«Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалоотходах)»
план-конспект урока (7 класс)

«Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалоотходах)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_trud_otkr_urok.docx57.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа - интернат

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Открытый  урок по теме:

«Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалоотходах)»

Подготовил и провёл

учитель столярного дела:

Хмыров Е.А.

2015-2016 учебный год

Дата: ___________________

Класс: 7 «Б»

«Разметка и долбление с

квозного гнезда (на материалаотходах)»

Цель: систематизировать знания о долблении сквозного гнезда.

Задачи:

Образовательные: дать общее представление об инструментах: стамеска, долото и работе с ними.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки долбления, разметки, развивать моторику рук, внимательность, аккуратность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к школьному имуществу (столярным инструментам и верстакам), воспитывать взаимопомощь.  

Оборудование и материалы

линейка , карандаш, столярный угольник, стамеска, киянка, пиломатериалы, инструкционная карта по ТБ, планшет по ТБ, рейсмус.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Сядет тот, кто назовет инструмент и для чего он нужен.

  1. Повторение пройденного материала.

а) Восстановите последовательность действий при заточке пилы.

б) Догадайтесь, о каком инструменте идёт речь:

- из колодки и пера (угольник)

- на каком станке изготавливают цилиндрические детали (токарный станок)

-  каким инструментом производится криволинейное пиление (лобзик)

  1. Актуализация опорных знаний, объявление новой темы.
  • Вспомните, как называется самое простейшее угловое соединение брусков.
  • Какими инструментами надо воспользоваться для его изготовления.

Ребята, мы с вами знаем ряд соединений. Простейшие из них мы с вами вспомнили, но есть и более сложное, о котором мы с вами сегодня  поговорим.

Запись темы урока в тетради: «Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалаотходах)»

  1. Изучение нового материала.

Давайте разберём один из элементов данного соединения. Этот элемент называется гнездо. Про его изготовление и пойдёт у нас речь.

 Для разметки гнезда сначала наносится первая риска поперек волокон на определенном расстоянии от торцевой базовой грани с помощью угольника, шила или карандаша. При этом, основание угольника прикладывается к базовой кромке или пласти в зависимости от того, с какой стороны требуется продолбить. Затем от проведенной риски (линии) или базового торца откладывается длина гнезда и проводится вторая риска (линия) с помощью угольника параллельно первой. После этого на одной чертилке рейсмуса устанавливается размер от базовой кромки или пласти до гнезда и проводится третья риска параллельно кромке, но перпендикулярно ранее намеченным двум рискам до их пересечения. На второй чертилке откладывается размер ширины гнезда, т. е. берется размер от кромки (пласти) до третьей риски и прибавляется ширина гнезда. Обычно при разметке учитывают ширину долота (или стамески), которым будут долбить. Затем проводится четвертая риска, как и третья, до пересечения с первой и второй рисками. Ограниченная рисками площадь и будет намечаемое гнездо.

Для сквозного долбления указанную разметку нужно перенести на противоположную сторону. С этой целью первую и вторую риски переводят по угольнику сначала на смежную вторую сторону, а затем на противоположную третью сторону (обозначим их цифрами 5 и 6). Затем теми же размерами рейсмуса проводят две риски 7 и 8 вдоль волокон на противоположной третьей стороне. При этом колодочку рейсмуса прижимают ко второй грани, то есть к одной боковой стороне детали, только с противоположной стороны. По продольным рискам полезно делать подрезку стамеской. Это предохранит края гнезда при выдалбливании от заколов, в особенности при свилеватой древесине.

Для долбления отверстий и гнезд долотом длинные детали укладывают в ряд на крышку верстака и садятся на них. Мелкие детали закрепляют на верстаке струбциной так, чтобы винт струбцины находился в подверстачье. В этих случаях работают стоя у верстака.

Отверстия в тонких деталях нужно долбить, складывая в пакеты. При выдалбливании односторонних сквозных гнезд под обрабатываемую деталь подкладывают отрезок доски для предохранения от порчи крышки верстака и скалывания краев гнезда.

При подстругивании, резании по линейке, при снятии фасок вдоль волокон, а иногда и поперек волокон и других работах стамеской деталь закрепляют на крышке верстака между клиньями.

При обработке стамеской криволинейных поверхностей в зависимости от размеров и профиля детали зажимают либо в передний винт, либо в заднюю зажимную коробку.

При резании торца под деталь (заготовку) подкладывают отрезок доски, который закрепляют между клиньями.

При зачистке гнезд, шипов и проушин в большинстве случаев деталь зажимают в заднюю зажимную коробку.

Физминутка:

Учитель показывает карточки с различными видами деревьев. Если хвойное дерево – обучающиеся приседают; если лиственное дерево – обучающиеся -хлопают в ладоши.

Долото нужно держать в руке твердо, чтобы оно не соскользнуло с зарубки внутрь гнезда или, наоборот, не ушло бы в сторону. Направление долота должно быть всегда перпендикулярно к продалбливаемой поверхности фаской внутрь гнезда.

При долблении гнезд левой рукой берут долото в обхват кистью левой руки за рукоятку, отступя примерно на 1,5 см от верхнего конца, правой рукой берут киянку, отступя 2—3 см от конца ее ручки, и садятся на брусок (или несколько брусков) так, чтобы правая нога опиралась на пол, а левая свисала над полом.

При долблении стоя с правого конца заготовки левая ступня ноги выдвигается вперед на 30—40 см по отношению к правой и располагается параллельно крышке верстака. Ступня правой ноги устанавливается под углом 70—80° к ступне левой ноги. При долблении с левого конца заготовки положение ног меняется наоборот.

При долблении нужно наносить киянкой по долоту уверенные и довольно сильные удары, направленные вдоль оси долота.

Для долбления долото устанавливают вертикально режущей кромкой (лезвием) поперек волокон бруска, отступив от линии разметки на 2—3 мм. При этом долото ставится фаской внутрь будущего отверстия. Первым ударом киянки по вертикально поставленному долоту прорубают древесину на небольшую глубину поперек волокон. Затем долото отставляют от прорубки вовнутрь гнезда на 1 — 1,5см, делают наклон от себя под углом 25—30° и наносят удар киянкой. Вторым ударом киянки по долоту частично перерубают, а частично скалывают захваченный участок древесины.

После этого вновь устанавливают долото вертикально на прежнее место у риски и ударом киянки углубляют в древесину, а затем отступают на толщину срубаемой стружки (3—5 мм). Таким образом, чередуя вертикальное перерезание волокон древесины около риски и срезание под углом, вырубают древесину с одного конца гнезда до полной его глубины, если оно не сквозное, и до половины толщины бруска, если продалбливают гнездо сквозное.

Захват древесины с одной стороны гнезда выполняют двумя способами. Первый способ, когда, переставляя долото, срубают древесину до половины длины гнезда, а затем устанавливают долото с другой стороны гнезда и такими же приемами срубают древесину. При этом позиция работающего не меняется, долото ставится вертикально фаской внутрь гнезда, но наклон долота делается на себя.

Некоторые столяры вторую половину гнезда выдалбливают, перевернув деталь вторым концом к себе, или пересаживаются (переходят) на другой конец детали.

Второй способ долбления заключается в том, что гнездо выдалбливают, не меняя расположения деталей, на всю его длину, не доходя до противоположной риски на 3—4 мм, а потом по этой риске долотом, поставленным перпендикулярно к поверхности и фаской внутрь гнезда, отрубают невыдолбленную часть древесины.

При срубании под углом стружку каждый раз обязательно подрезают на всю глубину, то есть до прорубленных волокон у торцов гнезда. При отделении стружки долото нельзя отклонять в стороны (ни вправо, ни влево). Стружку из выдалбливаемого гнезда удаляют долотом. При этом надо стараться не нажимать долотом на торцевые края гнезда и меньше раскачивать до-лото, так как от этого продольные стенки гнезда становятся неровными, а его торцевые края смятыми.

В целях предохранения торцевых краев гнезда от смятия при долблении отступают на 2—3 мм, а потом, когда гнездо будет выдолблено, ставят долото перпендикулярно и точно по риске фаской внутрь и легкими частыми ударами срубают ранее оставленную у рисок древесину до самого дна при несквозном долблении и встречным долблением в сквозных гнездах. Получаемую при этом стружку из гнезда вытряхивают (а не выбрасывают с помощью долота).

При сквозном долблении после выборки гнезда до половины толщины бруска его перевертывают противоположной стороной вверх и продолжают долбление в такой же последовательности, как было описано.

При долблении гнезд в косослойной и свилеватой древесине прорубают волокна и по продольным сторонам гнезда, так как перепутанные волокна такой древесины под нажимом долота не скалываются. При боковом прорубании волокон долото нужно держать вертикально фаской внутрь гнезда.

Долбление нужно делать с таким расчетом, чтобы по всему контуру выдолбленного гнезда были видны риски на половину их ширины.

Правильность выдолбленного гнезда проверяют на глаз, при этом деталь держат так, чтобы лучи света освещали гнездо внутри. Можно проверить правильность гнезда при помощи стамески. Для этого стамеску прикладывают кромкой к торцевым, а полотном к долевым стенкам гнезда. Стороны гнезда должны быть ровными и перпендикулярными к поверхности детали.

        При подстругивании зачистке неровностей стамеску держат в обхват ладонью правой руки за конец рукоятки, ладонью левой руки обхватывают переднюю часть стамески (полотно). Правой рукой нажимают на торец рукоятки, заставляя стамеску врезаться и двигаться вперед, левой рукой регулируют толщину снимаемой стружки и направление резания. При этом режущую кромку стамески располагают не перпендикулярно к волокнам, а под острым углом к ним. От этого резать становится легче.

 

Приемы резания стамеской

Приемы резания стамеской: а — зачистка гнезд под петли, б— резание по линейке, в — подрезание вдоль волокон, г — срезание торцевой фаски, д — срезание долевой фаски, е — зачистка торца, ж — резание из-под плеча, з — резание (закругление) поперек волокон, и — срезание фаски на конце бруска, к — срезание торца бруска вдоль волокон, л — резание (зачистка) криволинейной поверхности с внешним закруглением, м — резание (зачистка) криволинейной поверхности с закруглением внутрь детали, н — подрезка и зачистка шипа

 

При подстругивании фаска стамески скользит по обрабатываемой поверхности. Угол резания регулируется правой рукой и зависит от толщины снимаемого слоя.

При подчистке шипа фаска стамески направлена вверх, а полотно (лопасть) полностью прижимается к обрабатываемой поверхности.

При снятии фаски на торце детали хватка инструмента такая же, как при подстругивании, а фаска стамески направлена от материала, ребро срезается под острым углом по отношению к волокнам. Угол резания зависит от ширины фаски. Левая рука слегка прижимается к обрабатываемой поверхности, так как в таком положении легче регулировать направление резания и толщину снимаемого слоя. Таким же образом можно срезать фаски и вдоль волокон. Но в отдельных случаях требуется срезать фаску движением на себя. Для этого стамеску берут двумя пальцами (большим и указательным) за рукоятку, три остальные прижимают полотно к ладони и немного опирают на обрабатываемую пласть. Два пальца (указательный и средний) прижимают стамеску к ребру. При этом фаска направлена от заготовки. Стамеска удерживается под острым углом.

При обработке криволинейных поверхностей (выпуклых) фаска стамески направлена от материала. Хватка инструмента примерно такая же, как и при подстругивании.

При обработке вогнутых поверхностей правой рукой берут за рукоятку в обхват, большим и указательным пальцем левой руки держат стамеску близко у режущей кромки и направляют полотно при обработке. Для устойчивости левая рука опирается на материал (затовку).

Резанием сплеча обрабатывают торцы. При этом правой рукой берут за полотно, рукояткой упирают в правое плечо, левой рукой прижимают обрабатываемый материал. В этих случаях стамеска ставится вертикально.

При резании по линейке стамеску держат четырьмя пальцами правой руки за полотно, большой палец упирается в рукоятку, а линейку прижимают левой рукой. Передняя грань полотна прижимается к линейке. Стамеску держат вертикально, то есть в плоскости резания. Чтобы удобнее было перерезать волокна древесины, стамеску наклоняют от себя на 25—30°.

  1. Первичное закрепление нового материала. 

а) Фронтальная беседа по вопросам:

  • Давайте вспомним, какие режущие инструменты используются для долбления отверстия? (долото, стамеска)
  • Какие разметочные инструменты используются для разметки гнезда? (угольник, карандаш, рейсмус, линейка)
  • Расскажите, как выдалбливаются сквозные гнёзда в тонких заготовках?
  • Давайте вспомним, технику безопасности при работе со стамеской (долотом)?

б) Самостоятельная работа учащихся. 

Обучающиеся получают технологические карты, по ним они выполняют практическую работу, заключающуюся в разметке и долблении гнезда.

  1. Домашнее задание.

Повторить технику безопасности при работе в столярной мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разметка и изготовление прямого сквозного шипа

план-конспект урока для 6 класса...

Открытый урок на тему "Долбление гнезд в ножках табурета"

План проведения открытого урока на тему "Долбление гнезд в ножках табурета"...

Конспект урока столярного дела в 6 классе "Долбление сквозного гнезда"

Конспект урока столярного дела для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида...

Презентация "Назначение долбления инструменты приёмы долбления ТБ при долблении", 6 класс

Презентация "Назначение долбления инструменты приёмы долбления ТБ при долблении", 6 класс...

Тема: « Долбление сквозного гнезда». 6 класс

Урок столярного дела в коррекционной школе VIII-го вида....

Открытый урок по столярному делу "Разметка гнезда" (видеоурок)

https://www.youtube.com/channel/UCY7E5uacM1cNWRMzJfuZGmA?feature=emb_ch_name_ex...

Урок: "Технология долбления сквозного гнезда"

Урок по столярному делу "Технология долбления сквозного гнезда", для учащихся 6 - го класса коррекционной школы....