«Разметка и запиливание шипа».
план-конспект урока (8 класс)

«Разметка и запиливание шипа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разметка и запиливание шипа».

Цель:

1. Ознакомить с технологией изготовления столярного шипа. Совершенствовать навыки работы с ручным столярным инструментом.

2. Развивать мышление на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля в процессе выполнения практической деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

  1. Повторение пройденного материала
  • Что такое угловое серединное соединение брусков на сквозной шип? В чем его сущность?
  • От чего зависит прочность указанного соединения?
  • В каких изделиях, имеющихся в мастерской, применяется угловое серединное соединение на сквозной шип?

  1. Сообщение материала урока

Разметка шипа

Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.http://0

Изготовление шипа1

Запиливание шипа. После разметки приступают к запиливанию шипа. Эту операцию выполняют с помощью лучковых шиповых пил с шириной полотна 40— 50 мм или ножовок. Зубья у таких пил прямоугольной формы, высотой 3—5 мм. Перед пилением брусок закрепляют в заднем или боковом зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Так, например, в боковом зажиме крепят очень широкие или длинные (более 1 м) детали. Запомните, что при запиливании шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок, а при долблении гнезда стамеску устанавливают внутри проушины, но рядом с риской.

Последовательность операций при запиливании шипа:

  1. Подготовить пилу к работе.
  2. Закрепить брусок в зажиме верстака.
  3. Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от нее).
  4. Осторожно сделать первый короткий разрез.
  5. Контролируя работу по линиям разметки, запилить половину шипа
  6. Сделать такой же пропил с другой стороны шипа.
  7. Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие операции, закончить пропил до линии разметки.

Спиливание щечек. 3

Для этой операции применяются пилы шириной полотна 35—50 мм и мелкими зубьями высотой 2—4 мм, имеющими форму прямоугольного треугольника. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. Проще всего работать, прижав брусок к упору на верстаке, но такая операция требует от учащихся определенных навыков и довольно утомительна.

При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа.

Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо очень внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.

Подгонка шипа к гнезду. Опытный столяр выполняет элементы соединения так, что шип плотно входит в гнездо. Такое соединение очень прочное и надежное.

Но иногда из-за погрешностей в разметке и изготовлении шип или совсем не входит в гнездо, или, наоборот, остаются очень большие зазоры. В первом случае приходится подгонять шип к гнезду, удаляя стамеской или напильником лишний материал. Это вынужденные, дополнительные операции, на них затрачивается много времени. Так что намного быстрее и лучше сразу качественно размечать и изготавливать шип и гнездо. Во втором случае, когда шип значительно меньше гнезда, соединения не получится — это брак.

  1. Практическая работа

Разметка и запиливание шипа на материалоотходах. Контроль выполнения работы.

  1. Подведение итогов урока

Анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причин и способов устранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разметка и запиливание шипов и проушин»

Технология получения шипового столярного соединения. 1) Разметка. Разметка является характерной особенностью этого вида соединения. Она будет состоять из нескольких этапов:  Размет...

Запиливание шипа и долбление проушины. http://nsportal.ru/node/1929807/svidetelstvo/0

Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....

Запиливание шипа и долбление проушины.

Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....

Разметка и запиливание шипа

Данный материал предназначен для учащихся 6 классов....

Запиливание шипа и долбление проушины.

Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....

Запиливание шипа и долбление проушины

Научить учащихся правильно запиливать шип и долбить проушину,  совершенствовать знания, умения и  навыки при изготовлении шипового соединения....

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».

Ознакомление с  технологией изготовления столярного шипа. Совершенствование навыков работы с ручным столярным инструментом;развивитие мышления на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконт...