Разметка и запиливание шипов и проушин»
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Технология получения шипового столярного соединения. 
1) Разметка. 
Разметка является характерной особенностью этого вида соединения. Она будет состоять из нескольких этапов: 
 Разметить длину шипа и глубину проушины; 
• Чему будет равна длина шипа и глубина проушины? 
 Разметить шип и проушину с обеих сторон заготовки. 
• Чему будет равна толщина шипа и щёчек проушины, если толщина моей заготовки равна 30мм? 
2) Запиливание шипа и проушины. 
Хочу обратить ваше внимание на то, что при пилении линия разметки должна оставаться на заготовке, а не на удаляемой части. 
Затем проводят поперечное спиливание участков древесины для получения шипа. 
3) Выдалбливание проушины. 
Проушины и гнёзда получают с помощью долот и стамесок. Каждый из этих инструментов представляет собой стальной стержень с насаженной на него ручкой. 
Рассмотрим порядок выдалбливания проушины: 
- переднюю поверхность долота обращают к дну проушины; 
- долото держат вертикально и наносят удар киянкой; 
- затем отступают от зарубки 5-8мм и наносят удар под наклоном; 
- когда выдолблено больше половины глубины проушины, заготовку переворачивают и долбят с противоположной стороны.
4) Подгонка шипов и проушин. 
При необходимости их подрезают стамеской и зачищают рашпилем. Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец ручки стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. 
5) Склеивание шипового соединения. 
Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе, а затем склеивают. 
6) Зачистка соединения. 
Для того, чтобы убрать неровности на стыках, застывшие клеевые потёки, соединение необходимо прострогать. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

1.Технология. 
2. 7 класс 
3.Чернышев Андрей Николаевич

4. Программа по курсу «технология», базовый уровень; учебник «Технология» 7 класс под редакцией Симоненко В.Д 
5. Тема урока: «Разметка и запиливание шипов и проушин. Изготовление ящика для мелочей». 
6. Цель урока: научить учащихся выполнению шиповых столярных соединений; способствовать развитию технического мышления; воспитывать у учащихся способность рационально использовать материал. 
7.Оборудование: столярный инструмент, заготовки из древесины. 
8.Ход урока. 


I. Организационный момент. (2-3 мин) 
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Повторение ранее изученного материала. (2-3мин) 
• Из каких элементов состоит шиповое столярное соединение? (Ответ: шип-проушина, шип-гнездо) 
• От чего зависит количество шипов? ( Ответ: от толщины деталей) 
• Чему равна толщина шипа? (Ответ: 0,4*S0) 
• Чему равна толщина щёчек проушины? ( Ответ:S1=S3=1/2(S0-S2) ) 
• Где чаще всего используют такое соединение?(Ответ: двери, окна, мебель и др)

III. Изучение нового материала.(10-15 мин) 
На сегодняшнем уроке мы с вами изучим технологию получения шипового солярного соединения. Итак, запишем заголовок:
Технология получения шипового столярного соединения. 
1) Разметка. 
Разметка является характерной особенностью этого вида соединения. Она будет состоять из нескольких этапов: 
Разметить длину шипа и глубину проушины; 
• Чему будет равна длина шипа и глубина проушины? 
Разметить шип и проушину с обеих сторон заготовки. 
• Чему будет равна толщина шипа и щёчек проушины, если толщина моей заготовки равна 30мм? 
2) Запиливание шипа и проушины. 
Хочу обратить ваше внимание на то, что при пилении линия разметки должна оставаться на заготовке, а не на удаляемой части. 
Затем проводят поперечное спиливание участков древесины для получения шипа. 
3) Выдалбливание проушины. 
Проушины и гнёзда получают с помощью долот и стамесок. Каждый из этих инструментов представляет собой стальной стержень с насаженной на него ручкой. 
Рассмотрим порядок выдалбливания проушины: 
- переднюю поверхность долота обращают к дну проушины; 
- долото держат вертикально и наносят удар киянкой; 
- затем отступают от зарубки 5-8мм и наносят удар под наклоном; 
- когда выдолблено больше половины глубины проушины, заготовку переворачивают и долбят с противоположной стороны.
4) Подгонка шипов и проушин. 
При необходимости их подрезают стамеской и зачищают рашпилем. Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец ручки стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. 
5) Склеивание шипового соединения. 
Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе, а затем склеивают. 
6) Зачистка соединения. 
Для того, чтобы убрать неровности на стыках, застывшие клеевые потёки, соединение необходимо прострогать. 

IV. Практическая работа. 
Практическая работа: «Шиповое соединение деталей изделия из древесины». 
1) Организация рабочего места. 
2) Вводный инструктаж. 
Объяснение задания: 
- прочтите изображение деталей; 
- получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением; 
- рассчитайте размер шипа и толщину щёчек; 
- составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров; 
- по рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки; 
- закрепите на верстаке заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление; 
- подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения; 
- склейте шиповые соединения и зажмите их; 
- зачистите шиповые соединения. 
Правила техники безопасности: 
1. Надёжно закрепляйте обрабатываемый материал. 
2. Работайте только исправным инструментом. 
3. Работайте только на верстаке. 
4. Нельзя направлять режущую кромку стамески на себя. 
5. По окончании работы долото(стамеску) нужно класть лезвием от себя. 
3) Самостоятельная работа учащихся. 
4) Текущий инструктаж. 
Текущие наблюдения, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы, проверка правильности выполнения заданий. 
5) Заключительный инструктаж. 
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

V. Итоговая часть. 
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины – шкантами и шурупами с нагелями.

Домашнее задание: 
1) повторить пройденный материал; 
2) прочитать параграф 8 стр. 37-43. 
Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Разметка и изготовление шипов и проушин"

Материал  к уроку содержит теорию и презентацию....

Запиливание шипа и долбление проушины. http://nsportal.ru/node/1929807/svidetelstvo/0

Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....

Запиливание шипа и долбление проушины.

Методическая разработка урока для учащихся 6 класса, которую можно использовать при изучении темы Шиповое соединение....

Методическая разработка урока по теме «Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипов и проушин.»

Методическая разработка может быть использована при проведении урока в соответствии с ФГОС по теме «Шиповые столярные соединения.  Разметка и изготовление шипов и проушин.»...

Разметка и запиливание шипа

Данный материал предназначен для учащихся 6 классов....

«Разметка и запиливание шипа».

laquo;Разметка и запиливание шипа»....

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».

Ознакомление с  технологией изготовления столярного шипа. Совершенствование навыков работы с ручным столярным инструментом;развивитие мышления на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконт...