных правил  правописания.

АПРЕЛЬ

  1. Закреплять представления о гласных и согласных звуках и их признаках.
  2. Продолжать детей с согласными звуками: «ш», «ж».
  3. Дать понятие: «согласный: звонкий - глухой».
  4. Закреплять умение детей определять место звука в слове (на материале изученных звуков).
  5. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа пройденных типов слов.
  6. Познакомить детей с правилом правописания: ши - жи.
  7. Закреплять навыки слогового анализа.
  8. Познакомить детей с простыми предлогами: на, под, в.
  9. Закреплять навыки анализа предложений без предлогов и простыми предлогами.

  1. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
  2. Сформировать у детей представление о том, что буквы «ь» и «ъ» не обозначают звуков.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  8. Учить детей анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  9. Закрепить знания известных правил  правописания.

МАЙ

  1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твёрдости – мягкости согласных.
  2. Познакомить детей с гласным звуком «э». Учить определять его место в слове.
  3. Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализа.
  4. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, середина, конец слова).
  5. Закреплять навык слогового анализа.
  6. Закреплять навыки анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  1. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  2. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Продолжать учить детей дифференцировать гласные и  согласные звуки по изученным признакам.
  5. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  6. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  7. Совершенствовать навык  анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  8. Закрепить знания известных правил  правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".

Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

ИГРОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....

"Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза у школьников"

Для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные с...